Дело 5-41/2021, Э 5-41/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
пос. Черемисиново
Черемисиновского района Курской области 19 октября 2021 года
Судья Черемисиновского районного суда Курской области Кабанова О.М.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Токмакова Владимира Владимировича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, разведенного, <данные изъяты> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> являющегося индивидуальным предпринимателем – главой крестьянско-фермерского хозяйства, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородного правонарушения,
у с т а н о в и л:
Индивидуальный предприниматель – глава крестьянско-фермерского хозяйства Токмаков В.В. (далее по тексту ИП – Глава КФХ Токмаков В.В.) совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст.10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при следующих обстоятельствах.
30 августа 2021 года в 11 часов 00 минут в ходе внеплановой, выездной проверки в отношении ИП – Глава КФХ Токмакова В.В.) по адресу: <адрес>, <адрес>, было установлено, что на территории молочно-товарной фермы, принадлежащей Токмакову В.В. и предназначенной для содержания крупного рогатого скота: отсутствует ограждение, обеспечивающее недопущение проникновения диких животных (за исключением птиц и мелких грызунов) на их территорию. При въезде на территорию хозяйства отсутствует дезинфекционный барьер с дезинфицирующими растворами, не замерзающими при температуре ниже 0 °C, тем самым не обеспечивается обработка колес и шасси транспортных средств; отсутствует навозохранилище или площадка для хранения и биотермического обеззараживания навоза; при входе в животноводческое помещение отсутствует дезинфекционный коврик (кювет), тем самым не обеспечивается дезинфекция обуви; при посещении животноводческих помещений и обслуживании КРС отсутствует чистая продезинфицированная рабочая одежда и обувь; на летнем лагере не организовываются мероприятия по борьбе с грызунами, оводовыми и кровососущими насекомыми, отсутствуют планы проведения указанных мероприятий; в коровнике МТФ имеется не промаркированное должным образом оборудование, инвентарь, что является нарушением требований ст. 18 Закона «О ветеринарии» от 14.05.1993 года №4979-1, а также п. 4, 11, 28, 30, 31, 56 «Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации», утвержденных приказом Минсельхоза России № 622 от 21.10.2020 года.
Должностное лицо, составившее протокол об административное правонарушении в отношении ИП – Главы КФХ Токмакова В.В., государственный инспектор Курского межрайонного отдела государственного ветеринарного и фитосанитарного надзора Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям, Широков С.Г. полагал в судебном заседании обоснованными обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, поддержал их, дополнительно указал, что результаты лабораторных исследований крови, отобранной, в ходе проведенной проверки, от крупно-рогатого скота, принадлежащего ИП - Главе КФХ Токмакову В.В., были получены после передачи дела об административном правонарушении на рассмотрение в суд. Согласно данным исследованиям, в крови животных обнаружены такие заболевания как парагрипп-3, вирусная диарея, инфекционный ринотрахеит, включенные в Перечень заразных, в том числе особо опасных болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные меры (карантин). О данных исследованиях было письменно сообщено Токмакову В.В. и в Управление ветеринарии Курской области. До настоящего времени никаких мер в соответствии с действующим законодательством, принято не было. Вместе с тем, сырое молоко, полученное от больных животных, не допускается для производства продуктов его переработки и является нарушением п. 14 ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. В связи с чем, просит учесть выявленные нарушения технического регламента и назначить в отношении ИП – Главы КФХ Токмакова В.В. наказания в виде приостановления деятельности в части запрета реализации молодняка животных, а также сырого молока на 90 суток.
Представители Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям Орлов А.В. и Устенко И.А. в судебном заседании поддержали доводы Широкова С.Г.
Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ИП – Глава КФХ Токмаков В.В. в судебном заседании свою вину в совершении инкриминированного административного правонарушения признал полностью, просил строго не наказывать, пояснил, что им принимаются необходимые меры, направленные на устранение выявленных в ходе проверки 30.08.2021 года нарушений.
