РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Воркута, Республика Коми 21 декабря 2023 года
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Машковцевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Имамеевой Т.М.,
с участием представителя истца Пахмутова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3773/2023 по иску Анциферова А.В. к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» об установлении тарифной ставки (оклада), перерасчете заработной платы, взыскании заработной платы, компенсации в порядке статьи 236 ТК РФ, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Анциферов А.В. обратился с иском к муниципальному унитарному предприятию «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» (далее МБУ «СДУ»), с учетом уточненных исковых требований просит установить тарифную ставку (оклада) с 01.08.2021 в размере 23692,72 руб., с 01.01.2022 в размере 25254,65 руб., с 01.06.2022 в размере 27779,96 руб., а с 01.01.2023 в размере 24487,25 руб., о перерасчете заработной платы, взыскании недополученных сумм заработной платы, оплаты дней отпуска, периодов временной нетрудоспособности, выплате компенсации в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, о взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 руб.
В обоснование требований истец указал, что работал в МБУ «СДУ» на основании трудового договора от 22.01.2016 в должности мастера участка. Согласно расчетным листкам, выплата заработной платы производится исходя из оклада в размере 10016 руб. 11.12.2019 подписано отраслевое тарифное соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы. Согласно указанному ОТС, минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, то есть, тарифная ставка истцу должна быть установлена с учетом данного Соглашения, что работодатель не учитывал и оклад в соответствии с ФОТС не устанавливал. Выплата заработной платы в спорный период времени производилась работодателем в соответствии с постановлением администрации МО ГО «Воркута» от 30.07.2018 № 1103 (далее по тексту – Постановление) и примечанием к Приложению № 1 Постановления. По должности мастер участка заработная плата выплачивалась исходя из размера должностного оклада 10365 руб., что существенно меньше оклада, подлежащего выплате исходя из тарифной ставки рабочего 1-го разряда, установленного ОТС и повышения оклада на 15%, предусмотренного локальными актами ответчика. Считает, что указанное Постановление не подлежит применению в отношении истца с 01.01.2021, поскольку противоречит региональному и федеральному отраслевым Соглашениям в части установления меньшей по размеру тарифной ставки рабочего 1-го разряда.
Должность истца – мастер участка не имеет разряда, оклад по этой должности не является произведением тарифной ставки рабочего 1-го разряда на тарифные коэффициенты. Отношение оклада истца 8709 руб. к тарифной ставке рабочего 1-го разряда в размере 7638 руб. по постановлению администрации МО ГО «Воркута» от 30.07.2018 № 1103 составляет 1,14 (8709/7638). Полагает, что в соответствии с аналогией права для исчисления окладов истца к тарифной ставке подлежит применению вышеуказанный коэффициент.
По расчету истца с 01.01.2021 работодатель обязан производить начисление и выплату заработной платы по должности мастер участка исходя из размера 15715*1,15*1,14+15%= 23692,72 руб.; а с 01.01.2022 из размера 16751 *1,15*1,314+15% = 25254,65 руб., с 01.06.2022 из размера 18426 *1,15*1,14+15% = 27779,96 руб.
Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, направил в суд своего представителя по доверенности.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. До судебного заседания представил письменные возражения на исковое заявление, в которых просит в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку МБУ «СДУ» производит выплату истцу заработной платы в соответствии с положением о системе оплаты труда Учреждения, разработанного в соответствии с постановлениями администрации МО ГО «Воркута» и в соответствии с трудовым законодательством.
Третье лицо - Администрация МО ГО «Воркута» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В отзыве против удовлетворения исковых требований возражает, указывает, что МБУ «СДУ» не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Учредителем МБУ «СДУ» является МО ГО «Воркута» в лице администрации. МБУ «СДУ» и администрация МО ГО «Воркута» не являются членами объединения работодателей, подписавших Соглашение. Система оплаты труда работников МБУ «СДУ» регулируется Положением о системе оплаты труда МБУ «СДУ», которое принято на основании постановления администрации МО ГО «Воркута» от 30.07.2018 № 1103 с учетом ЕТКС.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при имеющейся явке.
Исследовав письменные доказательства, заслушав пояснения представителя истца, который настаивал на удовлетворении требований по доводам иска, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что истец состоял в трудовых отношениях с МБУ «СДУ» в период с 22.01.2016.
