Решение по делу № 2-40/2013 (2-1497/2012;) от 16.10.2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 августа 2012 года

Пролетарский районный суд г. Ростова -на-Дону

в составе:

председательствующего судьи Мельситовой И.Н.

при секретаре                              Ковачевой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арутюнян А.З. к Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону об обязании утвердить схему согласования земельного участка

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Арутюнян А.Э. на праве собственности принадлежит жилой дом литер «А» общей площадью 45,0 кв.м., на основании решения Пролетарского районного суда г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ.

Арутюнян А.Э. обратилась в ООО « БТИ - Техпаспорт» для проведения работ по межеванию земельного участка.

Для утверждения схемы расположения земельного участка Арутюнян А.Э. обратилась в администрацию Пролетарского района г.Ростова-на-Дону.

Согласно новым действующим Правилам землепользования и застройки г. Ростова-на-Дону в редакции от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту Правила) администрация Пролетарского района оказала в утверждении расположения земельного участка.

Поскольку п.п. 3,7,9 ст 3. Правил вопросы о предоставлении земельных участков находятся в компетенции Администрации города:

ст.3 к полномочиям Администрации города (далее - Администрация) в области регулирования отношений по вопросам землепользования и застройки относятся:

3) принятие решений о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования объектов капитального строительства и (или) земельного участка;

7) принятие решений о предоставлении земельных участков из состава земель, находящихся в муниципальной собственности;

9) иные вопросы землепользования и застройки, не относящиеся к ведению Ростовской-на-Дону городской Думы.

Согласно п.6 ст.6 Правил « Виды разрешенного использования земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту либо установлены на основании вступивших в законную силу судебных актов или на основании правовых актов органов местного самоуправления, в том числе виды разрешенного использования до принятия настоящих Правил, устанавливаются на основании акта отраслевого органа Администрации города в сфере осуществления градостроительной деятельности без проведения публичных слушаний».

Право собственности на жилой дом литер «А» общей площадью 45 кв.м., в том числе жилой 32,7 кв.м., расположенном на земельном участке 253 кв.м. было признано на основании решения Пролетарского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ

В настоящее время земельный участок, расположенный по адресу: Искусственная 37 попадает в зону ОЖ - многофункциональной общественно-жилой застройки.

Граничащие земельные участки №, № по <адрес> приватизированы и поставлены на кадастровый учет.

Арутюнян обратилась в городскую Администрацию

Согласно ответа архитекторы города № от ДД.ММ.ГГГГ «вопросы согласования схем расположения земельных участков на кадастровой карте (кадастровом плане ) соответствующей территории в кадастровом квартале, находятся в введении Администраций районов» - Постановление Мэра г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № « Об утверждении разграничений полномочий между Администрацией города и Администрациями районов г.Ростова-на-Дону».

Арутюнян А.Э. обратилась в очередной раз в Администрацию района, получила отказ, мотивированный тем, что площадь земельного участка указанного в схеме расположения земельного участка 0,0191 га., не соответствует площади земельного участка указанном в заочном решении Пролетарского районного суда г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ (площадь земельного участка 253 кв.м., что соответствует 0,0253 га).

Истец считает отказ в согласовании схемы земельного участка незаконным, поскольку на момент вынесения решения судом, у истца не было других документов, с указанием площади земельного участка кроме сводного оценочного акта от ДД.ММ.ГГГГ., в котором указана площадь земельного участка 253 кв.м.

Истцу стало известно о том, что площадь земельного участка, которым он пользуется уменьшилась в августе 2011г., когда он получил схему расположения земельного участка, выданного ООО «БТИ-Техпаспорт».

Указывая на изложенное истец обратился в суд с настоящим иском, в котором просила обязать Администрацию Пролетарского района утвердить схему расположения земельного участка площадью 0,0191 га. в г.Ростова-на-Дону ул.Искусственная,37. В судебном заседании представитель истица, уточненные исковые требования поддержала, привела доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, будучи извещенным о дне и часе слушания дела надлежащим образом, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя указанного ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 36 п. 1 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

На основании статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.

В силу ст. 36 п. 7 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Из материалов дела усматривается, что Арутюнян А.Э. на праве собственности принадлежит жилой дом литер «А» общей площадью 45,0 кв.м., на основании решения Пролетарского районного суда г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно данных МУПТИ и оН данное строение располагалась на земельном участке, площадью 253 кв.м.

Аналогичная плошать была указана в судебном постановлении, которым за истцом было признано право собственности на строение.

Арутюнян А.Э. обратилась в ООО « БТИ - Техпаспорт» для проведения работ по межеванию земельного участка.

В ходе выполнения работ по межеванию была выполнена схема расположения земельного участка на кадастровой карте. В соответствии с которой площадь земельного участка на настоящий момент фактически составил 191 кв.м ( л.д.12).

Для утверждения схемы расположения земельного участка Арутюнян А.Э. обратилась в администрацию Пролетарского района г.Ростова-на-Дону.