Помимо признания ИП – Главой КФХ Токмаковым В.В. своей вины, его виновность в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ полностью подтверждается совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании, а именно:
- решением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Красковской О.В. № 1036-РК от 20.08.2021 года о проведении выездной внеплановой проверки в период с 30.08.2021 года по 10.09.2021 года в отношении ИП Токмакова В.В., зарегистрированного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>;
- уведомлением ИП – Главе КФХ Токмакову В.В. о времени и месте проведения осмотра, досмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 30.08.2021 года;
- протоколом осмотра № 1036-РК и фототаблицей к нему от 30.08.2021 года, протоколом досмотра № 1036-РК от 30.08.2021 года, а также актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 10.09.2021 года, из которых следует, что в ходе внеплановой, выездной проверки, проводимой в период с 30.08.2021 года по 10.09.2021 года, деятельности ИП – Главы КФХ Токмакова В.В., занимающегося разведением молочного крупного рогатого скота и производством сырого молока, были выявлены нарушения п. 4, 11, 28, 30, 31, 56 «Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации», утвержденных Приказом Минсельхоза России № 622 от 21.10.2020 года, а также ст. 18 ФЗ «О ветеринарии» № 4979-1 от 14.05.1993 года, а именно по адресу: <адрес>, <адрес>, на территории молочно-товарной фермы отсутствует ограждение, обеспечивающее недопущение проникновения диких животных (за исключением птиц и мелких грызунов) на их территорию. При въезде на территорию хозяйства отсутствует дезинфекционный барьер с дезинфицирующими растворами, не замерзающими при температуре ниже 0 °C, тем самым не обеспечивается обработка колес и шасси транспортных средств; отсутствует навозохранилище или площадка для хранения и биотермического обеззараживания навоза; при входе в животноводческое помещение отсутствует дезинфекционный коврик (кювет), тем самым не обеспечивается дезинфекция обуви; при посещении животноводческих помещений и обслуживании КРС отсутствует чистая продезинфицированная рабочая одежда и обувь; на летнем лагере не организовываются мероприятия по борьбе с грызунами, оводовыми и кровососущими насекомыми, отсутствуют планы проведения указанных мероприятий; в коровнике МТФ имеется не промаркированное должным образом оборудование, инвентарь;
- предписанием № 1036-РК от 10.09.2021 года государственного инспектора Курского МРО, выданного ИП - Главе КФХ Токмакову В.В. об устранении в срок до 20.06.2022 года выявленных в ходе внеплановой выездной проверки нарушений обязательных требований «Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации», утвержденных Приказом Минсельхоза России № 622 от 21.10.2020 года,
- протоколом об административном правонарушении № 33-124-В-ИП/2021 от 13.09.2021 года по ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ, составленным надлежащим должностным лицом, в отношении ИП – Главы КФХ Токмакова В.В.;
- а также иными письменными материалами дела об административном правонарушении.
Согласно положениям ст. 2 Закона РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 "О ветеринарии", ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и регулирует отношения в области ветеринарии, в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Задачи в области ветеринарии исполняют: федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии; федеральный орган исполнительной власти по оказанию государственных услуг в области ветеринарии; федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в ветеринарии и другой закрепленной сфере деятельности, во взаимодействии с ветеринарными службами других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, с государственными ветеринарными службами субъектов Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 года № 450), оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая ветеринарию, а также по оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса. Реализуя задачи, поставленные перед ним в области ветеринарии, Министерство, в частности, принимает правила в области ветеринарии, перечень заразных и иных болезней животных, нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области ветеринарии.
Ветеринарные правила - это установленные в целях борьбы с эпизоотиями, заразными и массовыми незаразными болезнями животных (как домашних, так и изъятых в установленном порядке из окружающей среды диких животных) правила проведения ветеринарно-санитарных, лечебных, ветеринарно-профилактических мероприятий, карантинные правила, порядок ликвидации очагов заболеваний.
На основании положений ст. 18 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 "О ветеринарии", ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; предоставлять специалистам в области ветеринарии, являющимся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; до прибытия специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
Приказом Минсельхоза России № 622 от 21.10.2020 года утверждены «Ветеринарные правила содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации».
