Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июня 2017 года г. Уяр
Уярский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Дубынина Е.А.,
при секретаре: Леонтьевой А.В.,
рассмотрев гражданское дело по иску З.Л.И. к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Уярском районе Красноярского края об обязании произвести перерасчет пенсии, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
З.Л.И. обратилась в Уярский районный суд с иском к УПФ РФ в Уярском районе Красноярского края об обязании произвести перерасчет пенсии, взыскании компенсации морального вреда.
Требования мотивировала тем, что ей была назначена пенсия по старости в размере <данные изъяты>. Полагает, что размер пенсии чрезмерно занижен, потому что при ее назначении был не полностью учтен стаж работы. Размер трудового стажа З.Л.И. составил 35 лет. Она обращалась к ответчику о перерасчете размера пенсии, но ей было отказано. Просит обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии, взыскать в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, компенсацию расходов на юридические услуги в размере 14 000 рублей.
В судебное заседание З.Л.И. не явилась, согласно представленного ходатайства просила дело рассмотреть в ее отсутствие, в участием адвоката Солдатовой Е.А.
В судебном заседании представитель З.Л.И. - адвокат Солдатова Е.А., действующая на основании ордера, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика по доверенности Краснова Е.В. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что расчет пенсии истцу произведен в соответствии с законом.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, которое включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
С 01 января 2015 года пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Статьей 8 Федерального закона 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в п.1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Также в пп. "а" п. 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. N 555 (утратили силу с 01.01.2015 г. в связи с изданием постановления Правительства РФ от 02.10.2014 г. N 1015, далее - Правила), указано, что в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Как следует из п. 5 Правил, к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата указанных платежей подтверждается следующими документами: взносов на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и после 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации; единого социального налога (взноса) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов; единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
Аналогичные положения предусмотрены Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. N 1015, действующими в настоящее время.
Статьей 18 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрена возможность перерасчета размера страховой пенсии, в том числе в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01 января 2015 года (п. 1 ч. 2 ст. 18).
Статьей 23 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, что перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (п. 2 ч. 1 ст. 23).
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ (ч. 2 ст. 2).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 884н от 17 ноября 2014 года утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному социальному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила), которые определяют порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ.
Пунктами 3, 48 Правил закреплен заявительный характер обращения гражданина за перерасчетом размера пенсии.
Пунктом 49 Правил установлено, что заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии.
Заявление о перерасчете размера пенсии принимается при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверить обоснованность выдачи документов (сведений), необходимых для установления пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (п. 63).
В судебном заседании установлено, что с 18.12.2014 года З.Л.И. является пенсионером по возрасту, ей установлена страховая пенсия по старости в размере <данные изъяты> рублей.
Из трудовой книжки истицы видно, что она начала трудовую деятельность <данные изъяты> ее общий трудовой стажа составляет <данные изъяты>, а страховой страж - <данные изъяты> на дату обращения в ОПФР за назначением пенсии. Сумма страховых взносов с 01.01.2002 на 31.12.2014 — <данные изъяты> руб.
При этом из представленного вкладыша в трудовую книжку следует, что в настоящее время истица является работающим пенсионером, поскольку работает в должности <данные изъяты> с 03.04.2017 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2015 «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и coциальных пенсий» № 385-ФЗ, пенсионерам, осуществляющим работу, не производится индексация страховых пенсий с 01.02.2016 года.
С 01.08.2016 года З.Л.И. как работающему пенсионеру произведен перерасчет размера страховой пенсии на основании пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» без заявления пенсионера с 1 августа каждого года по данным индивидуального (персонифицированного) учета по результатам увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента. Максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при данном перерасчете учитывается в размере 3,0. Согласно выписки индивидуального лицевого счета за 2015 год З.Л.И. заработала 0,709 балла.
Ответчиком в отзыве на исковое заявление приведен расчет, согласно которого страховые пенсии по старости определяются по следующей формуле: СП = ФВ х К + ПК х С х К, где:
СП - страховая пенсия;
ФВ — фиксированная выплата (с 01.02.2015 составляет 4383,59 руб.);
К — премиальные (повышающие) коэффициенты к страховой пенсии по старости и к фиксированной выплате по старости за выход на пенсию позже установленного пенсионного возраста;
С — стоимость одного пенсионного коэффициента (балла) по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия;
ПК — сумма всех годовых индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов), гражданина. Определяется как за периоды до 1 января 2015 года, так и за периоды после указанной даты.
