Дело № 2 – 127/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Чернушка 09 февраля 2017 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Янаевой О.Ю.,
при секретаре судебного заседания Кулановой О.А.,
с участием представителя ответчика администрации Рябковского сельского поселения Ташкиновой В.К.,
представителя третьего лица администрации Чернушинского муниципального района Пермского края. МКУ «Служба заказчика Рябковского сельского поселения» Слобожаниной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Чернушинского районного суда гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в лице Южного территориального отдела к администрации Рябковского сельского поселения о прекращении нарушений санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю в лице Южного территориального отдела обратилось в суд с иском к администрации Рябковского сельского поселения о прекращении нарушений санитарного законодательства.
Исковые требования Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю в лице Южного территориального отдела мотивированы следующим: Должностным лицом Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю при рассмотрении материалов (акта плановой проверки № от ДД.ММ.ГГГГ) в отношении администрации Рябковского сельского поселения установлено следующее: с 11 часов 00 минут до 14 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка за соблюдением санитарно- эпидемиологических правил и нормативов. В ходе проведения мероприятия по контролю было установлено, что на территории населенных пунктов Рябковского сельского поселения ненадлежащим образом организован централизованный сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, а именно население Рябковского сельского поселения и подведомственных ему территорий вывозит твердые коммунальные отходы на площадку временного накопления отходов, которая расположена около <адрес>, создавая тем самым санитарно- эпидемиологическую опасность размножения грызунов и распространения инфекционных заболеваний, что не соответствует требованиям абзаца 19 ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; ст.22 Федерального закона от 31.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»: п.18 ст.14 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; п.3.7 СанПиН 2.1.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления; п.п. 2.1.3, 2.1.5, 3.1, 3.2. СанПиН 42-128-4690-88 «санитарные правила содержания территорий населенных мест»; п.3.4 СанПиН 3.5.21376-03 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих».
Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, исковые требования просит удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Рябковского сельского поселения Ташкинова В.К. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просил отказать в полном объеме, пояснил, что полномочия в области обращения с отходами на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, осуществляют органы местного самоуправления муниципального района. В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 6 Устава Рябковского сельского поселения к вопросам местного значения Рябковского сельского поселения относится участи в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. В целях осуществления некоторых вопросов местного значения создано муниципальное казенное учреждение «Служба заказчика Рябковского сельского поселения» (далее по тексту-Учреждение), одной из функций которого является сбор, вывоз, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов. Между администрацией и учреждением заключен договор безвозмездного пользования № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого учреждению передан земельный участок с кадастровым номером №№, общей площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>, д.Бикулка, под площадку временного хранения бытовых отходов. Учреждение ежегодно заключает муниципальный контракт на оказание услуг по сбору, транспортировке, утилизации и захоронению опасных отходов и (или) строительного мусора с ООО «Внешнее благоустройство». Так, ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт № на оказание услуг по сбору, транспортировке, утилизации и захоронению опасных отходов и (или) строительного мусора. Сбор и вывоз мусора с территории Рябковского сельского поселения производится на площадку временного накопления ТБО. Согласно прилагаемых путевых листов, сбор и вывоз мусора с территории Рябковского сельского поселения в <адрес>, д.Зверево на площадку временного накопления ТБО, производится транспортом МКУ «Служба заказчика Рябковского сельского поселения». Обязанность производить транспортировку отходов транспортным средством, производить размещение и захоронение отходов на территории полигона, закреплена за ООО «Внешнее благоустройство». За оказанные услуги Учреждение производит оплату. Оплата услуг дворника, иные расходы по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов производится согласно сметы МКУ «Служба заказчика Рябковского сельского поселения»
Представитель третьих лиц Администрации Чернушинского муниципального района, Муниципального казенного учреждения «Служба заказчика Рябковского сельского поселения» Слобожанина О.А. просила прекратить производство по делу на основании статьи 194 Кодекса административного судопроизводства РФ,
Заслушав доводы представителя ответчика, пояснения третьих лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю подлежащими частичному удовлетворению.
ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № проведена плановая выездная проверка за соблюдением санитарно- эпидемиологических правил и нормативов в отношении администрации Рябковского сельского поселения (л.д. 12-16).
Предписанием № должностного лица Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ администрации Рябковского сельского поселения предписано устранить выявленные нарушения: организовать надлежащим образом централизованный сбор и вывоз твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Рябковского сельского поселения (л.д.17-18).
