Решение по делу № 3а-1271/2020 от 27.07.2020

                                                                                                          дело № 3а-1271/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Брянск                                                                                      09 ноября 2020 года

         Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи                        Богородской Н.А.,

при секретаре                                                      Кравцовой М.В.,

с участием прокурора                                        Дзех К.А.,

представителя административного истца ООО «Континент» Базыкина К.А., административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В., представителя заинтересованного лица – администрации Дятьковского района Брянской области Ратниковой Ж.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Континент» об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Дятьково Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1344 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года № 1581),

У С Т А Н О В И Л:

           Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1344 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Дятьково Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 ноября 2017 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Дятьково Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2018 год).

           Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 октября 2020 года № 1581 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Дятьково Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2018 года.

          Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года № 1581 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 03 ноября 2020 года.

          В указанный Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Дятьково Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенный приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1344 ( в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года № 1581), включены объекты недвижимости, в том числе, нежилое здание, кадастровый , расположенное по адресу:<адрес>.

          Административный истец ООО «Континент» обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанного Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Дятьково Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в части включения в него принадлежащего Обществу нежилого здания с кадастровым , расположенного по адресу:<адрес>, ссылаясь на то, что указанное здание не эксплуатируется, расположено на земельном участке, принадлежащем ООО «Континент» с видом разрешенного использования - для производственных целей, использование данного объекта не предполагает размещение офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Согласно акту обследования от 31 октября 2017 года указанное нежилое здание фактически не используется. Актом обследования от 04 марта 2019 года установлено, что здание находится в стадии реконструкции и не используется, что подтверждается также справкой администрации Дятьковского района Брянской области от 17 июня 2020 года. Из письма ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» от 02 июня 2020 года следует, что в период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2019 года поставка газа на данный объект недвижимости не осуществлялась. Согласно акту осмотра от 09 июня 2020 года здание не используется, находится в стадии реконструкции и отключено от всех коммуникаций. Считает, что включение спорного объекта недвижимости в Перечень на 2018 год не соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку возлагает на него обязанность по уплате налога в завышенном размере.

          В судебном заседании представитель административного истца ООО «Континент» Базыкин К.А. административный иск поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Уточнив заявленные требования в связи с изменением редакции оспариваемого приказа управления имущественных отношений Брянской области, просит признать не действующим с 01 января 2018 года пункт 55 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Дятьково Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1344, в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года № 1581, в части включения в него нежилого здания с кадастровым , расположенного по адресу:<адрес>.

          В судебном заседании представитель административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В. административный иск не признала, против удовлетворения заявленных требований возражала, ссылаясь на то, что спорный объект подлежал включению в оспариваемый Перечень в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, объект имеет назначение: нежилое здание, наименование: двухэтажное здание, согласно акту обследования здания по состоянию на 31 октября 2017 года здание используется не менее 20%. Считает, что включение принадлежащего административному истцу указанного выше объекта недвижимости в оспариваемый Перечень соответствует требованиям действующего законодательства и просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

          Представитель заинтересованного лица – администрации Дятьковского района Брянской области Ратникова Ж.Ю. рассмотрение спора оставила на усмотрение суда, пояснив, что с 2013 года указанное в административном иске нежилое здание находится в стадии реконструкции, в 2020 году в ходе осмотра было установлено, что данное здание не используется.

           Выслушав объяснения представителя административного истца ООО «Континент» Базыкина К.А., представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В., представителя заинтересованного лица – администрации Дятьковского района Брянской области Ратниковой Ж.Ю., свидетелей ФИО1, ФИО2 и ФИО3, заключение прокурора Дзех К.А., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

          Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

           По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.

           Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

          Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (подпункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

На территории Брянской области налог на имущество организаций установлен и введен Законом Брянской области от 27 ноября 2003 года № 79-З «О налоге на имущество организаций», согласно которому в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, налоговая ставка устанавливается в размере 2,0 процента             ( часть 3 статьи 1).

В силу требований подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

          В соответствии с пунктами 1.1, 3.49, 3.50 Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66, управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом

Брянской области и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

          Согласно пункту 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.

          Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене «Официальная Брянщина», областной газете «Брянская учительская газета» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).

         Таким образом, оспариваемый административным истцом приказ управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1344 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Дятьково Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года № 1581, издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.

          Проверяя содержание оспариваемого Перечня в части включения в него принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.

           Как следует из материалов административного дела, с 2009 года по март 2020 года административный истец ООО «Континент» являлся собственником нежилого здания, наименование: двухэтажное здание, площадью 1251,9 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей:2, кадастровый , расположенного по адресу:<адрес>.

          В оспариваемый Перечень на момент рассмотрения административного иска указанный объект недвижимости включен под пунктом 55.

          Согласно ответу управления имущественных отношений Брянской области от 29 марта 2020 года № 13-3175 на обращение генерального директора ООО «Континент» Киселева А.Н., 11 марта 2020 года на заседании межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества и вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения был рассмотрен вопрос об исключении объекта недвижимости с кадастровым из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в 2018-2019 годах определяется как их кадастровая стоимость, и принято решение об отказе в исключении вышеуказанного объекта недвижимости из Перечня на 2018 год и об исключении данного объекта из Перечня на 2019 год.