На основании трудового договора ... от 22.01.2016 Анциферов А.В. принят на должность машиниста автогрейдера шестого разряда, дополнительным соглашением к трудовому договору от 03.02.2021 Анциферов А.В. переведен на должность мастера участка с 08.02.2021 и ему установлен оклад в размере 10016 руб. в месяц (л.д.73).
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 29.09.2022 Анциферову А.В. установлен должностной оклад в размере 11017 руб. с 01.09.2022.
Трудовой договор от 22.01.2016 подписан директором МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» Прытковым В.С., следовательно, работодателем истца является именно МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», что влечет трудовые отношения между сторонами настоящего спора.
На основании изложенного МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
В соответствии с требованиями частей 1, 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 136 Трудового кодекса РФ установлено, что заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором (часть третья).
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена (часть шестая).
Статьей 149 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами; содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу требований ст. 45 Трудового кодекса РФ отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Согласно положениям ст. 48 Трудового кодекса РФ, соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (ч. 3 ст. 48 Трудового кодекса РФ).
В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса) (часть четвертая).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.
Судом установлено, что мотивированный письменный отказ от присоединения к ОТС в порядке установленном ч. 9 ст. 48 ТК РФ МБУ «СДУ» не направляло, что представителем ответчика и не оспаривалось.
С учетом письма Минтруда России от 11.03.2020 №14-4/10/В-1851 «О присоединении к Отраслевому тарифному соглашению по дорожному хозяйству на 2020-2022» опубликованного в Российской газете, 24.03.2020, в отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к отраслевому тарифному соглашению, в отношении МБУ «СДУ»» действует ОТС, которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14.01.2020, регистрационный № 17/20-22, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.rosmintrud.ru).
Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росавтодором, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» от 11.12.2019 утверждено «Федеральное отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы», которое действует с 01.01.2020.
Из пунктов 1.1, 1.5 Раздела 1 ОТС следует, что оно устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности; является правовым актом и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется (на работников и работодателей подрядных организаций, на работников и работодателей организаций, занятых управлением дорожным хозяйством (органов управления автомобильными дорогами, заказчиков), не относящихся к государственной службе, в части, не противоречащей нормативным правовым актам Российской Федерации об оплате труда работников федеральных государственных учреждений, работников и работодателей проектных и изыскательских организаций, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени, а также на профсоюзных работников.
Пунктом 3.1 Раздела III Соглашения предусмотрено, что базовая тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 01.01.2020 в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Введение размера базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда, указанной в абзаце первом пункта 3.1. настоящего соглашения, в территориальных органах управления автомобильными дорогами осуществляется с участием соответствующих органов власти субъектов Российской Федерации.
В дорожных организациях, расположенных в субъектах Российской Федерации, имеющих районирование по климатическим зонам, рекомендуется в региональных отраслевых соглашениях предусматривать дифференцированное установление минимальных размеров тарифной ставки рабочих 1 разряда с учетом прожиточного минимума каждого района.
В соответствии с п. 3.3 ОТС указанный в пункте 3.1 настоящего Соглашения размер базовой (минимальной) тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников и соответствующие районные коэффициенты устанавливаются организацией самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах. При этом разница между межтарифным коэффициентами соседних разрядов не может быть менее 0,2
Конкретные размеры минимальных тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, но не ниже, чем предусмотрено в пункте 3.1 настоящего Соглашения.
Как следует из Устава МБУ «СДУ», выписки из ЕГРЮЛ ФНС России ответчик осуществляет деятельность в отрасли, на которую распространяется действие Федерального отраслевого соглашения.
Согласно пункту 1.2 раздела 1 Устава МБУ «СДУ» ответчик является муниципальным бюджетным учреждением. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование городского округа «Воркута».
Из пункта 3.2 ОТС пересмотр (увеличение) размера базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда осуществляется не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года в зависимости от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Таким образом, работодатель не ограничен в количестве пересмотров тарифной ставки, однако обязан к этому только единожды в год. Оснований для возложения обязанности увеличивать тарифную ставку чаще, при рассмотрении дела не установлено, и доводы администрации МО ГО «Воркута» в данной части обоснованы.
Поскольку иного стороны не заявляли, при определении даты, с которой надлежит произвести такое увеличение, суд принимает во внимание рекомендации п.3.2 ОТС – с 1 января каждого года.
Кроме того, как следует из того же пункта, при определении размера повышения следует принимать во внимание не текущий размер прожиточного минимума, а размер за второй квартал предыдущего года.
