Дело № 2-263/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июня 2024 года г. Катав-Ивановск
Катав-Ивановский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Меркуловой Ю.С.,
при секретаре Фатхинуровой Ю.А.,
с участием представителя истца Управления образования Администрации Катав-Ивановского муниципального района Хабибулиной Е.Г.,
рассмотрев исковое заявление Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №2 г.Юрюзань» Катав-Ивановского муниципального района к Обществу с ограниченной ответственностью «Юрюзанский проектно-строительный сервис» и Денисовой Ю.В. о признании недействительным дополнительных соглашений, взыскании суммы задолженности, неустойки, штрафа и процентов,
установил:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №2 г.Юрюзань» Катав-Ивановского муниципального района обратилось с иском (с учетом уточненных требований) к Обществу с ограниченной ответственностью «Юрюзанский проектно-строительный сервис» и Денисовой Юлии Валерьевне, в котором просит признать дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к договору № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным (ничтожным), признать дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к договору № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным (ничтожным), взыскать с ответчиков в пользу истца солидарно сумму задолженности в размере 720 000 руб. 00 коп., взыскать с ООО «Юрюзанский проектно-строительный сервис» в пользу Истца неустойку (пени) в размере 153000 руб. 00 коп., взыскать с ООО «Юрюзанский проектно-строительный сервис» в пользу Истца неустойку (пени), исчисленную на дату вынесения решения, и неустойку (пени) со дня вынесения решения до момента фактической оплаты задолженности, взыскать с ООО «Юрюзанский проектно-строительный сервис» в пользу Истца штраф в размере 90 000 руб. 00 коп., взыскать с ООО «Юрюзанский проектно-строительный сервис» в пользу Истца проценты за пользование чужими денежными средствами в размере. 12 055 руб. 14 коп., взыскать с ООО «Юрюзанский проектно-строительный сервис» в пользу Истца проценты за пользование чужими денежными средствами, исчисленные на дату вынесения решения, и со дня вынесения решения до момента фактической оплаты задолженности, взыскать с Ответчиков в пользу Истца солидарно судебные расходы: уплаченную госпошлину в размере 12 951 руб. 00 коп.
В обоснование своих требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ действующим на тот момент директором МОУ «ООШ №2 г.Юрюзань» Денисовой Ю.В. с генеральным директором ООО «Юрюзанский проектно-строительный сервис» ФИО1 заключены дополнительные соглашения к договорам № и № от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение условий указанных договоров и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Согласно условиями дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ к договорам № и № ответчики изменили существенные условия договоров № и №: предмет, цену. Из предмета был исключен пункт обязательств, согласно которому исполнитель должен был получить положительное заключение госэкспертизы, цена была уменьшена и составила по договору № - 400 000 руб. 00 коп., а по договору № - 320 000 руб. 00 коп.. Заключив дополнительные соглашения к Договорам № и № ответчики ухудшили финансовое положение МОУ «ООШ №2 г.Юрюзань», что привело к неэффективному использованию бюджетных средств Катав-Ивановского муниципального района, выделенных МОУ «ООШ №2 г.Юрюзань» для разработки и получения проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания указанной школы. При их заключении Денисовой Ю.В. единолично принято решение об их заключении и также об авансировании оплаты по договорам в нарушение бюджетного законодательства, что в конечном итоге повлекло неэффективное расходование бюджетных средств - ущерб для организации на общую сумму 720 000 руб. 00 коп. без учета неустойки и штрафа. Неисполнение договоров № и № и оплата по ним были выявлены в ДД.ММ.ГГГГ в результате проверки финансовой деятельности Контрольно-счетной палатой Катав-Ивановского муниципального района. Денисов Ю.В. на момент заключения договоров № и № на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации, заключения дополнительных соглашений от 30.12.2022г., причинения ущерба МОУ «ООШ №2 г.Юрюзань», в сумме 720 000руб. была директором МОУ «ООШ №2 г.Юрюзань». Являясь директором МОУ «ООШ №2 г.Юрюзань», в соответствии со статьей 277 Трудового кодекса Российской Федерации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.
