Гр.дело №а-658/20
Решение
Именем Российской Федерации
09 ноября 2020 года Талдомский районный суд <адрес> в составе судьи Румянцевой М.А. при секретаре ФИО2 рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сахинова ФИО6 к Администрации Талдомского городского округа об оспаривании решения об отказе в предоставлении государственной услуги, суд
Установил
Административный истец обратился в суд с иском к административному ответчику, просит признать незаконным решение №Р001-5469632379 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов, ссылаясь на то, что он является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке и имеет исключительное право на его приобретение в собственность за плату без проведения торгов.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3, административный иск поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, ссылаясь на то, что административный истец является собственником жилого дома, расположенного на данном земельном участке. Жилой дом возведен в установленном законом порядке, право собственности на него зарегистрировано в ЕГРН. Административный истец неоднократно обращался к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, однако ему в этом было отказано, последний раз решением от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что испрашиваемый участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, а именно -частично расположен в береговой полосе пруда, на участке расположена часть водного объекта – пруда. Решение административного ответчика просит признать незаконным, поскольку отсутствуют правовые основания для его принятия. Основания отказа предусмотрены ст.39.16 ЗК РФ. Никаких особых условий использования территории в отношении испрашиваемого земельного участка не установлено. Земельный участок расположен на землях населенных пунктов, с видом разрешенного использования – ИЖС, сформирован, поставлен на кадастровый учет и никаких ограничений использования не имеет. Наличие пруда на градостроительном плане земельного участка не подтверждает факт нахождения участка в береговой полосе пруда, а также наличие зоны с особыми условиями использования территории. Просит признать решение административного ответчика незаконным и обязать принять решение о предоставлении спорного земельного участка в собственность административного истца за плату без проведения торгов и возложить обязанность заключить договор купли-продажи земельного участка.
Представитель административного ответчика Администрации Талдомского городского округа ФИО4 административный иск не признал, суду пояснил, что решение администрации об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов ФИО1, как собственнику жилого дома, расположенного на испрашиваемом земельном участке, основано на заключении Главархитектуры об ограничении оборотоспособности земельного участка, расположенного в береговой полосе водного объекта-пруда, т.е в границах зоны с особыми условиями использования, поэтому в предоставлении Государственной услуги отказано. Отказ поддержан заключением МВК. Просит административный иск оставить без удовлетворения.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает административный иск не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
В соответствии со ст.39.3 п.2 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа:
6) земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;
В соответствии со ст.39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подп. 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении без торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 данного Кодекса.
Согласно определению Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 18-В09-32, в силу п. 2 ст.39.16 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, из содержания данных правовых норм следует, что вопросы приватизации земельных участков относятся к ведению Российской Федерации, и отказ в приватизации земельного участка возможен только по основаниям, установленным федеральным законодательством. При этом право выбора предоставляемого права (собственность или аренда) принадлежит указанным лицам.
В силу подпункта 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если испрашиваемый земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
В судебном заседании установлено, что в июле 2020 г. административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении Государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов» о предоставлении земельного участка площадью 1000 кв.м с КН 50:01:0020206:59, расположенного в д.<адрес> в собственность за плату без проведения торгов, как собственник расположенного на земельном участке жилого дома /л.д.68-77/.
Решением Администрации Талдомского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №Р№36676943 (985) отказано в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов в связи с его расположением в границах зоны с особыми условиями использования территории – береговой полосе пруда, на земельном участке расположена часть водного объекта/л.д.66-67,82/. Информация о вхождении участка в данную зону содержится в заключении Комитета по архитектуре и градостроительству /л.д.85/.
Согласно пункту 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект определен как природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Пунктом 3 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что к поверхностным водным объектам отнесены водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
В силу пункта 3 части 4 и части 4.1 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации береговая линия (граница водного объекта) пруда, водохранилища - определяется по нормальному подпорному уровню воды;
Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
В соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (часть 1). В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2).
Согласно ст.6 Водного Кодекса РФ береговая полоса водного объекта общего пользования предназначается для общего пользования, ее ширина составляет 20 метров. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, т.е общедоступными водными объектами.
Частичное нахождение испрашиваемого участка в береговой полосе пруда подтверждается заключением Комитета по архитектуре и градостроительству, административным истцом не опровергнуто, не доверять данному заключению у суда нет оснований. Расположение части водного объекта на испрашиваемом земельном участке следует и из Градостроительного плана земельного участка /л.д.39/.
Отказ в предоставлении услуги согласован межведомственной комиссией Министерства имущественных отношений <адрес> /л.д.83/.
Иных достаточных и достоверных доказательств отсутствия водного объекта, суду не представлено. Обращение административного истца в Федеральное агентство водных ресурсов и Министерство природных ресурсов и экологии РФ такими доказательствами не являются. А получение информации из указанных органов об обратном не лишает административного истца права обратиться к административному ответчику вновь с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
На основании изложенного, суд считает, что административному истцу обоснованно отказано в предоставлении заявленной Государственной услуги о предоставления земельного участка в собственность за плату без проведения торгов согласно пп. 2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, поскольку земельный участок не может быть предоставлен в собственность за плату по основанию, указанному в п.14.1 ст.39.16 Земельного Кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, требования административного истца о признании незаконным решения Администрации Талдомского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № (№Р№36676943 ) суд оставляет без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,суд
Решил:
Административный иск ФИО1 к Администрации Талдомского городского округа об оспаривании решения об отказе в предоставлении государственной услуги оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Московский областной суд через Талдомский районный суд.
Отпечатано в совещательной комнате.
Судья Румянцева М.А.
Мотивированное решение
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.