Согласно пункта 23 статьи 37 Устава Рябковского сельского поселения к полномочиям администрации Рябковского сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (л.д.53-57).
Согласно муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Внешнее благоустройство» оказывает услуги по сбору, транспортировке, утилизации и захоронении опасных отходов и (или) строительного мусора (л.д.58-61).
Постановлением главы администрации Чернушинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование администрации Рябковского сельского поселения» предоставлен земельный участок, с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>, в постоянное (бессрочное) пользование под площадку для временного хранения твердых бытовых отходов (л.д. 65).
Согласно договору безвозмездного пользования № от ДД.ММ.ГГГГ администрация Рябковского сельского поселения передала в безвозмездное пользование муниципальному казенному учреждению «Служба заказчика Рябковского сельского поселения» земельный участок в безвозмездное пользование (л.д. 66-67).Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Пункт 8 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должны отвечать санитарным правилам.
Требования по сбору, временному хранению, вывозу твердых и жидких бытовых отходов и уборке населенных пунктов установлены СанПиН 42-128-4690-88, утвержденными главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 г.
В силу п. 1.2 указанных СанПиН система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов и орган местного самоуправления обязан разработать Генеральную схему очистки населенного пункта
Пунктом 1.1 СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что организация рациональной системы сбора и временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест".
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Суду не представлены доказательства, бесспорно свидетельствующие о том, что принятый на территории настоящего муниципального образования документ "Правила благоустройства и санитарного содержания территории Рябковского сельского поселения" соответствует санитарным требованиям, предъявляемым к Генеральным схемам санитарной очистки населенных пунктов согласно требованиям п. п. 1.6, 6.5 СанПиН 42-128-4690-88, прошел согласование с санитарно-эпидемиологической службой.
Предоставленная ответчиком генеральная схема санитарной очистки Чернушинского муниципального района, утвержденная решением Земского собрания Чернушинского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № так же не содержит сведений о согласовании с санитарно-эпидемиологической службой.
Поскольку в нарушение требований действующего законодательства на территории Рябковского сельского поселения до настоящего времени не разработана и не утверждена Генеральная схема очистки населенных пунктов муниципального образования, имеются правовые основания для удовлетворения настоящего заявления, так как реализация администрацией Рябковского сельского поселения установленных законом полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов не в полной мере, может привести к образованию несанкционированных свалок, а также к возникновению чрезвычайных ситуаций, при которых жизнь и здоровье граждан будут поставлены под угрозу.
Установленные нарушения в ходе выездной плановой проверки Росприроднадзором по Пермскому краю были допущены муниципальным казенным учреждением «Служба заказчика Рябковского сельского поселения», указанные обстоятельства подтверждены вступившим в законную силу решением Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Иные доказательства совершения администрацией Рябковского сельского поселения суду не предоставлены, требование о признании противоправными действий администрации Рябковского сельского поселения удовлетворению не подлежат.
В части требований истца о возложении на администрацию Рябковского сельского поселения обязанности по соблюдению требований санитарного законодательства по вопросам обращения с отходами производства и потребления на территории Рябковского сельского поселения: обеспечить должную организацию сбора и вывоза отходов с территории населенных пунктов Рябковского поселения согласно требований СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» и СанПиН 3.5.21376-03 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих», суд считает подлежащим удовлетворению, поскольку в адрес администрации Рябковского сельского поселения было выдано предписание должностного лица Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № и в ходе рассмотрения дела суду не предоставлено доказательств исполнения вышеуказанного предписания.
На основании изложенного, исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в лице Южного территориального отдела удовлетворить частично.
Возложить на администрацию Рябковского сельского поселения обязанности по соблюдению требований санитарного законодательства по вопросам обращения с отходами производства и потребления на территории Рябковского сельского поселения: обеспечить должную организацию сбора и вывоза отходов с территории населенных пунктов Рябковского поселения согласно требований СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» и СанПиН 3.5.21376-03 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих».
Обязать администрацию Рябковского сельского поселения разработать схему очистки населенных пунктов, входящих в состав территорий Рябковского сельского поселения, указанных в Уставе Рябковского сельского поселения.
В удовлетворении остальных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Чернушинский районный суд.
Судья О.Ю.Янаева