В судебном заседании представитель истца МОУ «Основная общеобразовательная школа №2 г.Юрюзань» Катав-Ивановского муниципального района Хабибулиной Е.Г. требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ООО "Юрюзанский проектно-строительный сервис" в судебное заседание не явился, извещен. Предоставил письменный отзыв, в котором просил в иске отказать.
Ответчик Денисова Ю.В. и ее представитель Хрущева И.О. в судебное заседание не явились, извещены.
В судебное заседание представитель третьего лица Управления образования Администрации Катав-Ивановского муниципального района, Администрации Катав-Ивановского муниципального района, прокурор, в судебное заседание не явился, извещен.
Заслушав представителя истца, исследовав представленные документы, суд приходит к следующему.
В силу ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со ст.168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии со ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В силу ст. 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд – ФЗ-44.
В соответствии со ст. 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан: выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором; согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком – с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ (ст. 760 ГК РФ).
Согласно ст. 762 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором: уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных подрядных работ является сдача результата работ подрядчиком (ст.ст. 711, 746 ГК РФ).
В ст. 708 ГК РФ предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работ.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 708 ГК РФ, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В судебном заседании достоверно установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Юрюзанский проектно-строительный сервис» и МОУ «ООШ №2 г.Юрюзань» были заключены договоры № и № на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации, по условиям которых исполнитель обязуется оказать заказчику услуги по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания МОУ «ООШ №2 г.Юрюзань» по адресу: <адрес>. в соответствии с техническим заданием в сроки и на условиях согласно договоров № и № техническому заданию, а заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их стоимость по цене договоров № и №.
Согласно п. 4.1 раздела 4 «Стоимость услуг» договоров № размер вознаграждения Исполнителя составляет 500 000 руб. 00 коп. НДС не предусмотрен.
В соответствии с п. 4.2. раздела 4 «Стоимость услуг» договора № оплата работ производится в следующем порядке. Заказчик не позднее 10 банковских дней с момента подписания Сторонами Договора перечисляет на расчетный счет Исполнителя оплату в размере 30 % от стоимости, что составляет 150 000 рублей 00 копеек на основании счета.
Заказчик не позднее 10 банковских дней с момента передачи технической документации Заказчику перечисляет на расчетный счет Исполнителя оплату в размере 50 % от стоимости, что составляет 250 000 рублей 00 копеек на основании счета и акта приема-передачи оказанных услуг.
Окончательный расчет за выполненные Исполнителем Работы, а именно перечисление оставшейся суммы в размере 20 % от стоимости, что составляет 100 000 рублей 00 копеек, производится Заказчиком в течение 30 дней с даты получения Заказчиком технической документации с положительным заключением Государственной экспертизы на основании счета и акта приема-передачи оказанных услуг.
Согласно п. 4.1 раздела 4 «Стоимость услуг» договоров № размер вознаграждения Исполнителя составляет 400 000 руб. 00 коп. НДС не предусмотрен.
В соответствии с п. 4.2. раздела 4 «Стоимость услуг» договора № оплата работ производится в следующем порядке.
Заказчик не позднее 10 банковских дней с момента подписания Сторонами Договора перечисляет на расчетный счет Исполнителя оплату в размере 30 % от стоимости, что составляет 120 000 рублей 00 копеек на основании счета.
Заказчик не позднее 10 банковских дней с момента передачи технической документации Заказчику перечисляет на расчетный счет Исполнителя оплату в размере 50 % от стоимости, что составляет 200 000 рублей 00 копеек на основании счета и акта приема-передачи оказанных услуг.
Окончательный расчет за выполненные Исполнителем Работы, а именно перечисление оставшейся суммы в размере 20 % от стоимости, что составляет 80 000 рублей 00 копеек, производится Заказчиком в течение 30 дней с даты получения Заказчиком технической документации с положительным заключением Государственной экспертизы на основании счета и акта приема-передачи оказанных услуг.
