№ 2-1712/2021
УИД 21RS0024-01-2021-002185-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 августа 2021 года город Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Тимофеевой Е.М.,
при секретаре судебного заседания Сапаркиной А.И.,
с участием представителя истца Павлова С.Э., представителя ответчика Куприной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ивановой Ларисы Валерьевны к администрации Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики о признании незаконным решения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,
установил:
Иванова Л.В. обратилась в суд с иском к администрации Калининского района г.Чебоксары о признании незаконным решения администрации Калининского района г.Чебоксары от 05 марта 2021 года об отказе во включении в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, об обязании включить ее в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Требования мотивированы тем, что письмом от 05 марта 2021 г. администрация Калининского района г.Чебоксары отказала истцу во включении ее в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по тем основаниям, что за истцом закреплено право на жилое помещение, а также в связи с тем, что истец на момент обращения достигла возраста 23 лет. На основании Конституции РФ и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» она имеет право на предоставление ей жилья специализированного жилищного фонда, считает, что ответчиком нарушено ее право на жилище.
Истец Иванова Л.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель истца Павлов С.Э. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, и вновь привел их суду. Указал, что постановление правительства от 94 апреля 2019 года №397 прямо указывает на право лиц, достигших 23-летнего возраста лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями. Каких-либо оговорок на необходимость реализовать это право до 23 лет, не имеется.
Представитель ответчика администрации Калининского района г. Чебоксары Куприна А.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска, указывая на то, что за истицей на основании постановления администрации Канашского района ЧР было закреплено право проживания в жилом доме в Канашском районе ЧР.
Представитель третьего лица администрации Канашского района ЧР, третье лицо Тимофеева М.К. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд
приходит к следующим выводам.
Согласно справке о рождении № родителями Тимофеевой Л.В. являлись мать ФИО5, отец ФИО6, сведения об отце записаны со слов матери (л.д.7).
В связи с заключением брака истец сменила фамилию Тимофеева на Иванову, что следует из акта записи о расторжении брака № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).
Мать истца ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).
Тимофеева Л.В. (ранее Иванова) признана сиротой с 24 октября 2000 года, что следует из справки инспектора по опеке и попечительства администрации Канашского района ЧР от 28 июля 2001 года (л.д.10).
Постановлением главы администрации Канашского района ЧР № от 24 октября 2010 г. Тимофеевой Л.В. назначен попечитель Тимофеева М.К. (бабушка несовершеннолетней), закреплена жилая площадь в доме, площадью <данные изъяты> кв.м в <адрес>, принадлежащая Тимофеевой М.К. на праве личной собственности (л.д.9).
Принадлежность дома <адрес> Тимофеевой М.К. на праве собственности с 18 ноября 1991 года подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д.46-47).
Из выписки из лицевого счета от 09 февраля 2021 года усматривается, что Иванова Л.В. состоит на регистрационном учете по адресу <адрес> 19 декабря 2013 года (л.д.49).
16 февраля 2021 года Иванова Л.В. из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениям, обратилась в администрацию Калининского района г.Чебоксары с заявлением о включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д.27-30).
05 марта 2021 года заявителю был ответ об отсутствии возможности удовлетворить ее заявление в связи с тем, что постановлением главы администрации Канашского района Чувашской Республики от 24 октября 2000 года № за ней было закреплено право проживания в жилом доме <адрес> (л.д.25-26).
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке».
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Указывая на незаконность отказа в постановке истицы, как лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями истица указывает на отсутствие в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» такого понятия как «закрепленное право проживания в жилом помещении».
Действительно, анализ части 1 ст.8 названного федерального закона показывает, что закрепление за лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей права, право проживания в жилом помещении не является основанием для отказа в постановке на учет.
В то же время, обсуждая законность отказа в постановке на учет истицы, как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, суд обращает внимание на следующее.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
При этом в соответствии с ч. 2 ст.4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с п. 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
При этом следует учитывать, что предоставление вне очереди жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были находиться либо встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки, поскольку дополнительные гарантии, установленные данным законом, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет.
Поскольку истица Иванова Л.В. на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2021 года №15-ФЗ не обладала нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числе детей-сирот, то есть, в возрасте до 23 лет в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года), пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №15-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) не обращалась с заявлением о принятии ее на учет для получения жилья, не принята на учет органами местного самоуправления (ей также не было незаконного отказано в принятии на такой учет).
Соответственно Иванова Л.В. по достижении возраста 23 лет – ДД.ММ.ГГГГ – утратила свой статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а соответственно и право на социальную поддержку от государства.
Суду не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что Иванова Л.В. до достижения возраста 23 лет своевременно обращалась в администрации по месту жительства по вопросу включении ее в списки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей. То есть, доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших ее обращению в компетентный орган в период с 18 до 23 лет, суду не представлены.
Исходя из того, что на момент обращения 16 февраля 2021 года в администрацию Калининского района с заявлением ей было более 23 лет, ранее на учете не состояла, суд считает, что на момент обращения она уже утратила статус лица из детей-сирот, и детей, оставшегося без попечения родителей, и не может быть отнесена к категории лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди.
При тех обстоятельствах, что истец ранее на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в администрации не состояла, на момент обращения в суд с иском утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достижение определенного возраста должно рассматриваться по аналогии с пресекательным сроком, по истечении которого утрачивается материальное право.
Доводы истца об уважительности причин пропуска срока на обращение с заявлением о постановке на учет не могут быть приняты во внимание, поскольку указанный срок является пресекательным и не относится к сроку исковой давности либо иному сроку подлежащему восстановлению.
Таким образом, Иванова Л.В. на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ не обладала не реализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот, то есть она в возврате до 23 лет в соответствии со ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) не обращалась с заявлением о принятии ее на учет для получения жилья, не принята на учет органами местного самоуправления, ей также не было отказано в принятии на такой учет.
С учетом вышеизложенного суд считает необходимым отказать Ивановой Л.В. в удовлетворении исковых требований к администрации Калининского района г. Чебоксары о признании незаконным отказа, обязании включить в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей,.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ 23 ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ 23 ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31 ░░░░░░░ 2021 ░.