№ 2-1712/2021

УИД 21RS0024-01-2021-002185-72

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 августа 2021 года город Чебоксары

    

Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Тимофеевой Е.М.,

при секретаре судебного заседания Сапаркиной А.И.,

с участием представителя истца Павлова С.Э., представителя ответчика Куприной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ивановой Ларисы Валерьевны к администрации Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики о признании незаконным решения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,

установил:

Иванова Л.В. обратилась в суд с иском к администрации Калининского района г.Чебоксары о признании незаконным решения администрации Калининского района г.Чебоксары от 05 марта 2021 года об отказе во включении в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, об обязании включить ее в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Требования мотивированы тем, что письмом от 05 марта 2021 г. администрация Калининского района г.Чебоксары отказала истцу во включении ее в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по тем основаниям, что за истцом закреплено право на жилое помещение, а также в связи с тем, что истец на момент обращения достигла возраста 23 лет. На основании Конституции РФ и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» она имеет право на предоставление ей жилья специализированного жилищного фонда, считает, что ответчиком нарушено ее право на жилище.

Истец Иванова Л.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель истца Павлов С.Э. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, и вновь привел их суду. Указал, что постановление правительства от 94 апреля 2019 года №397 прямо указывает на право лиц, достигших 23-летнего возраста лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями. Каких-либо оговорок на необходимость реализовать это право до 23 лет, не имеется.

Представитель ответчика администрации Калининского района г. Чебоксары Куприна А.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска, указывая на то, что за истицей на основании постановления администрации Канашского района ЧР было закреплено право проживания в жилом доме в Канашском районе ЧР.

Представитель третьего лица администрации Канашского района ЧР, третье лицо Тимофеева М.К. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд
приходит к следующим выводам.

Согласно справке о рождении родителями Тимофеевой Л.В. являлись мать ФИО5, отец ФИО6, сведения об отце записаны со слов матери (л.д.7).

В связи с заключением брака истец сменила фамилию Тимофеева на Иванову, что следует из акта записи о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).

Мать истца ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).

Тимофеева Л.В. (ранее Иванова) признана сиротой с 24 октября 2000 года, что следует из справки инспектора по опеке и попечительства администрации Канашского района ЧР от 28 июля 2001 года (л.д.10).

Постановлением главы администрации Канашского района ЧР от 24 октября 2010 г. Тимофеевой Л.В. назначен попечитель Тимофеева М.К. (бабушка несовершеннолетней), закреплена жилая площадь в доме, площадью <данные изъяты> кв.м в <адрес>, принадлежащая Тимофеевой М.К. на праве личной собственности (л.д.9).

Принадлежность дома <адрес> Тимофеевой М.К. на праве собственности с 18 ноября 1991 года подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д.46-47).

Из выписки из лицевого счета от 09 февраля 2021 года усматривается, что Иванова Л.В. состоит на регистрационном учете по адресу <адрес> 19 декабря 2013 года (л.д.49).

16 февраля 2021 года Иванова Л.В. из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениям, обратилась в администрацию Калининского района г.Чебоксары с заявлением о включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д.27-30).

05 марта 2021 года заявителю был ответ об отсутствии возможности удовлетворить ее заявление в связи с тем, что постановлением главы администрации Канашского района Чувашской Республики от 24 октября 2000 года за ней было закреплено право проживания в жилом доме <адрес> (л.д.25-26).

В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке».

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Указывая на незаконность отказа в постановке истицы, как лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями истица указывает на отсутствие в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» такого понятия как «закрепленное право проживания в жилом помещении».

Действительно, анализ части 1 ст.8 названного федерального закона показывает, что закрепление за лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей права, право проживания в жилом помещении не является основанием для отказа в постановке на учет.

В то же время, обсуждая законность отказа в постановке на учет истицы, как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, суд обращает внимание на следующее.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

При этом в соответствии с ч. 2 ст.4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с п. 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

При этом следует учитывать, что предоставление вне очереди жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были находиться либо встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки, поскольку дополнительные гарантии, установленные данным законом, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет.

Поскольку истица Иванова Л.В. на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2021 года №15-ФЗ не обладала нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числе детей-сирот, то есть, в возрасте до 23 лет в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года), пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №15-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) не обращалась с заявлением о принятии ее на учет для получения жилья, не принята на учет органами местного самоуправления (ей также не было незаконного отказано в принятии на такой учет).

Соответственно Иванова Л.В. по достижении возраста 23 лет – ДД.ММ.ГГГГ – утратила свой статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а соответственно и право на социальную поддержку от государства.

Суду не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что Иванова Л.В. до достижения возраста 23 лет своевременно обращалась в администрации по месту жительства по вопросу включении ее в списки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей. То есть, доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших ее обращению в компетентный орган в период с 18 до 23 лет, суду не представлены.

Исходя из того, что на момент обращения 16 февраля 2021 года в администрацию Калининского района с заявлением ей было более 23 лет, ранее на учете не состояла, суд считает, что на момент обращения она уже утратила статус лица из детей-сирот, и детей, оставшегося без попечения родителей, и не может быть отнесена к категории лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди.

При тех обстоятельствах, что истец ранее на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в администрации не состояла, на момент обращения в суд с иском утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достижение определенного возраста должно рассматриваться по аналогии с пресекательным сроком, по истечении которого утрачивается материальное право.

Доводы истца об уважительности причин пропуска срока на обращение с заявлением о постановке на учет не могут быть приняты во внимание, поскольку указанный срок является пресекательным и не относится к сроку исковой давности либо иному сроку подлежащему восстановлению.

Таким образом, Иванова Л.В. на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ не обладала не реализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот, то есть она в возврате до 23 лет в соответствии со ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) не обращалась с заявлением о принятии ее на учет для получения жилья, не принята на учет органами местного самоуправления, ей также не было отказано в принятии на такой учет.

С учетом вышеизложенного суд считает необходимым отказать Ивановой Л.В. в удовлетворении исковых требований к администрации Калининского района г. Чебоксары о признании незаконным отказа, обязании включить в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей,.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ 23 ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ 23 ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░    ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31 ░░░░░░░ 2021 ░.

2-1712/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Иванова Лариса Валерьевна
Ответчики
администрация Калининского района г. Чебоксары
Другие
Тимофеева Мария Кузьминична
Павлов Сергей Эдуардович
Администрация Канашского района ЧР
Суд
Калининский районный суд г. Чебоксары
Судья
Тимофеева Елена Михайловна
Дело на сайте суда
kalininsky.chv.sudrf.ru
17.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2021Передача материалов судье
19.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2021Судебное заседание
28.07.2021Судебное заседание
24.08.2021Судебное заседание
31.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2021Дело оформлено
24.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее