Дело № 2а-757/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 марта 2018 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Сумачакова И.Н.,
при секретаре Яндиковой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай о признании бездействия незаконным и обязании определить ширину водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы расположенных на территории Республики Алтай водных объектов,
УСТАНОВИЛ:
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратились в суд с административным иском к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай о признании незаконным бездействия по неустановлению границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы расположенных на территории Республики Алтай водных объектов: части реки Бия с 25 км (от истока данной реки) до пересечения границ Алтайского края и Республики Алтай, Теньгинского озера, обязании в течении двух лет со дня вступления решения суда в законную силу определить ширину водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы расположенных на территории Республики Алтай водных объектов: части реки Бия с 25 км (от истока данной реки) до пересечения границ Алтайского края и Республики Алтай, Теньгинского озера, для чего: описать границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, их координаты и опорные точки с точностью определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, а также отобразить на картографических материалах; на протяжении данных границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы разместить специальные информационные знаки в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан; предоставить в установленном порядке данные сведения о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов в Верхне-Обское бассейновое водное управление для внесения их в государственный водный реестр. Административные исковые требования мотивированы тем, что Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой Республики Алтай проведена проверка исполнения Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай водного законодательства. Река Бия и озеро Теньгинское включены в государственный водный реестр, являются федеральной собственностью. Река Бия протекает по территории Республики Алтай и Алтайского края. Длина реки составляет 301 км, площадь бассейна 37 000 кв.км. Вытекает из Телецкого озера и сливаясь с рекой Катунь образует реку Обь. Среднемноголетний расход воды в нижнем течении 477 куб.м/с. Питание реки смешанное, в основном снеговое и дождевое. Значительную часть водосбора реки Бия обеспечивает река Чулышман, питающая Телецкое озеро. Проверкой установлено, что данные о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Бия и озеро Теньгинское на всем их протяжении в государственном водном реестре отсутствуют. Обязательным условием осуществления ответчиком мероприятий по охране конкретного водного объекта является включение его в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей. Мероприятия по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы в отношении части реки Бия с 25 км (от истока данной реки) до пересечения границ Алтайского края и Республики Алтай и озеро Теньгинское не включались в соответствующий перечень и на их финансирование денежные средства из федерального бюджета не поступали. В перечне мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетами Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в 2018 г., подготовленных Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай, согласованных с Федеральным агентством водных ресурсов, не указаны и не утверждены работы по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы на всем протяжении указанных водных объектов. Часть реки Бия с 25 км до пересечения границ Алтайского края и Республики Алтай в указанный перечень не включена, а также озеро Теньгинское. Согласно утвержденным исходным данным для расчета субвенций из федерального бюджета указана общая протяженность береговой линии реки Бия и ее притоков 260 км, что не охватывает в полном объеме указанные части рек.
В судебном заседании помощник Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора Республики Алтай Малчинов А.С. административные исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представители Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай Свиридов Д.Л., Елеков А.И. в судебном заседании административные исковые требования не признали в полном объеме и просили отказать в их удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица Верхнее-Обское бассейновое водное Управление Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом.
Суд, изучив материалы административного дела, заслушав участников процесса, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ВК РФ) поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом территорией общего пользования является и полоса земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
В ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай водного законодательства установлено, что административным ответчиком мероприятия, направленные на установление границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы участка реки Бия с 25 км (от истока данной реки) до пересечения границ Алтайского края и Республики Алтай, а также озера Теньгинское, не проводились и не согласовывались, что исключает возможность получения Министерством субвенций из федерального бюджета на указанные мероприятия.
В государственном водном реестре отсутствуют сведения об установленных границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы названного участка реки Бия и озера Теньгинское.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Мероприятия по установлению границ водоохранных зон необходимы для создания и обеспечения особого режима водного объекта.
Пунктом 2 части 1 статьи 26 ВК РФ предусмотрена возможность передачи части полномочий Российской Федерации, в том числе и полномочий по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Республике Алтай таким органом является Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай, что следует из подп. «б» п. 8 Положения о Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 21.05.2015 г. №. Данное министерство в сфере отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляет меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Алтай.
Таким образом, органом, обязанным совершать охранные мероприятия в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Алтай, является Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай.
Река Бия и озеро Теньгинское находятся в федеральной собственности и согласно статьи 6 ВК РФ являются водными объектами общего пользования.
Длина реки Бия составляет 301 км., площадь бассейна 37 000 кв.км., вытекает из Телецкого озера, протекает по территории Республики Алтай и Алтайского края. Озеро Теньгинское – горное озеро, расположенное в центральной части Республики Алтай на территории Онгудайского района, находится в 12 км. от села Теньга Онгудайского района, длина озера 1 650 м., ширина 1 400 м., глубина до 8 м. Река Бия и озеро Теньгинское являются водными объектами рыбохозяйственного значения высшей категории, что следует из сообщений Горно-Алтайского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского ТУ Росрыболовства от 19.02.2018 г., от 26.03.2018 г.
