Дело № 2-3009/2019
УИД: 11RS0001-01-2019-002430-95
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сыктывкар 26 апреля 2019 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Коданевой Я.В.,
при секретаре Стеблиной Е.П.,
с участием:
истца - Боброва И.Н.
представителя истца – Комарова А.Л., действующего на основании ордера,
представителей ответчика ГУ «Республиканская детская клиническая больница» - Семяшкиной Е.А., Батура Ю.М., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Боброва И.Н. к ГУ «Республиканская детская клиническая больница» о признании права на получение компенсационных мер,
УСТАНОВИЛ:
Бобров И.Н. обратился в суд с иском к ГУ «...» о признании права на получение компенсационных мер, и с учетом уточнений просил признать незаконным изменение определенных сторонами условий трудового договора №... ** ** **, заключенного между Бобровым И.Н. и государственным учреждением "..." в части изменения повышение оплаты труда за работу с вредными условиями труда, установленной дополнительным соглашением от ** ** ** к трудовому договору №... от ** ** ** и обязать восстановить с 19.01.2019 повышение оплаты труда за работу с вредными условиями труда в размере <данные изъяты> признать незаконным изменение определенных сторонами условий трудового договора №... от ** ** ** заключенного между Бобровым И.Н. и государственным учреждением "Республиканская детская клиническая больница" в части изменения ежегодного дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда, установленной дополнительным соглашением от 24.12.2018 к трудовому договору №... от ** ** ** и обязать восстановить с 19.01.2019 ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными условиями труда в размере 21 календарный день за фактически отработанное время.
В обоснование требований указано, что истец состоит с ответчиком в трудовых отношениях в должности .... С момента подписания трудового договора ** ** ** истцу начислялась доплата за работу с опасными для здоровья условиями труда в размере <данные изъяты> и предоставлялся дополнительный отпуск в количестве 21 дня. 20.11.13 проведена аттестация рабочего места, которой установлен класс условий 3.3 (вредные условия труда). 17.10.2018 проведена специальная оценка условий труда (СОУТ), которая подтвердила класс вредности (3.3). 17.11.2018 истец получил уведомление об изменении трудового договора, согласно которому после проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) процентная надбавка за работу с вредными условиями труда составила 6%, количество дней отпуска 8 дней. Истец со ссылкой на п.3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ полагает, что ранее предоставленные работодателем компенсационные меры не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с ранее действующими.
В судебном заседании истец и его представитель требования поддержали.
Представители ответчика с иском не согласились по доводам возражений, указав также на пропуск истцом срока для обращения в суд с настоящими требованиями.
Разрешая указанное ходатайство о пропуске срока суд, полагает, что срок исковой давности следует исчислять с момента вручения истцу уведомления об изменении условий труда (17.11.2018). Таким образом, в силу положений ст. 392 ТК РФ срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора истекал 17.02.2019. В суд с настоящими требованиями истец обратился 18.02.2019. Вместе с тем принимая во внимание обращение Боброва И.Н. в Инспекцию по труду, суд полагает, что в данной правовой ситуации срок исковой давности пропущен истцом по уважительным причинам, в связи с чем подлежит восстановлению.
Требования иска подлежат рассмотрению по существу.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, материалы проверки ГИТ по РК по обращению Боброва И.Н., суд приходит к следующему.
Установлено, что ** ** ** с Бобровым И.Н. заключен бессрочный трудовой договор №..., согласно которому истец трудоустроен на должность ... по основной работе в ГУ «...». Пунктом 6.2. трудового договора Боброву И.Н. назначено повышение оклада, в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда в размере <данные изъяты> %. Пунктом 5.2. договора работнику установлен ежегодный дополнительный оплачиваемых отпуск за работу с вредными условиями труда в размере 21 календарных дней за фактически отработанное время.
Нормативно-правовым основанием для назначения доплаты в размере <данные изъяты>% являлись пункты 1.11, 2.13, примечания к разделу I Приложения № 2 Приказа Минздрава РФ от 15.10.1999 N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения" (утратил силу с 01.12.2008) которым утвержден перечень Учреждений, подразделений и должностей, работа в которых дает право работникам на повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда и установлено, что работникам, занятым на работах с разными условиями вредности или опасности, предусмотренными в пунктах 1 и 2, а также в подпунктах пункта 1 или подпунктах пункта 2 раздела 1 Перечня, оклады (ставки) повышаются на 30 процентов.
В данном приказе также указано, что в каждом учреждении на основании Перечня должен быть составлен и утвержден по согласованию с выборным профсоюзным органом перечень должностей работников, которым с учетом конкретных условий работы в данном учреждении, подразделении и должности (лечение, обеспечение диагностики, экспертизы, непосредственное обслуживание или контакт с больными и др.) может повышаться оклад (ставка), в том числе и за каждый час работы в условиях, предусмотренных Перечнем.