В соответствии с п. 4 названных Правил в хозяйствах необходимо устанавливать ограждения, обеспечивающие недопущение проникновения диких животных (за исключением птиц и мелких грызунов) на их территорию. Въезд на территорию Хозяйств (за исключением территории Хозяйств, на которой расположен жилой дом) должен быть оборудован дезинфекционным барьером с дезинфицирующими растворами, не замерзающими при температуре ниже 0 °C.
Согласно п. 11 данных Правил в хозяйствах должны быть созданы условия для обеззараживания навоза. Навоз в Хозяйствах необходимо убирать и складировать на навозохранилищах и (или) площадках для хранения и биотермического обеззараживания навоза, расположенных на территории Хозяйства вне здания, в котором содержится КРС.
Исходя из п.28 Правил для дезинфекции обуви при входе в животноводческое помещение должны устанавливаться дезинфекционные коврики (кюветы), заполненные поролоном, опилками или другим материалом, пропитанные дезинфицирующими растворами, по ширине прохода и длиной не менее 1 м.
При посещении животноводческих помещений и обслуживании КРС необходимо использовать продезинфицированную рабочую одежду и обувь. Выходить в рабочей одежде и обуви за пределы территории Хозяйств запрещается (п. 30 названных Правил).
Согласно п. 31 Правил на пастбищах должны организовываться мероприятия по борьбе с грызунами, оводовыми и кровососущими насекомыми, а также проводиться деларвация водоемов и мест выплода гнуса.
Как следует из п. 56 Правил оборудование, инвентарь маркируются и закрепляются за участком (цехом). Передавать указанные предметы из одного участка (цеха) в другие без обеззараживания запрещается.
Вместе с тем, несмотря на наличие вышеуказанных ветеринарных правил и обязанность их соблюдения и выполнения всеми хозяйствующими субъектами, они ИП – Главой КФХ Токмаковым В.В. при осуществлении деятельности по разведению крупного рогатого скота, нарушаются.
Выслушав всех участников процесса, исследовав и оценив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу о доказанности как события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ, так и виновности ИП – Главы КФХ Токмакова В.В. в его совершении.
Давая юридическую оценку содеянному, судья считает необходимым квалифицировать действия ИП – Главы КФХ Токмакова В.В. по ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ как нарушение ветеринарно-санитарных правил.
При этом, судья не может принять во внимание и согласиться с доводами представителей Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям о нарушении ИП - Главой КФХ Токмаковым В.В. п. 14 ТР ТС 033/2013 (Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции", принятым решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 г. № 67), согласно которому для производства продуктов переработки молока не допускается, в том числе использование сырого молока, полученного от больных животных и находящихся на карантине животных, поскольку протоколом об административном правонарушении нарушение названных требований ему в вину не вменялись. Кроме того, по мнению судьи, нарушение названных положений технического регламента образует состав иного административного правонарушения.
При назначении ИП – Главе КФХ Токмакову В.В. наказания судья учитывает обстоятельства совершения административного правонарушения, имущественное и финансовое положение ИП, а также характер совершенного деяния, связанный с нарушением требований ветеринарного законодательства, которые могут повлечь за собой непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, вред животным, возникновение эпидемии, эпизоотии, причинение существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды, и приходит к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде приостановления деятельности, которое заключается во временном запрете ИП – Главе КФХ Токмакову В.В. реализации молодняка животных с МТФ, расположенной по адресу: <адрес>
При этом, считаю, что назначение менее строгого вида административного наказания не сможет обеспечить достижения цели административного наказания.
В соответствии со ст. 32.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление подлежит исполнению службой судебных приставов-исполнителей.
Руководствуясь ст. ст. 23.1, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л :
Признать индивидуального предпринимателя – главу крестьянско-фермерского хозяйства Токмакова Владимира Владимировича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 60 (шестьдесят) суток, которое заключается во временном приостановлении деятельности по реализации молодняка животных с молочно-товарной фермы, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>
Постановление подлежит немедленному исполнению.
Постановление может быть обжаловано в Курский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья подпись О.М. Кабанова