В соответствии с п. 2.3 договоров № и № Исполнитель обязан:
- выполнить техническую документацию;
- осуществить подачу технической документации на государственную экспертизу в электронном виде в уполномоченный орган (ОГАУ «Государственная экспертиза Челябинской области») с обязательным получением положительного заключения государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта;
- согласовать проектные решения с заказчиком, устранить замечания государственной экспертизы;
- предоставить Заказчику готовую техническую документацию в количестве 2 экземпляров на бумажных носителях в альбомах. 1 - на электронном носителе в формате pdf (CD - диск). Также смету представить в электронном виде в формате программы ГРАНД Смета с использованием текущих цен и в базе ФЕР 2001 в редакции 2014 г.;
- предоставить Заказчику акты приема-передачи оказанных услуг по окончании проведения работ.
В срок не позднее 90 рабочих дней с момента подписания договора и предоставления доступа к объекту в соответствии с п. 3.1. договоров № и № исполнитель обязан предоставить техническую документацию.
По условиям договоров № и №, п. 3.2 раздела 3 «Сроки оказания услуг» обязательства по условиям указанных договоров должны быть исполнены не позднее ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п. 3.2. раздела 3 «Сроки оказания услуг» договоров № и № Исполнитель обязуется осуществить подачу технической документации на государственную экспертизу в электронном виде в уполномоченный орган (ОГАУ «Государственная экспертиза <адрес>») с обязательным получением положительного заключения государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта не позднее ДД.ММ.ГГГГ
Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ о приёмке выполненных работ (оказанных услуг) по договору № от ДД.ММ.ГГГГ исполнителем была предоставлена и передана заказчику техническая документация на капитальный ремонт здания МОУ «ООШ №2 г.Юрюзань» по адресу: <адрес>.
Заказчиком была произведена оплата по счету № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 150 000 руб.00 коп., по счету № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 250 000 руб. 00 коп. всего 400 000 руб. 00 коп.
Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ о приёмке выполненных работ (оказанных услуг) по договору № от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена и передана заказчику техническая документация на капитальный ремонт здания МОУ «ООШ №2 г.Юрюзань» по адресу: <адрес>.
Заказчиком была произведена оплата по счету № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 120 000 руб. 00 коп., по счету № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 200 000 руб. 00 коп., всего 320 000 руб. 00 коп.
ДД.ММ.ГГГГ директором МОУ «ООШ №2 г.Юрюзань» Денисовой Ю.В. с генеральным директором ООО «Юрюзанский проектно-строительный сервис» ФИО1 заключены оспариваемые дополнительные соглашения к договорам № и №.
Исходя из предоставленных суду доказательств суд соглашается с доводами стороны истца о нарушении условий указанных договоров и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно условиями дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ к договорам № и № ответчики изменили существенные условия договоров № и №: предмет, цену. Из предмета был исключен пункт обязательств, согласно которому исполнитель должен был получить положительное заключение госэкспертизы, цена была уменьшена и составила по договору № руб. 00 коп., а по договору № руб. 00 коп.
Между тем, условиями заключенных договоров № и № внесение в указанные договоры изменений не предусмотрено.
В соответствии со ст.34 БК РФ, принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Согласно ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1.1) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
1.2) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
1.3) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также по контрактам, предусмотренным частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта;
1.4) если Правительством Российской Федерации принято решение о введении специальных мер в сфере экономики, предусмотренное пунктом 1 статьи 26.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", и предметом контракта является поставка товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу. По предложению заказчиков, являющихся федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в области государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, допускается увеличение предусмотренных таким контрактом количества поставляемого товара, объема выполняемой работы или оказываемой услуги либо уменьшение предусмотренных таким контрактом количества поставляемого товара, объема выполняемой работы или оказываемой услуги. При этом допускается изменение цены контракта с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и в пределах основных показателей государственного оборонного заказа пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги. При уменьшении предусмотренных контрактом количества поставляемого товара, объема выполняемой работы или оказываемой услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации;
8) если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством Российской Федерации положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений;
9) если контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта;
10) в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
11) если при исполнении контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превышает цену такого контракта. Предусмотренное настоящим пунктом изменение существенных условий осуществляется с учетом такой сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение существенных условий не приведет к увеличению цены контракта более чем на тридцать процентов;
12) если при исполнении контракта изменяется срок исполнения отдельного этапа (отдельных этапов) исполнения контракта в рамках срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении;
13) если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов.
Таким образом, оснований, предусмотренных ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", для изменения заключенных договоров не установлено, с учетом того, что изменение существенных условий контракта, заключенного с единственным поставщиком, при его исполнении не допускается,
По мнению суда, заключение дополнительных соглашений к Договорам № и № привело к неэффективному использованию бюджетных средств Катав-Ивановского муниципального района, выделенных МОУ «ООШ №2 г.Юрюзань» для разработки и получения проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания указанной школы.
При их заключении принято решение об авансировании оплаты по договорам в нарушение бюджетного законодательства (ст.34 Бюджетного кодекса РФ), что в конечном итоге повлекло неэффективное расходование бюджетных средств.
В связи с чем, дополнительные соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договорам № и № признаются судом недействительной (ничтожной) сделкой, поскольку данная сделка не соответствует требованиям закона, в частности заключена с нарушением требований Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
В судебном заседании стороной истца предоставлено достаточно доказательств, подтверждающих, что по договорам № и № ДД.ММ.ГГГГ. на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации обязательства исполнителем не выполнены.
Неисполнение договоров № и № и оплата по ним были выявлены в июле 2023г. в результате проверки финансовой деятельности Контрольно-счетной палатой Катав-Ивановского муниципального района ((акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, отчет от ДД.ММ.ГГГГ и представление от ДД.ММ.ГГГГ).
Как установлено, проектно-сметная документация по договорам № и № направлялась Исполнителем в ОГАУ «Государственная экспертиза Челябинской области». В ходе проведения проверки разработанной ответчиком проектно-сметной документации от ОГАУ «Государственная экспертиза Челябинской области» неоднократно поступали замечания, требующие исправления: от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ
В ответе от 09.12.2022г. в принятии представленной документации на госэкспертизу отказано в связи с тем, что часть работ, указанных в технической документации, относятся к реконструкции, когда по заключенным договорам предметом является проектно-сметная документация на капитальный ремонт здания школы. Замечания ООО «Юрюзанский проектно-строительный сервис» не были исправлены, положительное заключение не было получено.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Юрюзанский проектно-строительный сервис» был направлен запрос о предоставлении разъяснений дальнейших действий для завершения работ по получению положительного заключения госэкспертизы согласно условиям договоров № и №.
Был получен ответ от 18.08.2023г., в нем ответчик уведомлял о том, что были заключены дополнительные соглашения к договорам № и № и о том, что условия выполнены в полном объеме. Кроме того, он говорит о том, что проектно-сметная документация была направлена на государственную экспертизу и были замечания.
ДД.ММ.ГГГГ исх № ООО «Юрюзанский проектно-строительный сервис» заявителем направлялась претензия о взыскании денежных средств по договору на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму 513 266 руб. 67 коп., претензия от ДД.ММ.ГГГГ. № о взыскании денежных средств по договору на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму 402 490 руб. 70 коп., всего 915 757 руб. 37 коп..
В ответах ООО «Юрюзанский проектно-строительный сервис» от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ № также ссылается на дополнительные соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договорам № и №, говорит о полном исполнении условий договоров № и №. Требования МОУ «ООШ №2 г.Юрюзань» оставлены без удовлетворения.
Проектно-сметная документация ООО «Юрюзанский проектно-строительный сервис» предоставлена, но до настоящего времени она не прошла Госэкспертизу.
Согласно ответам, данным из ОГАУ «Государственная экспертиза Челябинской области», изготовленная исполнителем договоров № и № техническая документация не соответствует требованиям законодательства, указанные в технической документации работы проводятся при реконструкции, в соответствии же с условиями договора, заключенного между ответчиком и заявителем, необходимо было сделать проектно-сметную документацию на капитальный ремонт здания.
