Решение по делу № 2-2563/2015 от 28.05.2015

Дело № 2-2563/2015 17 сентября 2015 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Кочиной Ж.С.,

при секретаре Белозеровой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Архангельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО «Приморский муниципальный район» об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории МО «Приморское»

УСТАНОВИЛ:

Архангельский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «Приморский муниципальный район» об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории МО «Приморское».

В исковом заявлении указано, что Архангельской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках осуществления надзора за соблюдением экологических прав граждан проведена проверка соблюдения законодательства об обращении с отходами производства и потребления на территории Приморского района Архангельской области, по результатам которой выявлены нарушения законодательства об охране окружающей среды и природопользования.

Статья 42 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с п.п. 9, 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 8 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно п. 5.18 Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным в действие Постановлением Госстандарта РФ 28.12.2001 № 607-ст ГОСТ 30772-2001, утилизация отходов - деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий. Согласно п. 5.33 указанного Стандарта переработка отходов- это деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов. Вместе с тем, проведенной проверкой установлены факты ненадлежащего исполнения администрацией МО «Приморский муниципальный район» возложенных полномочий в сфере обращения с отходами производства и потребления.

В состав МО «Приморский муниципальный район» входят 18 сельских поселений. Согласно информации, представленной администрацией МО «Приморский муниципальный район», в наиболее крупных населенных пунктах муниципальных образований имеются места несанкционированного размещения твердых бытовых отходов от населения, на часть из которых имеется землеустроительная и кадастровая документация. Вместе с тем, согласно информации Управления Росприроднадзора по области указанные свалки не являются объектами размещения отходов, на которых в силу ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» можно размещать, т.е. утилизировать твердые бытовые отходы от населения. На территории Приморского района зарегистрировано 16 свалок твердых бытовых отходов на территории сельских поселений.

В иске указано, что складирование отходов на данных свалках не отвечает экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, а также представляет собой экологическую опасность, поскольку неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде. В соответствии с ч. 7 ст. 12 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В иске указано, что согласно п.2.1 СанПин 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», введенных в действие Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2001 № 16, полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов. Таким образом, вопросы утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Приморского района администрацией муниципального образования не решены. Объекты бытовых отходов отсутствуют. Сбор и вывоз отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности населения, осуществляется на несанкционированные места без их дальнейшей утилизации и переработки. Отсутствуют административные процедуры (регламенты) осуществления муниципальных полномочий администрацией муниципального района в части утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Не на все земельные участки для размещения ТБО от населения получена кадастровая документация, свидетельства о регистрации прав пользования. В результате незаконного бездействия администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» - не принятия соответствующих мер по надлежащей организации в границах района утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов путем обустройства объектов(а) размещения отходов - нарушены личные неимущественные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В данном случае прокурор обращается в целях обеспечения и защиты права на благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц.

В судебное заседание представитель истца, представители третьих лиц, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились. По определению суда, в порядке ст. 167 п.5 ГПК РФ, дело рассмотрено при данной явке.

В предварительном судебном заседании помощник прокурора поддержала требования по основаниям и доводам, изложенным в заявлении, дополнениях. Дополнила, что под отходами производства и потребления, согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998, понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445, порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, строительный мусор, бытовой мусор (ТБО) относятся к отходам производства и потребления IV класса опасности. В соответствии с требованиями ст.ст. 12, 13 Земельного кодекса РФ арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения.

В дополнении прокурор указала, что в соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г., ч. 1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулируются законодательством Российской Федерации. В силу положений Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 опасные отходы производства и потребления необходимо размещать на объекте размещения отходов, который в силу ст. 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации является объектом капитального строительства. СП 2.1.7.1038-01.2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарными правилами, введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16, определены правила благоустройства полигонов твердых бытовых отходов. В нарушение указанных норм закона, свалки не обустроены в соответствии с установленными законом требованиями, не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов, эксплуатация свалок осуществляется в отсутствие заключения государственной экспертизы.

В судебном заседании представитель МО «Приморский муниципальный район» Долгодворова А.В. с исковыми требованиями не согласилась. Дополнила, что в соответствии с принятием Областного закона от 28.05.2015 № 289-17-03 «О преобразовании отдельных муниципальных образований Приморского муниципального района Архангельской области путем их объединения», образованы границы вновь образованных муниципальных образований. Долгодворова А.В. пояснила, что в 2015 году бюджет МО «Приморский муниципальный район» утвержден с предельным уровнем дефицита, денежные средства на проведение кадастровых работ в отношении населенных пунктов, не включенных в программу «Развитие жилищно-коммунального комплекса и социальной сферы в МО «Приморский муниципальный район»» на 2014 - 2020 годы», отсутствуют.

