Дело № 2-823/2015 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 января 2015 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Курнаевой Е.Г.,
при секретаре Озерных Е.В.,
с участием прокурора ФИО3, действующей на основании удостоверения,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <Адрес> гражданское дело по иску прокурора <Адрес> в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Департаменту образования администрации <Адрес> о возложении обязанности предоставить несовершеннолетней место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,
установил:
<Адрес> (далее по тексту - Прокурор), действующий в интересах несовершеннолетней ФИО1, обратился в Ленинский районный суд <Адрес> с иском к Департаменту образования администрации <Адрес> (далее по тексту - Департамент) о возложении обязанности предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Департамент образования администрации <Адрес> является органом, основной целью деятельности которого, является организация предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного образования в пределах предоставленных полномочий. ФИО4 – законный представитель ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обращалась в Департамент образования администрации <Адрес> с заявлением о предоставлении её дочери места в дошкольном образовательном учреждении. До настоящего времени место ее дочери в дошкольной образовательной организации не предоставлено. Орган местного самоуправления администрации <Адрес> в лице Департамента образования обязан обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка. Возраст ФИО1 позволяет ему быть принятым в дошкольное образовательное учреждение. Отсутствие возможности предоставить место в детском саду не освобождает орган местного самоуправления от обязанности обеспечения гарантированного Конституцией РФ права на образование. На основании Конституции РФ, Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 278-ФЗ «Об образовании», в связи с чем, прокурор просит требования удовлетворить.
В судебном заседании прокурор на иске настаивал в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Третье лицо - законный представитель ФИО4 - в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела судом извещалась надлежащим образом (л.д. 17, 20).
Ответчик – Департамент образования администрации <Адрес> – в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом (л.д. 18). Заявил письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, представил письменный отзыв (л.д. 21-25), в соответствии с которым иск не признает, указав, что во исполнение Указа Президента РФ <Адрес> издано распоряжение от 12.09.2012г. № 132-рп по повышению доступности дошкольного образования в <Адрес>. Администрацией <Адрес> подписано соглашение о совместной деятельности по реализации плана мероприятий повышения доступности дошкольного образования в <Адрес> на 2012-2014 годы; постановлением администрации <Адрес> от 06.12.2013г. № утвержден план мероприятий, направленные на повышение ее эффективности. На территории <Адрес> функционирует муниципальная сеть 147 МДОУ, проводятся мероприятия по расширению муниципальной сети, в период с 2014 по 2016 год будет дополнительно введено 3 660 мест. Считает, что действия органа местного самоуправления <Адрес> по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования полностью соответствуют рекомендациям Министерства образования и науки РФ. Формирование и ведение регистра осуществляется по дате рождения на основании заявления родителя. ФИО1 состоит в регистре для определения в МДОУ по <Адрес>, на момент обращения, ребенку временно не предоставлено место в МДОУ. В настоящее время на территории <Адрес> группы возрастной категории 1-3 года полностью укомплектованы. В соответствии с п. 4 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в приеме в муниципальную образовательную организацию может быть отказано по причине отсутствия в ней свободных мест. Доказательств того, что ФИО1 имеет право на внеочередное либо первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении в материалах дела не имеется.
Выслушав доводы прокурора, пояснения третьего лица, оценив доводы ответчика, исследовав материалы дела, суд считает требования законными и обоснованными, в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Из материалов дела следует, что ФИО4 обратилась к прокурору с просьбой в интересах несовершеннолетней дочери предъявить настоящий иск (л.д. 6), в связи с чем, прокурор является надлежащим лицом, обратившимся в суд с данным иском в интересах ФИО1
В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (статья 43 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: 1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
В силу п. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на таких принципах, как признание приоритетности образования; обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образовании.
Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
На основании частей 1, 2, 3 статьи 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Пункт 1 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает, что организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
Согласно частям 3 и 4 ст. 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
На основании ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы определяют содержание образования (часть 1). К основным образовательным программам относятся: основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования (пункт 1 часть 3). Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное (часть 5). Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (часть 6).
В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (п. 1 ч. 2 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Согласно п. 2 ч. 3 и п. 1 ч. 4 ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: обеспечить получение детьми общего образования.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (ч. 5 ст. 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
На основании ч. 1 и ч. 2 ст. 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч. 1 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Согласно положениям Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ № 1014, образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений (пункт 6). Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (пункт 7). Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. В образовательной организации могут быть организованы также: группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет; группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня; семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования. В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы) (пункт 13).
Согласно п.п. 1.1., 2.1., 2.2.1. Положения «О департаменте образования администрации <Адрес>», утвержденного решением Пермской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ № 224, Департамент образования администрации <Адрес> является функциональным органом администрации <Адрес>. Основной целью деятельности Департамента является организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, специального (коррекционного), дополнительного образования, отдыха детей в каникулярное время. Одной из задач Департамента является предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий.
На основании пунктов 1.3., 2.3., 2.4., 2.5. Постановления администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от 24.12.2012) «Об утверждении Административного регламента предоставления департаментом образования администрации <Адрес> муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» предоставление муниципальной услуги осуществляется департаментом образования администрации <Адрес> (далее - департамент образования) через отделы образования районов (далее - РОО), являющиеся структурными подразделениями департамента образования. Основанием для предоставления муниципальной услуги является подача заявления о постановке на учет несовершеннолетнего ребенка в возрасте до 7 лет (далее - несовершеннолетний) для определения в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования, расположенные на территории <Адрес> (далее - Учреждение), путем: заполнения заявления о постановке на учет несовершеннолетнего для определения в Учреждение на личном приеме в РОО по месту жительства заявителя по форме согласно приложению 2 к настоящему административному регламенту; заполнения заявления в электронном виде на сайте: www.permsad.permedu.ru. Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача путевки для зачисления несовершеннолетнего в Учреждение. Общий срок предоставления муниципальной услуги от приема заявления до выдачи путевки для зачисления несовершеннолетнего в Учреждение составляет от 11 дней до 3 лет в зависимости от возраста ребенка и наличия льгот у родителей.
В ходе судебного разбирательство судом установлены следующие обстоятельства.
ФИО4 и ФИО5 являются родителями ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 7 – свидетельство о рождении).
ФИО4 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <Адрес>214, что подтверждается копией паспорта (л.д. 8-9).
Также из материалов дела следует, что ФИО4 обращалась Отдел образования <Адрес> с заявлением, в связи с чем, в ответ на ее обращение Отделом образования <Адрес> направлено письмо ДД.ММ.ГГГГ за № <данные изъяты>, где указано, что комплектование дошкольных учреждений производится по дате рождения детей с учетом льгот, имеющихся у родителей, в связи с чем, место будет выделено с учетом движения детей в регистре, а также с учетом права на внеочередное либо первоочередное предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении (л.д. 11-12).
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных <Адрес> требований.
Конституцией РФ и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» прямо предусмотрено право граждан Российской Федерации на получение дошкольного образования. Действующее законодательство предусматривает, что государство гарантирует гражданам как саму возможность получения образования, так и общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № 5-П, важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.
Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Равное право на получение бесплатного дошкольного образования предполагает отсутствие разграничения на внеочередное, первоочередное и очередное право. В противном случае будет нарушено право на дошкольное образование граждан, не имеющих оснований для обеспечения путевками в детские сады во внеочередном порядке.
В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривается, что несовершеннолетняя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет право на получение бесплатного дошкольного образования, его законный представитель обратился в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении путевки в детский сад для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, однако соответствующей путевки до настоящего времени не получила.
Судом установлено, что на день рассмотрения дела нарушено право несовершеннолетней ФИО1 на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении в группу 12 –часового пребывания (полного дня). Из смысла положений ст.ст. 11, 12 ГК РФ следует, что нарушенные права подлежат судебной защите.
Ссылка Отдела образования <Адрес> Департамента образования администрации <Адрес> на существующую очередность выдачи путевок в детские сады не может быть принята судом во внимание, поскольку действующим законом не предусмотрено предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении в порядке очередности.
Положение о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений <Адрес>, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденное Постановлением Администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 112, устанавливает определенный порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений. Данное положение разработано в целях упорядочения приема детей дошкольного возраста в дошкольные образовательные учреждения (устанавливает процедуру приема детей в ДОУ), и не может противоречить действующим федеральным законам в части установления очередности.
Доводы ответчика о необоснованности требований, с учетом, установленного в судебном заседании факта отсутствия у ФИО1 путевки в МДОУ, конституционного принципа - равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, закрепленного в ст. 19 Конституции Российской Федерации, а также отсутствия в Федеральном законодательстве, установленных сроков и условий предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, в зависимости от возраста ребенка и наличия льгот у родителей, являются несостоятельными.
В соответствии с п. 11 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ и п. 13 ст. 8 Устава <Адрес>, утвержденного Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ г., организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального района. Исходя из п. 2.2.1 Положения «О Департаменте образования администрации <Адрес>», утвержденного Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 224, основной задачей департамента является предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий. Кроме того, в силу п. 2.1 Положения о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений <Адрес>, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного Постановлением Администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 112, комплектование МОУ осуществляется Департаментом образования администрации <Адрес>.
На ответчика как орган местного самоуправления Федеральными законами Российской Федерации возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории <Адрес>, поскольку из положения о департаменте образования администрации <Адрес>, утвержденного решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № 224, следует, что департамент образования администрации <Адрес> является функциональным органом администрации <Адрес> (п. 1.1).
Департамент образования администрации <Адрес> не является самостоятельным органом местного самоуправления, однако Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № на него возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования (пункт 2.1 Положения). При этом для реализации целей и задач Департамент образования администрации <Адрес> наделен широким кругом функций и прав (разделы 3 и 4 Положения).
Суду не представлено и в судебном заседании не исследовались доказательства, подтверждающие принятие Департаментом образования администрации <Адрес> исчерпывающих мер по обеспечению несовершеннолетней ФИО1 возможностью получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Отказ Отдела образования <Адрес> Департамента образования администрации <Адрес> в предоставлении места в дошкольном учреждении, основанный на возможности устройства ФИО1 в муниципальное дошкольное образовательное учреждение в будущем, противоречит вышеуказанным нормам федерального законодательства.
В силу изложенного обязанность по предоставлению ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в муниципальном дошкольном учреждении на территории <Адрес> должна быть возложена на Департамент как на орган местного самоуправления, осуществляющий организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории <Адрес>.
При таких обстоятельствах, рассматривая дело в пределах заявленных исковых требований (ч.3 ст. 196 ГПК РФ), суд, удовлетворяя требования прокурора, возлагает обязанность на Департамент образования администрации <Адрес> предоставить данной несовершеннолетней место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории <Адрес> по месту проживания с учетом территориальной доступности в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Обязать Департамент образования администрации <Адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в <Адрес>вой суд через Ленинский районный суд <Адрес> в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий (Е.<Адрес>)