Как полагает суд, в силу установленных обстоятельств у Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай возникла обязанность по проведению мероприятий по определению ширины водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы участка реки Бия с 25 км (от истока данной реки) до пересечения границ Алтайского края и Республики Алтай, поскольку река Бия включена в Схему комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Обь (далее по тексту – СКИОВО-Обь).
Согласно ч. 1 ст. 33 ВК РФ схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов.
В рамках осуществления органом государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений подлежат применению Методические указания по осуществлению органами власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Федерации, являющихся приложением к приказу Минприроды России от 29.09.2010 г. №.
В соответствии с данными Методическими указаниями плановые значения целевых прогнозных показателей рассчитываются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок получения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в области водных отношений, их расходования определен Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных объектов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 г. №.
В силу данных Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержден приказом Минприроды России от 18.03.2008 г. №.
Из анализа приведенных выше нормативных положений следует, что обязательным условием осуществления административным ответчиком мероприятий по охране конкретного водного объекта является включение его в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей.
Из ответа отдела водных ресурсов по Республике Алтай Верхне-Обского бассейнового водного управления от 20.03.2018 г. следует, что мероприятия по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос части реки Бия с 25 км (от истока данной реки) до пересечения границ Алтайского края и Республики Алтай не включены в Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей, соответственно, на их финансирование денежные средства в виде ассигнований из федерального бюджета не поступали.
Таким образом, административным ответчиком мероприятия, направленные на определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос части реки Бия с 25 км (от истока данной реки) до пересечения границ Алтайского края и Республики Алтай не проводились, соответствующие мероприятия не согласовывались, что исключает возможность получения субвенций на указанные мероприятия. При таких обстоятельствах отсутствие финансирования из федерального бюджета не освобождает министерство от выполнения перечисленных мероприятий.
Исходя из положений ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы и береговые полосы являются зонами с особыми условиями использования территорий и относятся к объектам землеустройства.
При описании границ объектов землеустройства, предусмотренных п. 14 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минприроды России от 29.09.2010 г. № 425, п. 4 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 г. № 17, п. 8 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного приказом Минприроды России от 03.06.2011 г. № 267, п. 2 Требований к составлению карты (плана) объекта землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.07.2009 г. № 621, составляется карта (план) объектов землеустройства.
Следовательно, в рамках осуществления полномочий Российской Федерации в отношении водного объекта, находящегося в федеральной собственности, Минприроды Республики Алтай обязано подготовить карту (план) объектов землеустройства водоохранных зон, прибрежных защитных полос, береговых полос водного объекта.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» органы государственной власти обязаны направить документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использований территорий.
Пункт 5 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 г. № 17, предписывает сведения о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос, в том числе картографические материалы, в месячный срок представлять в Росводресурсы для внесения их в государственный водный реестр.
Описание границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, их координаты и опорные точки с точностью определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, а также отображение на картографических материалах; на протяжении данных границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы размещение специальных информационных знаков в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан предусмотрено пунктами 4, 4(1), 6 Правил, поскольку установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос (пункт 2 Правил).
Доводы стороны административного ответчика о невозможности исполнения требований ввиду отсутствия бюджетных денежных средств на осуществление указанных мероприятий не могут быть приняты во внимание, поскольку обязанность по осуществлению переданных Российской Федерацией полномочий не находится в зависимости от размера бюджетного финансирования и субъективного усмотрения министерства на выполнение охранных мероприятий в отношении водных объектов.
Довод стороны административного ответчика о наличии на территории Республики Алтай более приоритетных водных объектов, в отношении которых необходимо первоочередное определение ширины водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы является несостоятельными, поскольку река Бия и озеро Теньгинское являются водными объектами рыбохозяйственного значения высшей категории, а пунктом 8 вышеуказанных Методических указаний установлено, что при формировании Перечня водных объектов приоритет отдается водным объектам, которые отнесены к водным объектам высшей или первой рыбохозяйственной категории.
При таких обстоятельствах подлежит удовлетворению административное исковое заявление Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора Республики Алтай в части реки Бия с 25 км (от истока данной реки) до пересечения границ Алтайского края и Республики Алтай.
Что касается озера Теньгинское, то административное исковое заявление Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора Республики Алтай в данной части удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно ответу отдела водных ресурсов по Республике Алтай Верхне-Обского бассейнового водного управления от 26.03.2018 г. озеро Теньгинское не включено в СКИОВО-Обь, то есть в схему комплексного использования и охраны водных объектов.