Так, на дату заключения договора в ГУ «...» был принят коллективный договор на срок 2006-2009. Отпуск установлен истцу согласно Приложению № 2 указанному коллективному договору. Повышение оклада назначено согласно пункта 1 раздела III Перечня должностей, работа в которых дает право работникам ГУ «...» на повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда к коллективному договору на 2006-2009.
01.10.2008 вступило в силу Постановление Правительства Республики Коми от 11.09.2008 N 239 "Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Коми", которое в свою очередь утвердило в пункте 2 приложения № 3 перечень государственных учреждений здравоохранения Республики Коми, подразделений и должностей с опасными и тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на установление доплаты. Согласно пп.1.9, 3.11 и п.3 указанного постановления истцу была назначена доплата в размере <данные изъяты> % должностного оклада. По существу следует, что перечень из Приказа № 377 был положен в основу перечня в Постановлении № 239. Таким образом, за истцом право на доплату сохранилось.
20.11.2013 работодателем проведена аттестация рабочего места истца.
Согласно карты аттестации рабочего места по условиям труда врача анестезиолога-реаниматолога № 17 класс условий труда по степени вредности определен как 3.3. В сроке 040 указано на фактическое наличие размера повышения оплаты труда в размере <данные изъяты>% и ежегодного дополнительного отпуска в количестве 21 дня. Определена необходимость в установлении компенсации по Постановлению Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».
Вышеуказанное Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 предусматривало, что работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест подлежали установлению следующие компенсации: сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда, что в свою очередь соответствовало положениям статей 92, 117 и 147 Трудового Кодекса РФ, действовавшим на момент проведения аттестации рабочего места истца в 2013.
Вместе с тем, поскольку на момент аттестации за истцом сохранялась доплата в размере <данные изъяты> % за вредность согласно Постановлению Правительства Республики Коми от 11.09.2008 № 239 и отпуск продолжительностью 21 день по условиям коллективного договора (на тот момент коллективный договор 2009-2012 – суд.), работодателем не были произведены изменения условий труда в рамках Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870.
Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 утратило силу 11.08.2014 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.07.2014 № 726. При этом при применении данного документа до утраты силы следовало учитывать, что с 01.01.2014 Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ в Трудовой кодекс РФ внесены изменения, в соответствии с которыми частично изменены условия предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в частности аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку условий труда.
Постановление Правительства Республики Коми от 11.09.2008 № 239 утратило силу с 01.10.2018.
С 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон № 426 – ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» предусматривающий проведение специальной оценки условий труда, которая является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. При этом по результатам проведения СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Так, в соответствии со ст. 14 указанного закона вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности.
17.10.2018 ГУ «...» проведена специальная оценка условий труда (СОУТ).
Согласно Карте №... специальной оценки труда врача ... подтвержден класс вредности истца (3.3). В сроке 040 указано на фактическое наличие размера повышения оплаты труда и ежегодного дополнительного отпуска. Определена необходимость в установлении компенсаций по оплате труда и дополнительного отпуска на основании раздела VI (ст.ст. 117, 147) ТК РФ.
Коллективным договором ГУ «...» на 2017-2019 (с учетом изменений и дополнений) установлена продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска для лиц занятых во вредных условиях труда по подклассу 3.3 в размере 8 дней и повышение оплаты труда в размере 6%.
17.11.2018 истец получил уведомление от 12.11.2018 об изменении трудового договора от 21.10.2008, согласно которому после проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) процентная надбавка за работу с вредными условиями труда составила 6%, количество дней отпуска 8 дней. При этом в указанном уведомлении истец указал, что согласен на продолжение работы в новых условиях с 19.01.2019, характер предстоящих изменений ему понятен, о чем проставил свою подпись в соответствующей строке уведомления.
Дополнительным соглашением от 24.12.2018 к трудовому договору от 21.10.2008 № 138 внесены указанные изменения, которые вступили в законную силу с 19.01.2019.
Не согласившись с действиями ответчика, выразившихся в уменьшении доплаты за работу во вредных условиях труда и количестве дней ежегодного дополнительного отпуска, истец обратился в суд с настоящим иском, при этом сослался на положения части 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ, которой предусмотрено, что при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Согласно ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Статьей 135 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с положениями ст. 219 Трудового кодекса РФ каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92, 117 и 147 настоящего Кодекса.
Повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу на работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
В соответствии с положениями ст. 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
Согласно ст. 147 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
Установлено и не опровергнуто сторонами, что Коллективным договором ГУ «...» на 2017-2019 (с учетом изменений и дополнений) принятом на общем собрании трудового коллектива, прошедшим согласование председателя профсоюзного комитета ГУ «...» и уведомительную регистрацию в Министерстве труда, занятости и социальной защиты РК, установлена продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска для лиц занятых во вредных условиях труда по подклассу 3.3 в размере 8 дней и повышение оплаты труда в размере 6%.
Таким образом, истец не лишен доплаты и дополнительного отпуска в связи с работой во вредных условиях труда, производимых работодателем по результатам СОУТ в связи с нормами действующего трудового законодательства.
Доводы истца со ссылкой на ч.3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ о недопустимости снижения компенсационных мер, суд находит не обоснованными, противоречащими нормам права, регулирующего правоотношения сторон.
С учетом представленных в материалы дела доказательств и установленных обстоятельств, следует, что доплата Боброву И.Н. за работу во вредных условиях труда в размере ** ** ** % проводилась истцу в рамках иного правового регулирования: в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 N 377 и Постановлением Правительства Республики Коми от 11.09.2008 № 239, а дополнительный отпуск в количестве 21 дня предоставлялся на основании условий действующего на том момент Коллективного договора, что в совокупности не нарушало прав истца, поскольку было выше минимально установленных нормативов, предусмотренных ст.ст. 117 (7 дней), 147 (4%) ТК РФ.
В настоящем, в связи с тем, что Постановление Правительства Республики Коми от 11.09.2008 № 239 утратило силу с 01.10.2018, у работодателя по истечении пяти лет (с 2013) возникла обязанность проведения оценки труда работников в рамках действующего закона № 426 – ФЗ от 28.12.2013, по результатам проведенной специальной оценки условий труда, работодателем истцу предоставлены гарантии и компенсации предусмотренные ТК РФ (как на то указанно в карте СОУТ) и действующим Коллективным договором, которые так же сохраняют минимальный уровень, предусмотренный трудовым законодательством РФ (ст.ст. 117,147 ТК РФ).
Таким образом, оснований для сохранения за истцом прежнего уровня доплат за работу во вредных условиях труда (30% к окладу, 21 день дополнительного отпуска) не имеется.
При этом следует отметить, что общий уровень заработной платы (объем получаемых денежных средств) истца после внесенных изменений в трудовой договор и уменьшения размера процента доплаты и количества дней отпуска реально не уменьшился.
Кроме того, при рассмотрении дела суд учитывает, что по данному вопросу по обращению Боброва И.Н. проведена проверка ГИТ по РК, по результатам которой компетентным органом установлено, что поскольку гарантии и компенсации, рекомендованные специальной оценкой условий труда в 2018 установлены впервые, нарушений требований ст.15 Федерального закона №421-ФЗ от 28.12.2013 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» ГУ «...» не допущено.
Принимая во внимание изложенное, оснований для признания незаконными изменений определенных сторонами условий трудового договора №... ** ** **, заключенного между Бобровым И.Н. и государственным учреждением "Республиканская детская клиническая больница" в части изменения повышение оплаты труда за работу с вредными условиями труда, установленной дополнительным соглашением от ** ** ** к трудовому договору №... от ** ** ** и возложении обязанности восстановить с 19.01.2019 повышение оплаты труда за работу с вредными условиями труда в размере <данные изъяты> %; признания незаконными изменений определенных сторонами условий трудового договора №... от ** ** ** заключенного между Бобровым И.Н. и государственным учреждением "..." в части изменения ежегодного дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда, установленной дополнительным соглашением от 24.12.2018 к трудовому договору №... от ** ** ** и возложении обязанности восстановить с 19.01.2019 ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными условиями труда в размере 21 календарный день за фактически отработанное время, не имеется.
В иске следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Боброва И.Н. к ГУ «...» о признании права на получение компенсационных мер: признания незаконными изменений определенных сторонами условий трудового договора №... от ** ** ** заключенного между Бобровым И.Н. и государственным учреждением "..." в части изменения повышение оплаты труда за работу с вредными условиями труда, установленной дополнительным соглашением от ** ** ** к трудовому договору №... от ** ** ** и возложении обязанности восстановить с 19.01.2019 повышение оплаты труда за работу с вредными условиями труда в размере <данные изъяты> %; признания незаконными изменений определенных сторонами условий трудового договора №... от ** ** **, заключенного между Бобровым И.Н. и государственным учреждением "..." в части изменения ежегодного дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда, установленной дополнительным соглашением от 24.12.2018 к трудовому договору № 138 от 21.10.2018 и возложении обязанности восстановить с 19.01.2019 ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными условиями труда в размере 21 календарный день за фактически отработанное время - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 30.04.2019.
Судья Я.В. Коданева
Копия верна: судья -