Суд соглашается с доводами стороны истца о том, что техническая документация, предоставленная исполнителем, не может быть использована в дальнейшей работе и получение положительного заключения государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта невозможно. Проектно-сметная документация имеет потребительскую ценность и может быть использована заказчиком только при наличии положительного заключения государственной экспертизы.
Таким образом в судебном заседании установлено, что обязательства по условиям договоров № и № ООО «Юрюзанский проектно-строительный сервис», а именно: проектно-сметная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, не выполнена, в отношении изготовленной проектно-сметной документации какое-либо заключение не выдано, документы госэкспертизой не приняты с условиями всех замечаний при подаче документов.
При этом в отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проекта заказчик не получил результат, на который рассчитывал, вступая в договорные отношения с исполнителем. (Определение Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
В связи с чем суд считает возможным взыскать в пользу истца с ООО «Юрюзанский проектно-строительный сервис» сумму задолженности в размере 720 000 руб. 00 коп..
Доводы стороны ответчика о том, что истцом было дано техническое задание на капитальный ремонт, оцениваются судом, что сторона истца не является профессиональным участником в сфере строительства, не обладает компетенцией в данной части, в связи с чем, на стороне ответчика лежит обязанность информирования об этом истца. Гражданским кодексом РФ предусмотрена свободы заключения договора, суд полагает, что в случае неисполнимости предлагаемых условий стороной истца ответчик не был лишен права не заключать данный договор.
Недобросовестного поведения стороны истца, на которое указывает сторона ответчика, в судебном заседании не установлено, доказательств того в силу ст.56 ГПК РФ не предоставлено.
Лицо, нарушившее обязательство, несет ответственность, установленную законом или договором (ст. 401 ГК РФ).
В силу п.1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В соответствии с п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно п. 6.4 договоров № и № за просрочку исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных договором, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного договором, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного договором срока исполнения обязательства. Пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных договором и фактически исполненных поставщиком.
В силу п. 3.2 договоров № и № от ДД.ММ.ГГГГ раздела 3 «Сроки оказания услуг» Исполнитель обязуется осуществить подачу технической документации на государственную экспертизу в электронном виде в уполномоченный орган (ОГАУ «Государственная экспертиза Челябинской области») с обязательным получением положительного заключения государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта не позднее 31.12.2022г. то, есть срок исполнения обязательств по указанным договорам 31.12.2023г.
Таким образом, последним днем исполнения обязательств по договорам № и № является ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, истец имеет право на начисление неустойки за нарушение сроков выполнения работ по договору с ДД.ММ.ГГГГ.
Требования о взыскании денежных средств, перечисленных по договорам № и № заявлены истцом в досудебной претензии от ДД.ММ.ГГГГ, полученной ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.
Сумма процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 69 557 руб. 53 коп., исходя из расчета:
720 000,00 р. |
ДД.ММ.ГГГГ |
ДД.ММ.ГГГГ |
6 |
13,00 |
720 000,00 * 6 * 13% / 365 |
1 538,63 р. |
720 000,00 р. |
ДД.ММ.ГГГГ |
ДД.ММ.ГГГГ |
49 |
15,00 |
720 000,00 * 49 * 15% / 365 |
14 498,63 р. |
720 000,00 р. |
ДД.ММ.ГГГГ |
ДД.ММ.ГГГГ |
14 |
16,00 |
720 000,00 * 14 * 16% / 365 |
4 418,63 р. |
720 000,00 р. |
ДД.ММ.ГГГГ |
ДД.ММ.ГГГГ |
156 |
16,00 |
720 000,00 * 156 * 16% / 366 |
49 101,64 р. |
Согласно п. 6.2 договоров № и № за каждый факт ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных договором, установлен штраф 10% цены договора.
Сумма штрафа составляет 90 000 руб. 00 коп – общая сумма штрафов согласно условиям договоров № и № от ДД.ММ.ГГГГ. = 40 000+50 000, из расчета: 40 000 (сорок тысяч) 00 копеек = (400 000 * 10) / 100; 50 000 (пятьдесят тысяч рублей) 00 копеек = (500000 * 10) / 100.
