№ 2А-1-218/2018
Решение
именем Российской Федерации
21 мая 2018 года р.п. Степное
Советский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Степановой О.В.
при секретаре Якименко Е.Н.
с участием помощника прокурора Воеводиной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Советского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Советского муниципального района Саратовской области об утверждении нормативного акта, определяющего орган, регулирующий отношения связанные с проведением публичных мероприятий
установил:
прокурор Советского района Саратовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Советский районный суд с административным иском к администрации Советского муниципального района Саратовской области об утверждении нормативного акта, определяющего орган, регулирующий отношения связанные с проведением публичных мероприятий. Свои требования мотивирует тем, что, прокуратурой Советского района во исполнение поручения прокуратуры области проведен мониторинг муниципальной правовой базы органов местного самоуправления Советского муниципального района в части правового регулирования отношений, связанных с проведением публичных мероприятий, по результатам которого выявлен пробел правового регулирования.
Установлено, что администрацией Советского муниципального района в нарушение требований ст. 1 Закона Саратовской области от 19 декабря 2012 года N 205-ЗСО «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Саратовской области», не разработан и не утвержден правовой акт, определяющий уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района, на территории которого намечается проведение публичного мероприятия, в который подается уведомление о проведении публичного мероприятия.
В целях устранения пробела правового регулирования, а также в целях реализации полномочий, предоставленных прокурору ст. 9 Федерального закона от 07 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 42 Устава Советского муниципального района, прокуратурой района в январе 2018 года главе Советского муниципального района, направлено предложение о разработке и принятии нормативного акта, определяющего уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района, в который подается уведомление о проведении публичного мероприятия.
Вместе с тем, администрацией Советского муниципального района направленное прокуратурой района предложение о разработке и принятии вышеуказанного нормативного акта проигнорировано.
Как указывает административный истец, до настоящего времени на территории Советского муниципального района отсутствует действующий муниципальный акт, определяющий уполномоченный орган, отношения в данной сфере не урегулированы.
Истец полагает, что проведение публичных мероприятий в отсутствие установленного порядка может привести к организации незаконных публичных мероприятий, в ходе которых возможно нарушение прав жителей и гостей Советского муниципального района, причинение либо угроза причинения вреда жизни, здоровью либо имуществу граждан, а также авторитету органов власти.
Непринятие нормативного акта, определяющего уполномоченный орган местного самоуправления, в который подается уведомление о проведении публичного мероприятия, свидетельствует и о неопределении и неясности порядка проведения публичных мероприятий, что является недопустимым, поскольку свидетельствует о провале в муниципальном правовом поле Советского муниципального района.
Исходя из анализа приведенных правовых норм, административный истец полагает, что вышеуказанным законом конкретный уполномоченный орган на территории Советского муниципального района не определен, правовые отношения в данной сфере ни федеральным, ни региональным законодательством не урегулированы, существует правовая неясность, не определено полномочие по рассмотрению уведомлений о проведении публичных мероприятий и в соответствующих статьях Устава Советского муниципального района, устанавливающих компетенцию представительного органа муниципального района (ст. 18, 20 Устава), главы муниципального района (ст. 24, 25 Устава), администрации Советского муниципального района (ст. 28, 30 Устава), контрольно-счетного органа муниципального района (ст. 34 Устава).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора в суд с требованиями о признании незаконным бездействия администрации Советского муниципального района Саратовской области, выразившееся в неразработке и неутверждении нормативного правового акта, определяющего уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района, на территории которого намечается проведение публичного мероприятия, в который подается уведомление о проведении публичного мероприятия; возложении на администрацию Советского муниципального района Саратовской области обязанности в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу утвердить нормативный акт, определяющий уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района, на территории которого намечается проведение публичного мероприятия, в который подается уведомление о проведении публичного мероприятия.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Советского района Воеводина А.В., уточнила заявленные исковые требования. От требований в части признании незаконным бездействия администрации Советского муниципального района Саратовской области, отказалась.
В остальной части требования уточнила и просила возложить на администрацию Советского муниципального района Саратовской области обязанность в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу, определить структурное подразделение, в который будет подаваться уведомление о проведении публичного мероприятия.
Представитель административного ответчика - администрации Советского муниципального района Саратовской области, Жигачева Л.В., действующая по доверенности в судебном заседании признала уточненные административные исковые требования прокурора в полном объеме.
Изучив представленное административное исковое заявление, заслушав пояснения помощника прокурора, представителя административного ответчика, исследовав доказательства, представленные в обоснование заявленных требований, суд приходит к следующему.
Установлено что прокуратурой Советского района проведен мониторинг муниципальной правовой базы органов местного самоуправления Советского муниципального района в части правового регулирования отношений, связанных с проведением публичных мероприятий, по результатам которого выявлен пробел правового регулирования.
Администрацией Советского муниципального района в нарушение требований ст. 1 Закона Саратовской области от 19 декабря 2012 года N 205-ЗСО «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Саратовской области» не определено структурное подразделение администрации, в который подается уведомление о проведении публичного мероприятия.
Частью 1 статьи 42 Устава Советского муниципального района прокурору района предоставлено право подготовки проектов муниципальных правовых актов в порядке правотворческой инициативы.
В январе 2018 года главе Советского муниципального района, прокурором направлено предложение об определении структурного подразделения администрации, в который должно подаваться уведомление о проведении публичного мероприятия. Администрацией Советского муниципального района направленное прокуратурой района предложение о разработке и принятии вышеуказанного нормативного акта проигнорировано.
Согласно информации администрации Советского муниципального района в прокуратуру района от 18 января 2018 года № 118м о результатах рассмотрения направленного предложения, ввиду того, что, по мнению администрации района, порядок уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Саратовской области определен Законом Саратовской области от 19 декабря 2012 года № 205-ЗСО «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Саратовской области», определение уполномоченного органа на муниципальном уровне и регулирование отношений в сфере проведения публичных мероприятий не требуется, в удовлетворении предложения отказано.
При указанных обстоятельствах, суд соглашается с позицией административного истца о том, что на территории Советского муниципального района не определено структурное подразделение администрации, в который должно подаваться уведомление о проведении публичного мероприятия.
При этом, четкая и конкретная регламентация процесса подачи уведомлений, порядка проведения публичных мероприятий в условиях реальности является актуальной и необходимой, особенно учитывая, участившиеся случаи проведения публичных мероприятий, в том числе несанкционированных.
Проведение публичных мероприятий в отсутствие установленного порядка может привести к организации незаконных публичных мероприятий, в ходе которых возможно нарушение прав жителей и гостей Советского муниципального района, причинение либо угроза причинения вреда жизни, здоровью либо имуществу граждан, а также авторитету органов власти.
В соответствии со ст. 31 Конституции Российской Федерации гражданам Российской Федерации предоставлено право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Согласно Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.
В соответствии с ч.1 ст. 5 указанного Закона, на организатора публичного мероприятия возложена обязанность подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.
Однако, на территории Советского муниципального района не определен орган, иное структурное подразделение, которому делегированы полномочия по рассмотрению уведомлений о проведении публичных мероприятий, чем нарушаются права граждан, постоянно и временно находящихся и проживающих на территории Советского муниципального района, и пожелавших воспользоваться предоставленным им Конституцией Российской Федерации правом на проведение публичных мероприятий.
При указанных обстоятельствах, суд находит уточненные требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по доказательствам, имеющимся в деле, с учетом позиции административного истца, признания требований административным ответчиком.
Одновременно, в силу части 1 ст. 39 КАС РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 293, 175 - 180 КАС РФ, суд
решил:
возложить на администрацию Советского муниципального района Саратовской области обязанности в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения в законную силу, определить структурное подразделение администрации, в который надлежит подавать уведомление о проведении публичного мероприятия.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Советский районный суд.
Председательствующий О.В. Степанова