Представитель пояснила, что полигоны для утилизации ТБО являются объектами специального назначения, их обустройство представляет собой целый комплекс мероприятий, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ и другими федеральными законами. Деятельность по утилизации отходов требует получения лицензии на соответствующий вид деятельности в Росприроднадзоре. Проведение работ по обустройству полигонов является следующим этапом и требует временных затрат. Кроме того, в соответствии со ст.8 Устава МО, администрация состоит из главы администрации МО, заместителей, органов местной администрации, структурных подразделений. В соответствии со ст. 1 Положения об управлении по инфраструктурному развитию и муниципальному хозяйству администрации МО, утвержденного решением Собрания депутатов от 13.12.2013 № 34, указанное управление является отраслевым органом и юридическим лицом, имеет лицевые счета в органах Федерального казначейства, в пределах своей компетенции оно выступает в судах в качестве истца и ответчика. Денежные обязательства по реализации судебных решений несет Управление.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и в силу ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В силу положений ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Частью 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно пп. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Согласно ч. 1 ст. 7 указанного Закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Обязанность по организации утилизации и переработке бытовых отходов возложена на администрацию МО «Приморский муниципальный район» Уставом, принятым решением Собрания депутатов муниципального образования «Приморский муниципальный район» 26 ноября 2009 года.

Установлено, что на территории МО «Приморский муниципальный район» в пределах МО «Приморское» не организована утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, что не оспаривается сторонами по делу.

Указанная обязанность должна была быть исполнена с момента введения в действие Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", т.е. с 1999 года.

Не имеет юридического значения для принятия решения суда довод представителя ответчика о том, что несанкционированные свалки уже не существуют, поскольку Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что утилизация отходов – это использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Таким образом, в целях исполнения требований прокурора ответчик обязан не просто не допустить появление несанкционированных свалок, а организовать утилизацию отходов в целях дальнейшей переработки и использования.

Поскольку ответчиками не выполняется организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории МО "Приморский муниципальный район", утилизация и переработка твердых бытовых отходов, промышленных отходов на территории муниципального образования в соответствии с санитарными нормами и правилами, суд полагает необходимым возложить обязанность на администрацию муниципального образования организовать утилизацию и переработку твердых бытовых отходов, промышленных отходов на территории МО "Приморское" в соответствии с санитарными нормами и правилам.

Доводы представителя ответчика о том, что администрация МО "Приморский муниципальный район" принимает необходимые меры по организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов путем осуществления взаимодействия муниципальными поселениями с индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги по сбору и вывозу бытовых отходов, не являются основанием для отказа в удовлетворении иска, так как названные меры не привели к устранению нарушений действующего законодательства, поскольку в материалы гражданского дела не представлены доказательства организации исполнения требований закона именно администрацией МО "Приморский муниципальный район".

Доводы представителя ответчика о том, что администрацией МО "Приморский муниципальный район" приняты необходимые меры по организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов, не соответствуют нормам действующего законодательства, поскольку в материалы гражданского дела не представлены документы, свидетельствующие об организации использования отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Возражения представителя ответчика относительно возложения обязанности исполнения решения суда на администрацию, тогда как реализация правомочий муниципального образования в оспариваемой области возложена на Управление по инфраструктурному развитию и муниципальному хозяйству МО «Приморский муниципальный район», не основаны на нормах действующего законодательства, поскольку организация указанных мероприятий законом отнесена к вопросам местного значения, в соответствии со ст. 23 Устава МО «Приморский муниципальный район» администрация обладает правами юридического лица, является казенным муниципальным учреждением, является исполнительно – распорядительным органом муниципального образования, наделена полномочиями по решению вопросов местного значения. В порядке исполнения решения суда глава муниципального образования вправе поручить подчиненным ему организациям, должностным лицам исполнение решения суда.

С учетом пояснений сторон, бюджетного характера исполнения решения суда и в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, учитывая принцип разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон, суд считает необходимым установить ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно ч. 2 ст. 88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливается федеральными законами о налогах и сборах.

В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются, в том числе, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного суд полагает, что ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО «Приморский муниципальный район» удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию МО «Приморский муниципальный район» организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории Приморского района Архангельской области в МО «Приморское» в срок 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий Ж.С. Кочина

Копия верна, Судья Ж.С. Кочина

2-2563/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Архангельская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
МО "Приморский муниципальный район"
Другие
МО «Приморское»
МО «Островное»
Управление Росприроднадзора по АО
Управление по инфраструктурному развитию и муниципальному хозяйству муниципального образования «Приморский муниципальный
МО «Талажское»
МО «Пертоминское»
МО «Соловецкое»
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельск
Дело на странице суда
lomonosovsky.arh.sudrf.ru
28.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.05.2015Передача материалов судье
01.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.06.2015Предварительное судебное заседание
21.07.2015Предварительное судебное заседание
21.07.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.08.2015Предварительное судебное заседание
04.09.2015Предварительное судебное заседание
17.09.2015Судебное заседание
22.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.09.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее