Дело № 2а-1105/2022
УИД11RS0005-01-2022-000898-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Савинкиной Е.В.,
при секретаре Писаревой М.А.,
с участием представителя административных ответчиков Бугаева В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухта 28 марта 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Куташенко Р.В. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», Федеральной службе исполнения наказания России о признании незаконным действий по вскрытию бандероли, изъятии вложения и обязании выдать книги,
установил:
Куташенко Р.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ «ИК-8 УФСИН России по РК» (далее – ИК-8) о признании действий сотрудников ИК-8 по незаконному вскрытию бандероли без присутствия истца, изъятии книг и обязании выдать книги. В обоснование требований указал, что <...> г. обратился в Центр содействия реформ уголовного правосудия. Указанный Центр выслал истцу .... книги, которые ИК-8 получила, бандероль вскрыла без него и книги изъяли.
Определением суда в качестве соответчика привлечена ФСИН России.
Административный истец в судебном заседании не присутствует, извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании на исковых требованиях настаивал.
Представитель административных ответчиков исковые требования не признал по доводам, изложенным в отзыве.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц, участвующих в деле на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заслушав представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Частью 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела и установлено судом, <...> г. в ИК-8 поступило почтовое отправление с количеством листов .... брошюра «....» на .... л. с дополнением на .... л. и Кодекс административного судопроизводства с комментарием на .... л., за входящим номером .....
Актом об изъятии от <...> г. указанные вложения были изъяты на основании ст.95 УИК РФ и п.26 Приложения №1 к ПВР №295 от 16.12.2016 года.
Постановлением врио начальника ИК-8 указанные вложения переданы на склад личных вещей осужденного без права пользования и распоряжения последним, с получением при освобождении по окончании срока наказания.
Согласно статье 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.
В силу статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Согласно части 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Министерством юстиции Российской Федерации №295 от 16.12.2016 года.
Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений.
Согласно пункта 26 Приложения №1 к Правилам предусмотрено, что осужденным запрещено иметь при себе вещи и предметы, продукты питания, полученные либо приобретенные в не установленном УИК РФ и настоящими Правилами порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 95 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать в посылках, передачах и бандеролях письменные принадлежности, приобретать через торговую сеть литературу, а также без ограничения подписываться на газеты и журналы за счет собственных средств.
Доказательств того, что изъятая у истца литература приобретена им за счет собственных средств или по подписке в материалах дела не имеется. Как пояснил сам истец, поступившая к нему литература, была направлена ему безвозмездно Центром содействия реформ уголовного правосудия.
В связи с чем, действия ответчика по изъятию указанных книг у истца суд находит обоснованным. При этом не имеет значения, что данная литература не относилась к запрещенной, поскольку имеет значение сам факт получения осужденным литературы в неустановленном УИК РФ порядке.
В силу п.97 вскрытие и досмотр содержимого посылок или бандеролей, а также сверка наличия и веса содержимого производятся администрацией ИУ в присутствии адресатов. Досмотр, сверка наличия и веса содержимого передач производятся администрацией ИУ в присутствии передающего лица. Обнаруженные запрещенные вещи изымаются, по ним принимается решение в соответствии с главой XI Правил.
Согласно пп.48,52 главы XI Правил правом изъятия у осужденных запрещенных к использованию в ИУ вещей обладает администрация ИУ (п.48). Запрещенные предметы, вещества и продукты питания, изъятые у осужденных, передаются на склад для хранения либо уничтожаются по постановлению начальника ИУ либо лица, его замещающего, о чем составляется соответствующий акт с ознакомлением осужденного под роспись (п.52).
В судебном заседании представитель ответчиков пояснил, что отправление поступило уже открытое и у ИК-8, кроме того, имелось право на вскрытие поступившего отправления на предмет цензуры.
Между тем, доказательств того, что бандероль поступила уже вскрытая суду не предоставлено, равно как и доказательства того, что вскрытие бандероли осуществлено в присутствии адресата Куташенко Р.В. Акт о передаче на склад вложений, изъятых из почтового отправления, подписанного врио начальника ИК-8 с подписями двух лиц, фамилии которых не читаемы, зафиксировавшие, что Куташенко Р.В. отказался от подписи, не подтверждает факт вскрытия бандероли в присутствии Куташенко Р.В.
Кроме того, цензуре подвергаются письма, почтовые карточки и телеграммы в силу п.58 ПВР.
Согласно Приложению N 1 к Правилам оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, почтовая карточка имеет предельную массу 20 гр., письмо – 100 гр., бандероль – максимальная 5 кг, минимальная 100гр.
Учитывая содержимое почтового отправления оно не могло являться письмом или почтовой карточкой, поэтому вскрытие данного отправления должно было производиться согласно п.97 ПВР.
Таким образом, исковые требования Куташенко Р.В. подлежат удовлетворению в части признания действий Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» в части вскрытия бандероли, поступившей 25.01.2022 от Центра содействия реформ уголовного правосудия, незаконными, а в остальной части исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Куташенко Р.В. удовлетворить частично.
Признать действия Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» в части вскрытия бандероли, поступившей <...> г. от Центра содействия реформ уголовного правосудия для Куташенко Р.В., незаконными.
Отказать в удовлетворении исковых требований Куташенко Р.В. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», Федеральной службы исполнения наказаний России о признании действий незаконным в части изъятия книг и обязании выдать книги.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение составлено 04.04.2022
Судья Е.В. Савинкина