Как следует из ч. 1 ст. 33 ВК РФ, схема комплексного использования и охраны водных объектов являются основой осуществления мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов.
Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются в целях: 1) определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты; 2) определения потребностей в водных ресурсах в перспективе; 3) обеспечения охраны водных объектов; 4) определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод.
Схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливаются: 1) целевые показатели качества воды в водных объектах на период действия этих схем; 2) перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов; 3) водохозяйственные балансы, предназначенные для оценки количества и степени освоения доступных для использования водных ресурсов в границах речных бассейнов и представляющие собой расчеты потребностей водопользователей в водных ресурсах по сравнению с доступными для использования водными ресурсами в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности (с учетом неравномерного распределения поверхностного и подземного стоков вод в различные периоды, территориального перераспределения стоков поверхностных вод, пополнения водных ресурсов подземных водных объектов); 4) лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности; 5) квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности в отношении каждого субъекта Российской Федерации; 6) основные целевые показатели уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, перечень мероприятий, направленных на достижение этих показателей; 7) предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов (части 2, 3 статьи 33 ВК РФ).
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 33 ВК РФ схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, рассматриваются бассейновыми советами и утверждаются для каждого речного бассейна уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Применительно к бассейну реки Обь схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются Федеральным агентством по водным ресурсам, рассматриваются бассейновым советом при соответствующем водном управлении и утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 883 «О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы»).
Для разработки схем комплексного использования и охраны водных объектов осуществляется гидрографическое и водохозяйственное районирование территории Российской Федерации (ст. 32 ВК РФ, Постановление Правительства РФ от 30.11.2006 г. № 728 «О гидрографическом и водохозяйственном районировании территории Российской Федерации и утверждении границ бассейновых округов», приказ Минприроды России от 25.04.2007 г. № 112 «Об утверждении Методики гидрографического районирования территории Российской Федерации», приказ Минприроды России от 25.04.2007 г. № 111 «Об утверждении Методики водохозяйственного районирования территории Российской Федерации»).
Таким образом, схемы комплексного использования и охраны водных объектов представляют собой систематизированные материалы в текстовой, табличной и графической форме на электронных и бумажных носителях о состоянии водных объектов и об их использовании, полученных в результате наблюдений, исследований состояния водных объектов, изысканий, предпроектных и проектных работ по планированию и реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий, а также осуществления мероприятий по уменьшению негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод.
Поскольку озеро Теньгинское не включено в схему комплексного использования и охраны водных объектов, в данном случае в СКИОВО-Обь, то у Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай отсутствуют основания для проведения водоохранных мероприятий в отношении данного водного объекта, включения его в Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей, так как объем необходимых финансовых ресурсов направляется именно для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, на основании которых принимаются Перечни мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей (п.п. 6, 7 ч. 3 ст. 33 ВК РФ).
В связи с тем, что озеро Теньгинское на день принятия настоящего решения не включено в СКИОВО-Обь, то оно, по мнению Федерального агентства по водным ресурсам, бассейнового совета и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, не нуждается в проведении водохозяйственных и водоохранных мероприятий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай о признании бездействия незаконным и обязании определить ширину водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы расположенных на территории Республики Алтай водных объектов удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай по неустановлению границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы расположенного на территории Республики Алтай водного объекта: части реки Бия с 25 км (от истока данной реки) до пересечения границ Алтайского края и Республики Алтай.
Обязать Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай в течении двух лет со дня вступления решения суда в законную силу определить ширину водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы расположенного на территории Республики Алтай водного объекта: части реки Бия с 25 км (от истока данной реки) до пересечения границ Алтайского края и Республики Алтай, для чего: описать границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, их координаты и опорные точки с точностью определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, а также отобразить на картографических материалах; на протяжении данных границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы разместить специальные информационные знака в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан; предоставить в установленном порядке данные сведения о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов в Верхне-Обское бассейновое водное управление для внесения их в государственный водный реестр.
Отказать Горно-Алтайскому межрайонному природоохранному прокурору Республики Алтай в удовлетворении административных исковых требований к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай о признании незаконным бездействия по неустановлению границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы расположенного на территории Республики Алтай водного объекта: озера Теньгинское и обязании в течении двух лет со дня вступления решения суда в законную силу определить ширину водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы расположенного на территории Республики Алтай водного объекта: озеро Теньгинское, для чего: описать границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, их координаты и опорные точки с точностью определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, а также отобразить на картографических материалах; на протяжении данных границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы разместить специальные информационные знака в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан; предоставить в установленном порядке данные сведения о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов в Верхне-Обское бассейновое водное управление для внесения их в государственный водный реестр.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья И.Н. Сумачаков
Мотивированное решение изготовлено 28 марта 2018 года