Согласно новым действующим Правилам землепользования и застройки г Ростова-на-Дону в редакции от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту Правила) администрация Пролетарского района оказала в утверждении расположения земельного участка, поскольку п.п. 3,7,9 ст 3. Правил вопросы о предоставлении земельных участков находятся в компетенции Администрации города:

Однако, в ст.3 к полномочиям Администрации города (далее - Администрация) в области регулирования отношений по вопросам землепользования и застройки относятся:

3) принятие решений о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования объектов капитального строительства и (или) земельного участка;

7) принятие решений о предоставлении земельных участков из состава земель, находящихся в муниципальной собственности;

9) иные вопросы землепользования и застройки, не относящиеся к ведению Ростовской-на-Дону городской Думы.

Согласно п.6 ст.6 Правил «Виды разрешенного использования земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту либо установлены на основании вступивших в законную силу судебных актов или на основании правовых актов органов местного самоуправления, в том числе виды разрешенного использования до принятия настоящих Правил, устанавливаются на основании акта отраслевого органа Администрации города в сфере осуществления градостроительной деятельности без проведения публичных слушаний».

Таким образом, доводы Администрации района о том, что подобного рода схемы утверждаются администрацией города не состоятельны.

Право собственности на жилой дом литер «А» общей площадью 45 кв.м., в том числе жилой 32,7 кв.м., расположенном на земельном участке 253 кв.м. было признано на основании решения Пролетарского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ

В настоящее время земельный участок, расположенный по адресу: Искусственная 37 попадает в зону ОЖ - многофункциональной общественно-жилой застройки.

Граничащие земельные участки №, № по <адрес> приватизированы и поставлены на кадастровый учет.

Арутюнян обратилась в городскую Администрацию с аналогичным заявлением.

Согласно ответа архитекторы города № от ДД.ММ.ГГГГ «вопросы согласования схем расположения земельных участков на кадастровой карте (кадастровом плане ) соответствующей территории в кадастровом квартале, находятся в введении Администраций районов» - Постановление Мэра г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № « Об утверждении разграничений полномочий между Администрацией города и Администрациями районов г.Ростова-на-Дону».

Арутюнян А.Э. обратилась в очередной раз в Администрацию района, получила отказ, мотивированный тем, что площадь земельного участка указанного в схеме расположения земельного участка 0,0191 га., не соответствует площади земельного участка указанном в заочном решении Пролетарского районного суда г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ (площадь земельного участка 253 кв.м., что соответствует 0,0253 га).

Письмом МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ « Об ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ИЛИ ОТКАЗА В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА В СЛУЧАЕ РАСХОЖДЕНИЯ ЗНАЧЕНИЙ ПЛОЩАДИ И КООРДИНАТ ХАРАКТЕРНЫХ ТОЧЕК ГРАНИЦЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, УКАЗАННЫХ В СХЕМЕ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА НА КАДАСТРОВОМ ПЛАНЕ ТЕРРИТОРИИ И В МЕЖЕВОМ ПЛАНЕ от ДД.ММ.ГГГГ № даны следующие разъяснения.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Согласно ч. 10 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре), если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

В связи с этим Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 «Об утверждении формы межевого плана и Требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков», предусмотрены оформление межевых планов с учетом утвержденных органами местного самоуправления Схем и включение копий таких документов в приложения к межевому плану.

При этом необходимо учитывать, что Схема подготавливается до выполнения соответствующих кадастровых работ и расхождения в сведениях о земельном участке, содержащихся в Схеме и в межевом плане, неизбежны.

Вместе с тем Земельный кодекс Российской Федерации не содержит требований к Схеме (в том числе не содержит перечня характеристик земельного участка, которые должны быть отражены в соответствующей Схеме). Также Земельный кодекс Российской Федерации и Закон о кадастре не определяют параметров возможных отклонений значений координат и площади земельного участка в Схеме и подготовленном с учетом такой Схемы межевом плане.

По мнению Департамента недвижимости, указанные параметры должны быть определены федеральным законом. Федеральным законом от 29.12.2010 № 4Э5-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте), предусматривающие в том числе, что в результате кадастровых работ площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может отличаться от площади этого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания, вследствие невозможности установления на местности границ этого земельного участка в точном соответствии с таким проектом межевания, но не более чем на пять процентов (ч. 16 ст. 13.1 Закона об обороте).

Дополнительно необходимо отметить, что Закон о кадастре не содержит положений, в соответствии с которыми государственный кадастровый учет земельных участков может быть приостановлен либо в осуществлении его может быть отказано в связи с несоответствием сведений о земельном участке, содержащихся в представленных на государственный кадастровый учет документах.

Таким образом, по мнению Департамента недвижимости, несоответствие площади и координат характерных точек границы земельного участка, указанных в межевом плане и Схеме, не может являться основанием для приостановления или отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.

При производстве кадастровых работ на определенных этапах возникает необходимость в получении муниципальной услуги в виде подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, а также при проведении согласования границ земельного участка.

