Дело № 2а-2569/2021
УИД: 21RS0023-01-2021-003098-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июня 2021 года г.Чебоксары
Ленинский районный суд города Чебоксары в составе:
председательствующего судьи Филипповой Н.И.,
при секретаре судебного заседание Тимофеевой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чувашского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на Интернет-страницах, запрещенной к распространению,
у с т а н о в и л:
Чувашский транспортный прокурор обратился с вышеуказанным административным иском в порядке ст.39 КАС РФ. В обоснование заявления указано, что Чувашской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, а также исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в ходе которой установлено, что при использовании доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляется беспрепятственный доступ к электронным адресам Интернет-сайта «Yotube» (www.youtube.com), являющегося видеохостинговой компанией, предоставляющей пользователям услуги хранения, доставки и показа видео. На веб-страницах пользователей видеохостинга содержатся сведения, пропагандирующие проезд на железнодорожном транспорте запрещенным способом на не предназначенных для проезда частях подвижного состава (на подножках, зацепах и крышах поездов), нарушающие условия безопасного для жизни и здоровья проезда пассажиров и призывающие к совершению противоправных действий, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.
Так, в сети «Интернет» созданы и функционируют интернет-страницы, на которых по адресам:
------
размещены видеосюжеты, которые содержат информацию о способах и методах проезда на подножках, зацепах и крышах поездов, пропагандируют занятие зацепингом, трейнхопингом и руфрайдингом.
В силу ст.21 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Лица, нарушающие указанные правила, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.21 указанного закона железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.
Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (Приказ Минтранса России от 08.02.2007 N 18).
В силу п.14 указанного приказа лица, нарушающие указанные Правила, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Так, частью 1 статьи 11.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за проезд граждан на подножках, крышах вагонов или в других, не приспособленных для проезда пассажиров местах.
В соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона от 29.12.2010 №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; оправдывающая противоправное поведение.
Органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (статья 14 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
В соответствии со ст.9, п.п.1,6 ст.10,15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон №149-ФЗ) распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Частью 1 ст.6.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Доступ к информации, размещенной в видеохостинге «Ютуб» (www.youtube.com) на указанных в иске интернет-страницах, направлена на пропаганду противоправных действий, побуждает детей к совершению действий, побуждает детей к совершению действий, предоставляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, оправдывает противоправное поведение, нарушает конституционные права граждан, а потому должен быть закрыт.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» подобной информации нарушает права Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
Указанное административное исковое заявление подано прокурором в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, с целью включения в реестр сведении, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», для ограничения доступа к указанной информации как к незаконной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», статьями 39, 124 КАС РФ, истец просит:
Признать запрещенной на всей территории Российской Федерации информацию, размещенную в свободном доступе в сети Интернет на интернет - страницах:
------.Возложить обязанность на Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - оператора «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» - в течение 3 дней со дня вступления решения суда в законную силу внести в указанный реестр сведения об интернет-странице, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.В судебное заседание административный истец, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела без его участия. Заинтересованное лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечило, в адрес суда поступил отзыв на иск, содержащий заявление о рассмотрении дела без его участия. Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.Согласно ст. 2 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона № 149-ФЗ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. В силу ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.Частью 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. В силу ст.21 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Лица, нарушающие указанные правила, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.Согласно п.1 ст.21 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (Приказ Минтранса России от 08.02.2007 N 18).В силу п. 14 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранса России от 08.02.2007 №18, лица, нарушающие указанные Правила, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.Так, ч.1 ст.11.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за проезд граждан на подножках, крышах вагонов или в других, не приспособленных для проезда пассажиров местах.Статьей 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целями государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.В соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона от 29.12.2010 №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; оправдывающая противоправное поведение.Органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (статья 14 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).Федеральным законом от 29.12.2010 №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Частью 1 ст.6.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Доступ к информации, размещенной в видеохостинге «Ютуб» (www.youtube.com) на указанных в иске интернет-страницах, которые направлены на пропаганду противоправных действий, побуждает детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, оправдывает противоправное поведение, нарушает конституционные права граждан.
В соответствии со ст.12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Из представленных доказательств следует, что на указанных интернет-страницах содержатся сведения, пропагандирующие проезд на железнодорожном транспорте запрещенным способом на не предназначенных для проезда частях подвижного состава (на подножках, зацепах и крышах поездов), нарушающие условия безопасного для жизни и здоровья проезда пассажиров и призывающие к совершению противоправных действий, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.
К материалам дела приложены скриншоты страниц вышеуказанного сайта, сведения из Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, из которого следует, что указанные в иске интернет страницы не включены в Единый реестр.
Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена административная ответственность (1 ст.6.17, ч.1 ст.11.17 КоАП РФ) фактически является распространением запрещенной информации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на данных сайтах размещена информация, запрещенная к распространению в Российской Федерации. Предоставление доступа к указанному сайту противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, cуд
РЕШИЛ:
Признать информацию, размещенную на Интернет - страницах:
------
информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Копию решения суда направить в Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике – Чувашии (Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашии:428020, Чувашская Республика, г.Чебоксары, ул. Гладкова, 7б) для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы и представление в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Чебоксары.
Мотивированный текст решения составлен 15 июня 2021г.
Судья Н.И. Филиппова