Так, за второй квартал 2020 размер прожиточного минимума по Республике Коми для трудоспособного населения составил - 15568 руб. (постановление Правительства РК от 28.07.2020 № 377). Соответственно, размер тарифной ставки рабочего первого разряда с 01.01.2021 составит: 15568 *1,15=17903,20 руб.
То есть, должностной оклад Анциферова А.В. с 01.01.2021 должен составлять 17903,20 руб.
В 2021 размер прожиточного минимума - 15715 руб. (постановление Правительства Республики Коми от 21.01.2021 №15), и действовал весь год, соответственно и на второй квартал года.
Тарифная ставка (оклад) Анциферова А.В. в таком случае с 01.01.2022 составит 15715 руб.*1,15 = 18072,25 руб.
Основными правовыми актами, регулирующим социально-трудовые отношения между работниками МБУ «СДУ» и работодателем является Порядок формирования фонда оплаты труда работников МБУ «СДУ», утвержденный постановлением администрации городского округа «Воркута» от 15.10.2018 № 1449, Положение о системе оплаты труда МУБ «СДУ», утвержденное приказом от 19.10.2018 № 201 руководителем МУБ «СДУ» и Постановление от 30.07.2018 № 1103 «О некоторых вопросах оплаты труда работников муниципальных учреждений муниципального образования городского округа «Воркута».
Разделом 2 Положение о системе оплаты труда МУБ «СДУ» установлена тарифная система оплаты труда работников (с учетом выплат компенсационного и стимулирующего характера).
Согласно п.2.2.1 размеры должностных окладов, тарифных ставок работникам учреждения устанавливаются в соответствии о штатным расписанием, утвержденным приказом руководителя Учреждения и согласованным УГХиБ администрации МО ГО «Воркута», с учетом квалификации работника, подтвержденной документами и в соответствии с ЕКС, ЕТКС, приложениями №№ 1,2,3,4 постановления главы администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 30.07.2018 №1103 «О некоторых вопросах оплаты труда работников муниципальных учреждений муниципального образования городского округа «Воркута».
Постановлением администрации МО ГО «Воркута» от 30.07.2018 № 1103 (далее – Постановление № 1103) утверждены должностные оклады руководителей, специалистов и служащих общеотраслевых должностей муниципальных учреждений согласно Приложению № 1 к настоящему Постановлению.
В соответствии с разделом 3 Постановления № 1103 «Профессиональная квалификационная группа «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня» (в редакции от 06.01.2020) должность Главный специалист относится к 5 квалификационному уровню, по которой установлен оклад в размере 10311 руб.
Разделом 2 Постановления № 1103 установлено, что «Профессиональная квалификационная группа «Общеотраслевые должности служащих второго уровня» (в редакции от 06.01.2020) должность мастер участка <2> относится к 4 квалификационному уровню, по которой установлен оклад в размере 9580 руб.
Согласно примечания <2> к приложению № 1 Постановления № 1103, если служащий осуществляет трудовую деятельность в муниципальном учреждении муниципального образования городского округа «Воркута», которое относится к I группе по оплате труда руководителей, служащему устанавливается повышенный на 15% должностной оклад.
Из расчетных листков истца усматривается, что начисление истцу заработной платы в юридически значимый период производилось в соответствии с указанным Постановлением № 1103.
Как следует из Дополнительных соглашений к трудовому договору от 01.02.2016 (л.д. 73,74) в период трудовой деятельности с 01.08.2021 по 31.08.2022 истец исполнял обязанности мастера участка с установлением оклада в размере 10016 руб., а с 01.09.2022 с установлением оклада в размере 11017 руб. (9580 руб.+15%).
Следовательно, в период замещения истцом мастера участка с 01.09.2022 ему был установлен повышенный на 15% должностной оклад в соответствии с примечанием <2> Постановления № 1103.
Требования истца в части установления повышенного должностного оклада заведующего планово-договорного отдела аппарата управления на 15 % в соответствии примечанием <2> в период с 01.08.2021 подлежат удовлетворению.
Таким образом, должностной оклад истца в период замещения им должности мастера участка составит с 01.08.2021 (по требованиям истца) исходя из расчета:
15568 *1,15+15%=20588,68 руб., с 01.01.2022 из расчета: 15715 *1,15+15% = 20783,09 руб.
Поскольку заработная плата Анциферову А.В. с 01.08.2021 (по требованиям истца) выплачивалась исходя из окладов, значение которых не соответствовало ФОТС, исковые требования истца о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчёт по заработной плате, отпускным и выплатить задолженность по ним подлежат удовлетворению исходя из указанного выше расчета.
27.02.2023 Министерством труда и социальной защиты РФ зарегистрирован отказ МБУ «СДУ» от присоединения к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2023-2025. Истец, не оспаривая данное обстоятельство, полагает, что с 01.01.2023 тарифная ставка (оклад) должна быть установлена ему в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением по дорожному хозяйству Республики Коми на 2021 – 2023, действующим по 31.12.2023.
Однако, как указано выше, судом установлены основания применения Федерального отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 гг., а не Отраслевого тарифного соглашения по дорожному хозяйству Республики Коми на 2021 – 2023, соответственно, истечение срока действия ФОТС не влечет автоматического применения Регионального соглашения. Поскольку МБУ «СДУ» выразило отказ от присоединения к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству Российской Федерации на следующий период, оснований для установления тарифной ставки истцу с 01.01.2023 в соответствии с иными Соглашениями также не имеется.
Региональное ОТС имеет ограниченное действие по кругу лиц, поскольку распространяется только на работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключивших соглашение, так как действующее законодательство Российской Федерации и Республики Коми не предусматривает порядок присоединения (неприсоединения) к заключённым на региональном уровне отраслевым тарифным соглашениям, при этом положения ст.ст. 48 и 133.1 ТК РФ распространяются только на отраслевые соглашения федерального уровня и региональные соглашения в части установления минимальной заработной платы.
Оснований для установления тарифного коэффициента по должности мастера участка в размере 1,14 также не имеется, поскольку ни положениями отраслевого тарифного соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации, ни постановлением администрации МО ГО «Воркута» от 30.07.2018 № 1103 указанные тарифные коэффициенты для руководителей, специалистов и служащих общеотраслевых должностей муниципальных учреждений не установлены, и их установление не входит в полномочия суда.
Разрешая требование истца о возложении на ответчика обязанности выплатить компенсацию в размере не ниже одной сто пятидесятой, действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты и по день фактического расчета, включительно, суд приходит к следующему.
Правила материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, содержатся в ст. 236 ТК РФ.
При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм (ч.1 ст. 236 ТК РФ).
Из материалов дела следует, что между сторонами существовал спор, возникший в результате несогласия с установленной тарифной ставкой (оклада) истца. В данном деле данный спор разрешен в пользу работника.
Поскольку в результате занижения тарифной ставки (оклада) истцу не в полном объеме выплачивалась заработная плата, требования истца о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчёт заработной платы, отпускных и выплатить задолженность по заработной плате подлежат удовлетворению, ответчик добровольно выплату причитающихся сумм, в том числе процентов по ст. 236 ТК РФ не произвел, в связи с чем на ответчика следует возложить данную обязанность.
Согласно п. 2.1.2 Положения о системе оплаты труда МБУ «СДУ», заработная плата выплачивается работникам два раза в месяц: за первую половину 25 числа текущего месяца, за вторую половину – 11 числа следующего месяца.
Следовательно, денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы Анциферову А.В. подлежит взысканию с ответчика компенсация в соответствии со ст. 236 ТК РФ в размере не ниже одной сто пятидесятой, действующей в это время ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты, то есть с 12.09.2021 и по день фактического исполнения.
Согласно статье 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (часть 1). В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (часть 2).
Пунктом 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 предусмотрено, что в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда. Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает, что ответчиком нарушены трудовые права истца, в том числе право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Также судом учитывается длительность допущенных нарушений, в связи с чем, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в сумме 5000 руб., как соответствующей требованиям разумности и справедливости.
Согласно п. 8 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Исходя из удовлетворенных требований, с ответчика в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Анциферова А.В. к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» об установлении тарифной ставки, перерасчете заработной платы, денежной компенсации морального вреда, взыскании индексации удовлетворить частично.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» установить Анциферову А.В. в период исполнения обязанностей мастера участка с 1 августа 2021 года тарифную ставку (оклад) в размере 20588,68 руб., с 1 января 2022 года –20783,09 руб., произвести перерасчет заработной платы, отпускных с 1 августа 2021 года и выплатить задолженность с учетом процентов, предусмотренных ст. 236 ТК РФ за несвоевременную выплату заработной платы, отпускных по день фактического исполнения.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Анциферова А.В. денежную компенсацию морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) рублей 00 копеек.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Анциферова А.В. отказать.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 28.12.2023.
Председательствующий