Согласно п. 6.4 договоров № и № за просрочку исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных договором, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного договором, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного договором срока исполнения обязательства. Пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных договором и фактически исполненных поставщиком.
В связи за просрочку исполнения обязательств, с ответчика подлежит взысканию пени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 101 250 руб. 00 коп., исходя из расчета:
- 56 250 руб. 00 коп. = 500 000*225(д)*15%*1/300
- 45 000 руб. 00 коп. = 400 000*225(д)*15%*1/300
Однако, суд не может согласиться с доводами стороны истца о взыскании заявленных сумм с ответчика Денисовой Ю.В., поскольку на момент заключения договоров № и № на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации, а также заключения дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, причинения ущерба истцу в сумме 720 000руб., она была директором МОУ «ООШ №2 г.Юрюзань», исходя из нижеследующего.
В соответствии со ст.277 ТК РФ, руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. В случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством.
Согласно п. 3.5 Устава МОУ «ООШ №2 г.Юрюзань» управление образовательной организацией осуществляет директор, согласно п. 3.8 Устава образовательной организации директор несет ответственность за распоряжение бюджетными средствами, обеспечение результативности и эффективности их использования. В соответствии с п. 3.6 Устава директор школы представляет интересы образовательного учреждения и действует от его имени без доверенности.
Согласно статье 53.1 Гражданского кодекса РФ. лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (пункт 3 статьи 53), обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу. Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, несет ответственность.
Согласно п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.06.2015 N 21 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации" руководитель организации (в том числе бывший) на основании части второй статьи 277 ТК РФ возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями.
В соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Денисова Ю.В. назначена и.о. директора МОУ "ООШ № 2 г.Юрюзань", а приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ - директором данного учреждения.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ прекращен трудовой договор с ней по п.2 ч.1 ст.278 ТК РФ.
В силу указанных выше положений законодательства, для взыскания с Денисовой Ю.В. суммы, уплаченной по заключенным договорам с ответчиком оснований не установлено, поскольку доказательств именно виновных противоправных действий руководителя стороной истца не предоставлено.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, а потому в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина, оплаченная последним при подаче заявления в суд, в размере 12 951 руб. 00 коп., что подтверждается квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №2 г.Юрюзань» Катав-Ивановского муниципального района к Обществу с ограниченной ответственностью «Юрюзанский проектно-строительный сервис» и Денисовой Ю.В. о признании недействительным дополнительных соглашений, взыскании суммы задолженности, неустойки, штрафа и процентов, удовлетворить частично.
Признать дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к договору № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным (ничтожным).
Признать дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к договору № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным (ничтожным).
Взыскать в пользу Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №2 г.Юрюзань» Катав-Ивановского муниципального района (ИНН 7410004890, ОГРН 1027400756900) с Общества с ограниченной ответственностью «Юрюзанский проектно-строительный сервис» (ИНН 7457004014, ОГРН 1147457000790) сумму задолженности в размере 720 000 руб. 00 коп., неустойку (пени) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 101 250 руб. 00 коп., штраф в размере 90 000 руб. 00 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 69 557 руб. 53 коп., госпошлину в размере 12 951 руб. 00 коп., а всего взыскать 935 569 (девятьсот тридцать пять тысяч пятьсот шестьдесят девять) руб. 14 коп..
Взыскать в пользу Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №2 г.Юрюзань» Катав-Ивановского муниципального района с ООО «Юрюзанский проектно-строительный сервис» неустойку (пени) с ДД.ММ.ГГГГ до момента фактической оплаты задолженности.
Взыскать в пользу Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №2 г.Юрюзань» Катав-Ивановского муниципального района с ООО «Юрюзанский проектно-строительный сервис» проценты за пользование чужими денежными средствами, исчисленные с ДД.ММ.ГГГГ до момента фактической оплаты задолженности.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Катав-Ивановский городской суд Челябинской области.
Судья: Ю.С.Меркулова
Мотивированное решение изготовлено 17 июля 2024 года.