Дело № 2-1090/2015
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
г. Миасс 03 марта 2015 года
Миасский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Бас И.В.,
при секретаре Пановой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Миасса в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа НОМЕР» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Миасса обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа НОМЕР» о возложении обязанности устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города Миасса была проведена проверка соблюдения МКОУ «Основная общеобразовательная школа НОМЕР» требований пожарной безопасности. По результатам проверки установлено, что школа не оснащена системой извещения о пожаре, передаваемой в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы (беспроводной пожарной сигнализацией). Согласно Уставу МКОУ «Основная общеобразовательная школа НОМЕР» школа является муниципальным автономным учреждением, осуществляющим оказание муниципальных услуг в целях обеспечения прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования. В силу ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Прокурор г. Миасса в судебном заседании не поддержал требования в части устранения нарушений в срок ДАТА, в остальной части требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика МКОУ «Основная обще-образовательная школа НОМЕР» Закроева В.Г., действующая по доверенности, против удовлетворения заявленных требований не возражала, просила не устанавливать срок для устранения нарушения, суду пояснила, что в МКОУ «Основная общеобразовательная школа НОМЕР» установлена аппаратура, осталось подключить ее к пожарной части и заключить договор на обслуживание.
Представитель третьего лица МКУ Миасского городского округа «Образование» Чеснокова А.О., действующая по доверенности, суду пояснила, что с заявленными исковыми требованиями согласна частично. Полагает возможным удовлетворить исковые требования в части возложения на школу обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности. Просит установить срок устранения нарушений до ДАТА либо в удовлетворении исковых требований в части установления срока отказать.
Представитель третьего лица администрации Миасского городского округа АДРЕС в суд не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства дела надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, поддерживает позицию МКУ МГО «Образование».
Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности НОМЕР УНД ГУ МЧС России по АДРЕС в суд не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства дела надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав в судебном заседании письменные материалы гражданского дела, суд приходит выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов граждан, неопределенного круга лиц.
На основании пункта 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от ДАТА N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
К компетенции образовательного учреждения, в том числе, относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пункта 8 части 1 статьи 41 вышеуказанного Закона, следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно статьям 1, 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при условии выполнения в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Статьей 32 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлена классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности, где к классу Ф1.1 - отнесены здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций, а к классу Ф4.1 - здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций.
Из положений пункта 14.4 СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», следует, что на объектах класса функциональной опасности Ф1.1 и Ф4.1 извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы. Рекомендуется применять технические средства с устойчивостью к воздействиям электромагнитных помех не ниже 3-й степени жесткости по ГОСТ Р 53325-2009.
Судом на основании пояснений сторон и имеющихся в материалах дела доказательств установлено, что МКОУ «Основная общеобразовательная школа НОМЕР» не оснащена системой извещения о пожаре, передаваемой в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы (л.д. 10-12).
Положениями статьи 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено, что руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно статьи 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
В судебном заседании представитель ответчика согласился с обстоятельствами несоблюдения ими требований пожарной безопасности, пояснил, что совместно с МКУ МГО «Образование» и администрацией г.Миасса принимаются меры для устранения допущенных нарушений.
Учитывая вышеизложенное, исковые требований прокурора г. Миасса в интересах неопределенного круга лиц о возложении на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа НОМЕР» обязанности устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании школы в части установки оборудования по передаче извещения о пожаре в подразделение пожарной охраны в автоматическом режиме без участия персонала и транслирующей этот сигнал организаций подлежат удовлетворению.
С учетом даты рассмотрения настоящего дела судом (ДАТА) и позиции истца, указанный в иске срок устранения нарушений до ДАТА суд полагает недостаточным, сроки и порядок исполнения решения предусмотрены законом РФ «Об исполнительном производстве», в связи с чем, суд считает правильным в удовлетворении исковых требований прокурора г.Миасса в части установления срока отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Миасса в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа НОМЕР» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности удовлетворить частично.
Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа НОМЕР» устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №29» в части создания условий передачи извещения о пожаре в подразделение пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объекта и любых организаций, транслирующих эти сигналы.
В удовлетворении исковых требований прокурора г. Миасса к муниципальному казенному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа НОМЕР» о выполнении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок до ДАТА отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Миасский городской суд Челябинской области.
Председательствующий И.В. Бас