При расчете суммы баллов за периоды до 1 января 2015 года подсчитывается размер ежемесячной выплаты гражданину страховой части трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 года. При этом не учитываются фиксированный базовый размер и накопительная часть. Полученная сумма делится на стоимость одного пенсионного балла по состоянию на 1 января 2015 — 64,10 руб.
Формула перевода в баллы пенсионного капитала, сформированного до 01.01.2015. ПК - СЧ/С, где:
ПК — сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) гражданина;
С - стоимость одного балла по состоянию на 1 января -2015 года (64,10 руб.);
СЧ — страховая часть трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 года без учета фиксированного базового размера и накопительной части.
Определение размера пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 года за периоды работы до 01.01.2002 осуществляется по нормам Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (п. 10 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ)'
В соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173 размер пенсии зависит от общего трудового стажа, упитываемого в календарном порядке за периоды работы по 31.12.2001 включительно, отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате по стране, а также суммы страховых взносов за периоды работы после 01.01.2002, начисленных работодателем для уплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Размер пенсии З.Л.И. исчислен исходя из общего трудового стажа 22 года 5 мес. 18 дней среднемесячного заработка, где отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате по стране взято за 1988-1992 года работы и равно 1,565, при этом максимально учитываемое отношение в соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ-17] ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ» - 1,2. Сумма страховых взносов с 01.01.2002 года по 31.12.2014 года — <данные изъяты> рублей.
Перерасчет пенсии осуществляется по формуле в соответствии с ч.3 ст.18 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» СПст = СПстп + (ИГШ х СПК).
где СПст — размер страховой пенсии по старости;
СПстп установленный размер страховой пенсии по старости по состоянию на 31 июля, года, в котором производится соответствующий перерасчет без учета фиксированной выплаты;
ИПК1 индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на 1 января года, в котором производится соответствующий перерасчет страховой пенсии по старости исходя из суммы страховых взносов, не учтенных при исчислении размера страховой пенсии $ старости или предыдущем перерасчете (0,709);
СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента (71,41 руб.).
Размер страховой пенсии с 1 августа 2016 года увеличился на 50,63 руб. (0,709 х 71,41 руб.) и составляет 4383,59, фиксированная выплата + <данные изъяты> страховая пенсия = <данные изъяты> рублей.
Согласно ответа на обращение З.Л.И. о перерасчете пенсии, размер полной пенсии с учетом индексации с 01.02.2017 года составляет <данные изъяты> руб., фиксированная выплата + <данные изъяты> руб., страховая пенсия = <данные изъяты> руб. Но выплата её возможна только после оставления оплачиваемой работы и поступления в распоряжение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных работодателем.
Судом данный расчет признается верным и подлежащим применению.
В связи с тем, что исчисление размера страховой части трудовой пенсии по старости, согласно представленному пенсионному делу истице производится в соответствии с наиболее выгодным вариантом (п. 3 ст. 30 Закона N 173-ФЗ), а по вступлении в силу с 01.01.2002 года Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в РФ", истице была проведена оценка пенсионных прав согласно со ст. 30 указанного Закона, которая осуществлялась по состоянию на 01.01.2002 года путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, суд полагает, что оснований для перерасчета пенсии по старости по указанным истицей основаниям не имеется, и находим исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Разрешая заявленные требования о взыскании компенсации морального вреда, суд учитывает положения ст. 151 ГК РФ, согласно которым моральный вред подлежит денежной компенсации при условии, что он явился результатом действий, нарушающих личные неимущественные права либо посягающих на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях предусмотренных законом. Поскольку судом установлено отсутствие нарушения прав З.Л.И., полагает необходимым в удовлетворении требований о компенсации морального вреда отказать.
Разрешая заявленные требования о взыскании судебных расходов, понесенных истцом при рассмотрении данного дела, суд исходит из требований статьи 100 ГПК РФ, согласно которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. В связи с отказом в удовлетворении исковых требований также не подлежат взысканию судебные расходы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований З.Л.И. к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Уярском районе Красноярского края об обязании произвести перерасчет пенсии, взыскании компенсации морального вреда – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда через Уярский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 19.06.2017 года.
Председательствующий Е.А. Дубынин