Замена понятия "проект границ земельного участка" понятием "схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" в Земельном кодексе Российской Федерации произошла в связи с тем, что из Федерального закона от 18 июня 2001 г. "О землеустройстве" исключен один из видов землеустройства - территориальное землеустройство. В частности, из видов землеустроительной документации (статья 19 данного Федерального закона) исключены проекты территориального землеустройства (в том числе и проекты границ земельных участков).

Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрена разработка нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации или ведомственных нормативных актов по вопросам подготовки схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.

Вместе с тем, когда необходима разработка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, такая схема может быть разработана на основе одного из разделов кадастрового плана территории - плана (чертежа, схемы) земельных участков, расположенных в кадастровом квартале (форма кадастрового плана территорий утверждена Приказом Минюста России от 19 марта 2008 г. N66).

В соответствии законодательством орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращенияутверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В соответствии с ч.7 ст.36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращенияутверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Согласно п.63 Приказа Минэкономразвития РФ 24.11.2008г. № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории включается в состав приложений межевого плана.

Схема предназначена для отображения местоположения земельных участков относительно смежных земельных участков, границ кадастрового деления (для земельных участков, занятых протяженными объектами), природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения (если отдельные части границы земельного участка совпадают с местоположением внешних границ таких объектов и сведения о таких объектах содержатся в ГКН), земельных участков или земель общего пользования.

При образовании земельных участков в связи с предоставлением земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном статьями 30, 31, 34, 36 Земельного кодекса, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории могут быть разработаны на основе одного из разделов кадастрового плана территории - плана (чертежа, схемы) земельных участков, расположенных в кадастровом квартале (письмо Минэкономразвития России от 08.08.2008 N 11013-ИМ/Д23).

Подготовка Схемы предусмотрена:

  • в рамках установленного порядка выбора земельных участков для строительства: к акту о выборе прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора; копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением Схемы выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения (пункты 5, 7 статьи 31 ЗК РФ);

в рамках установленного порядка предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством: орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 статьи 34 ЗК РФ заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает Схему и выдает её заявителю (пункт 4 статьи 34 ЗК РФ);

в рамках установленного порядка приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной и муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения: в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка (далее - кадастровый учет) или в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает Схему и выдает её заявителю (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).

Таким образом, подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является промежуточным этапом подготовки документации для проведения государственного кадастрового учета.

При этом в силу ч. 7 ст. 36 ЗК РФ согласование и утверждение схемы расположения земельного участка является обязанностью органа местного самоуправления. Невыполнение Администрацией района данных обязанностей, препятствует истцу реализовать свое право приобретения земельного участка, расположенного под домовладением, в собственность, в том числе путем проведение работ по установлению границ земельного участка (межеванию), постановке участка на кадастровый учет, что невозможно без утверждения схемы расположения земельного участка.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В этой связи, суд считает незаконным отказ администрации Пролетарского района в утверждении заявителям схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, поскольку законом не предусмотрено право требования органом местного самоуправления каких-либо еще документов, кроме заявления, что было выполнено истцом

Доводы администрации района том, что площадь земельного участка, указанного в схеме менее минимального размера, а его площадь не соответствует площади, указанной в решении суда, граница проходит по строениям, земельный участок находится в зне, где разрешенное использование не предусматривает индивидуальное жилищное строительство, не может служить основанием для отказа в иске.

Поскольку данные вопросы подлежат разрешению не на стадии утверждения схемы, а стадии установления межевой границы на местности, составления акта согласования границ. Постановки на кадастровый учет, а последующем разрешении вопроса о возможности предоставления земельного участка, под эксплуотацию жилого дома.

Восстановление прав истца возможно путем возложения обязанности на администрацию района рассмотреть его заявление об утверждении схемы расположения границ земельных участков с целью дальнейшего проведения межевания земельного участка, проведения кадастрового учета, и разрешения вопроса о возможности приобретения права собственности на земельный участок для эксплуатации жилого дома.

Судом было установлено, что ответ Администрации района дан не по существу обращения истца и нарушает права последнего, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности требований заявителя, что в силу п. 1 ст. 258 ГПК РФ является основанием для обязания заинтересованного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителя и разрешить вопрос об утверждении схемы границ земельного участка.

Доказательств законности действий по отказу в утверждении схемы ответчик суду не представил.

При таких обстоятельствах исковые требования Арутюнян подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Исковые требования Арутюнян А.З. Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону об обязании утвердить схему согласования земельного участка

Обязать

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через районный суд в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме-20 августа 2012 года.

Председательствующий судья:

2-40/2013 (2-1497/2012;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ОАО ТрансКредитБанк
Ответчики
Гречишникова Наталья Александровна
Гречишников Евгений Валерьевич
Суд
Дзержинский районный суд г. Нижнего Тагила
Дело на странице суда
dzerzhinsky.svd.sudrf.ru
16.10.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.10.2012Передача материалов судье
19.10.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.10.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.11.2012Предварительное судебное заседание
11.12.2012Предварительное судебное заседание
11.01.2013Судебное заседание
17.01.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2014Дело оформлено
20.02.2014Дело передано в архив
11.01.2013
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее