Дело № 2-975/2022
УИД 79RS0002-01-2022-001208-19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 апреля 2022 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
судьи Сладковой Е.Г.,
с участием:
процессуального истца помощника прокурора г. Биробиджана ЕАО Рогаль
С.Г.,
представитель ответчика Департамента здравоохранения правительства
ЕАО Цыбукеевой А.Е.,
представителя третьего лица ГП ЕАО «Фармация» Лаврущева В.А.,
при секретаре Завражиной О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане дело по иску заместителя прокурора г. Биробиджана Еврейской автономной области в интересах Ключевой Екатерины Евгеньевны к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора г. Биробиджана Еврейской автономной области обратился в суд с иском в интересах Ключевой Е.Е. к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда. Свои требования мотивировали тем, что согласно информации ГП ЕАО «Фармация» Ключевой В.С. предъявлены рецептурные бланки номер № от 26.10.2021, № от 16.09.2021 на лекарственный препарат «Лоперамид», № от 26.10.2021 на смесь «Сухая безлактозная 0-12 мес.», выписанные ОГБУЗ «Детская областная больница» По состоянию на 22.12.2021 рецепты не обслужены. Просит обязать департамент здравоохранения правительства ЕАО организовать обеспечение Ключевой В.С. лекарственными средствами в соответствии с рецептурными бланками № от 26.10.2021, № от 16.09.2021 на лекарственный препарат «Лоперамид», № от 26.10.2021 на смесь «Сухая безлактозная 0-12 мес.», взыскать с департамента здравоохранения правительства ЕАО в пользу Клюяевой В.С. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора г. Биробиджана ЕАО Рогаль С.Г. заявила ходатайство об отказе от исковых требований об обеспечении материального истца лекарственным препаратом «Лоперамид» по рецептурным бланкам № от 26.10.2021, № от 16.09.2021, в связи с отказом истца от данных исковых требований. В остальной части требования и доводы иска поддержала.
Представитель ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО Цыбукеева А.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признала частично, суду пояснила, что лекарственный препарат «Лоперамид» истица получила в конце декабаря 2021 года.
Представитель третьего лица ГП ЕАО «Фармация» Лаврущев В.А., не оспаривая заявленные требования по существу, полагал, что размер компенсации морального вреда подлежит определению с учетом принципа разумности и справедливости.
Представители третьих лиц правительства ЕАО, ОГБУЗ «Детская областная больница», Ключева В.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что Ключева Е.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, стоит на учета в ОГБУЗ «Детская областная больница».
ОГБУЗ «Детская областная больница» на имя Ключевой Е.Е. выписаны рецепты № от 26.10.2021, № от 16.09.2021 на лекарственный препарат «Лоперамид», № от 26.10.2021 на смесь «Сухая безлактозная 0-12 мес.», указанные рецепт незамедлительно пре дъявлены в аптеку.
В судебном заседании установлено, что истец обеспечен лекарственным препаратом «Лоперамид» по рецептурным бланкам № № от 26.10.2021, № от 16.09.2021.
Статьей 39 ГПК РФ предусмотрено, что истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут закончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Порядок реализации истцом своего процессуального права на отказ от иска, предусмотренный ч. 1 ст. 39 ГПК РФ, определен ст. 173 ч. 1 ГПК РФ Данная норма предусматривает, что заявление истца об отказе от иска заносится в протокол судебного заседания и подписывается истцом. В случае, если отказ от иска выражен в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Стороной истца в судебное заседание представлено заявление об отказе от иска, заявленного к департаменту здравоохранения правительства ЕАО, в части возложения обязанности обеспечить лекарственным препаратом «Лоперамид» по рецептурным бланкам № № от 26.10.2021, № от 16.09.2021.
Суд принимает отказ истца от иска в части указанных требований, поскольку он не нарушает права и интересы иных лиц, закону не противоречит.
Согласно ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
В соответствие со ст. 221 ГПК РФ повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. Данное требование закона сторонам разъяснено и понятно.
Приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21.12.2020 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе обеспечение в соответствии со стандартами
медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Пунктом 14 указанного Порядка предусмотрено, что при обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения (п. 19 Порядка).
Подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации.
Разрешение вопросов организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи пунктом 21.1 части 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области, урегулированы Законом ЕАО от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области».
Согласно ст. 3 данного Закона обеспечение лекарственными средствами, препаратами и (или) изделиями медицинского назначения по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении осуществляется в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации в области медицинской помощи в порядке, установленном правительством области.
Постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп определено, что департамент здравоохранения правительства ЕАО является уполномоченным органом исполнительной власти Еврейской автономной области по реализации закона Еврейской автономной области от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» в части предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственными препаратами и (или) изделиями медицинского назначения.
В соответствии с Постановлением правительства ЕАО от 17.04.2012 № 152-пп «О департаменте здравоохранения правительства Еврейской автономной области», департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области является органом исполнительной власти, формируемым правительством Еврейской автономной области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья населения и руководство системой здравоохранения области в целях обеспечения государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи, сохранению и улучшению здоровья людей.
Таким образом, организация обеспечения определенных категорий граждан лекарственными средствами, медицинскими изделиями на территории ЕАО возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО.
В судебном заседании установлено, что лекарственным препаратом «Сухая безлактозная 0-12 мес.» по рецептурному бланку № от 26.10.2021 материальный истец до настоящего времени в нарушение действующего законодательства не обеспечен.
Право материального истца на бесплатное обеспечение спорными лекарственными препаратами ответчиком не оспаривалось.
При таких обстоятельствах указанные исковые требования подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В нарушение установленного Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, рецепты Ключевой Е.Е. в установленный срок не обслужены.
Необеспечение Ключевой Е.Е. в срок необходимыми изделиями медицинского назначения прямо противоречит принципу охраны здоровья граждан, нарушает право гражданина на качественную, своевременную медицинскую помощь в условиях, соответствующих установленным нормам и требованиям.
В соответствии с частью 2 статьи 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Доказательства отсутствия вины департамента здравоохранения в причинение истцу морального вреда, в нарушение статьи 56 ГПК РФ, суду не представлены.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требование о компенсации морального вреда, причиненного нарушением сроков отпуска льготных лекарственных препаратов, подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, заявленный истцом размер компенсации морального вреда, суд считает завышенным.
В силу статьи 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Таким образом, материалами дела вина департамента здравоохранения правительства ЕАО в причинении Ключевой Е.Е. морального вреда нашла свое подтверждение, поскольку ответчиком не предприняты все зависящие от него меры для приобретения необходимых лекарственных препаратов и обеспечения ими Ключевой Е.Е., что повлекло причинение нравственных страданий, возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного принятия лекарственных препаратов, назначенных врачом и необходимых истцу по жизненным показаниям.
Определяя размер подлежащей взысканию в пользу истца компенсации морального вреда, суд, принимая во внимание индивидуальные особенности истца, а именно ее возраст, тяжесть заболевания, ежедневную необходимость по жизненным показаниям приёма данного препарата, период, в течение которого истец не был обеспечен назначенными ему по жизненным показаниям препаратами, учитывая степень вины ответчика, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца в качестве компенсации морального вреда 3 000 рублей.
Оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда в большем размере, суд по представленным стороной истца доказательствам не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя прокурора г. Биробиджана Еврейской автономной области в интересах Ключевой Екатерины Евгеньевны к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить.
Обязать департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области обеспечить Ключеву Екатерину Евгеньевну лекарственным препаратом «Сухая безлактозная 0-12 мес.» по рецептурному бланку № от 26.10.2021.
Взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области в пользу Ключевой Екатерины Евгеньевны компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.
Прекратить производство по исковым требованиям прокурора г. Биробиджана Еврейской автономной области в интересах Ключевой Екатерины Евгеньевны к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности обеспечить лекарственным средством «Лоперамид» по рецептам № от 16.09.2021, № от 26.10.2021 в связи с отказом истца от данных требований.
Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.Г. Сладкова
Мотивированное решение изготовлено
В окончательной форме 15.04.2022