РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2021 года
Куйбышевский районный суд г. Иркутска
в составе: председательствующего судьи Глуховой Т.Н.,
при секретаре Сенченко Н.В.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело №2а-1111/2021 по административному иску МИФНС России № 16 по Иркутской области к Курковой Ольге Николаевне о взыскании задолженности,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 16 по Иркутской области обратилась в суд с административным иском, в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность за 2017 год по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в размере 3676,94 рублей, по пени по страховым взносам на ОМС в ФФОМС в размере 702, 58 рублей, а всего взыскать 4379,52 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик в период с 01.02.2013 по 28.12.2017 осуществляла предпринимательскую деятельность, в связи с чем являлась плательщиком страховых взносов.
Поскольку после направления налогового требования задолженность административным ответчиком оплачена не была, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Судебный приказ был отменен по заявлению должника.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Административный ответчик Куркова О.Н. в судебное заседание не явилась, извещалась судом надлежащим образом, о причинах неявки суд не известила, какие-либо заявления или ходатайства от неё судом получены не были. Между тем, суд полагает, что о наличии данного спора административному ответчику известно уже хотя бы потому, что она обращалась к мировому судье с заявлением об отмене судебного приказа.
С учетом положений ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц, извещенных о судебном заседании.
Исследовав и оценив письменные доказательства в их совокупности, определив, какой закон должен быть применен по данному делу, суд приходит к следующему.
Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Судом установлено, что административный ответчик Куркова О.Н. в период с 01.02.2013 по 28.12.2017 осуществляла предпринимательскую деятельность, что подтверждается представленной суду выпиской из ЕГРИП.
Согласно ч.1 ст.425 НК РФ, тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Частью 2 той же статьи (в редакции, действующей до изменений, внесенных ФЗ от 03.08.2018 N 303-ФЗ) установлены тарифы страховых взносов в следующих размерах, если иное не предусмотрено настоящей главой: 1) на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 26 процентов; 3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.
Индивидуальный предприниматель должен уплачивать за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере (п.п.2 п.1 ст.419, п.1 ст.430 НК РФ).
В соответствии с п.1, 2 ст.432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Индивидуальные предприниматели, которые начали осуществлять предпринимательскую деятельность (прекратили осуществлять такую деятельность) в течение расчетного периода, определяют размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности (в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя). За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца (пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) (п.3-5 ст.430 НК РФ).
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплату страховых взносов ему надлежит осуществить не позднее 15 календарных дней с даты снятия его с учета в налоговом органе как индивидуального предпринимателя (п.5 ст.432 НК РФ).
Согласно п.п.2 п.1 ст.430 НК РФ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы за себя в фиксированном размере. При этом, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за расчетный период 2017 года составляют 4590 рублей.Поскольку налогоплательщик прекратил предпринимательскую деятельность 28.12.2017, сумма страховых взносов, подлежащая уплате на ОМС составляет 4552,98 рублей, исходя из следующего расчета: 4590/12*11+4590/12*28/31/
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются индивидуальными предпринимателями не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено ст.432 НК РФ.
Представленный суду расчет задолженности по страховым взносам является арифметически верным, административным ответчиком не оспорен.
Статьей 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 настоящего Кодекса. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков). В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Установлено также, что налоговым органом административному ответчику было направлено требование №34622 по состоянию на 13.03.2020, в котором указано на необходимость в срок до 29.04.2020 оплатить задолженность по страховым взносам на ОМС в размере 3676,94 рублей, по пени по страховым взносам на ОМС в размере 702, 58 рублей.
Требование было направлено административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика, получено ею 15.03.2020.
27.08.2020, то есть в пределах шестимесячного срока, установленного законом со дня окончания срока исполнения требования, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
27.08.2020 мировым судьей судебного участка № 11 Куйбышевского района г.Иркутска был вынесен судебный приказ, которым с Курковой О.Н. взыскана задолженность по страховым взносам на ОМС за 2017 год в размере 3676,94 рублей, по пени в размере 702, 58 рублей.
12.10.2020 судебный приказ был отменен по заявлению должника.
По настоящее время задолженность административным ответчиком не оплачена.
С настоящим административным иском в суд налоговый орган обратился с соблюдением установленного ст.46,48 НК РФ срока, то есть до истечения 6 месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа – 23.03.2021.
До настоящего времени недоимка по транспортному налогу административным ответчиком не погашена.
Исходя из вышеприведенных норм права и оценивая в совокупности представленные доказательства, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению в полном объёме.
В соответствии со ст. 114 ч. 1 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 400 рублей, от уплаты которой административный истец освобожден в силу закона.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 293-294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №16 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░<░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 2017 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3676,94 ░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 702, 58 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 4379,52 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░