           Из возражений представителя административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В. следует, что принадлежащее административному истцу спорное нежилое здание включено в оспариваемый Перечень в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

          Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них ( подпункт 1) ; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

          В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

        1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

        2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

        здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные

приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

        фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

          В силу требований пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

        1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

         2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

        здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

         фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

          Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

         Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года             № 471-п, действовавшим на момент включения спорного объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Дятьково Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенный приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1344, был утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.

           В соответствии с пунктами 4, 5 указанного Порядка информационной базой для проведения мероприятий по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества является информация: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных органов Брянской области; органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимости; средств массовой информации.

         Мероприятия по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества проводятся в форме: межведомственного взаимодействия управления имущественных отношений Брянской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Брянской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; запросов сведений и документов, необходимых для определения перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества; обследований объектов недвижимого имущества.

          Согласно пункту 6 вышеназванного Порядка вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется управлением имущественных отношений Брянской области на основании актов обследования объектов недвижимого имущества, проводимых рабочими группами администраций муниципальных районов и городских округов Брянской области по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, информации, полученной от государственных органов, и документов, представленных собственниками объектов недвижимого имущества в органы местного самоуправления и (или) полученных в установленном порядке органами местного самоуправления, посредством запроса копий кадастровых паспортов

объекта недвижимого имущества и земельного участка; выписок из Единого государственного реестра недвижимости на объекты недвижимого имущества; копии технического паспорта, изготовленного до 1 января 2013 года, поэтажного плана, технического плана, экспликации объекта недвижимого имущества; копий разрешительной документации на проведение перепланировки помещений объекта недвижимого имущества (в случаях проведения перепланировки помещений).

          Запрашиваемая информация, материалы и акты обследования объектов недвижимого имущества для определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества предоставляются в управление имущественных отношений Брянской области в срок не позднее 1 мая года, предшествующего очередному налоговому периоду (пункт 8 названного Порядка).

          Исходя из приведенных выше правовых норм, для признания законным включения спорного нежилого здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, административный ответчик в соответствии с требованиями статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в данном случае должен доказать, что объект недвижимости либо расположен на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания, либо предназначен для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

          Между тем таковых доказательств административным ответчиком не представлено.

          В ходе рассмотрения дела установлено, что спорное нежилое здание расположено на земельном участке, площадью 3252 кв.м, с кадастровым , категория земель-земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, адрес (местонахождение): <адрес>.

          Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

         Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

         Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, которым определены виды разрешенного использования земельных участков и описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования.

В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации о расположении здания (строения, сооружения) на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение объектов торговли, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, могут свидетельствовать виды разрешенного использования земельного участка под кодом 3.3 с наименованием «Бытовое обслуживание», под кодом 4.2 с наименованием «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)» и под кодом 4.6 с наименованием «Общественное питание» в названном выше классификаторе видов разрешенного использования земельных участков.

          До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540, согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».

          Названными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков: как земельные участки, предназначенные для: размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).

         Земельный участок с кадастровым , на котором расположен спорный объект недвижимости, имеет вид разрешенного использования – «для производственных целей», не соответствующий указанным выше пункту 1.2.5 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, и коду 3.3 «Бытовое обслуживание», коду 4.2 «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)», коду 4.6 «Общественное питание» Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года               N 540.

        С учетом изложенного суд приходит к выводу, что названный выше вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, со всей очевидностью не предусматривает размещение объектов, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, исходя из видов разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, нельзя сделать вывод о том, что принадлежащий административному истцу объект недвижимости с кадастровым относится к объектам, предназначенным или используемым для размещения объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база может быть определена как их кадастровая стоимость. Сведений об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка в материалах дела не содержится.

           Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения спорного объекта в оспариваемый Перечень в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как объекта, предназначенного для использования или фактически используемого в качестве торгового объекта, объекта общественного питания и (или) объекта бытового обслуживания.

           В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года              № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пунктом 14 Национального стандарта РФ ГОСТ                           Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст, торговый объект – это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

В силу требований статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

        При этом не все объекты недвижимости, используемые в деятельности по продаже товаров (услуг), могут быть предназначенными и используемыми для размещения торговых объектов. Для того, чтобы признать здание, предназначенным для осуществления торговой деятельности, его площадь, согласно статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», должна включать в себя помещения для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, а для включения такого объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, необходимо, чтобы назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривало размещение торговых объектов.

Согласно «ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» (далее - ГОСТ 31985-2013) общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг. При этом под предприятием общественного питания (предприятие питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления) как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.

В соответствии с пунктом 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного           питания - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц). Из пункта 42 ГОСТ 31985-2013 следует, что исполнителем услуги общественного питания является предприятие общественного питания (юридическое лицо), оказывающее услуги общественного питания.

        Таким образом, исходя из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения объекта недвижимости, предназначенного для использования в целях размещения объектов общественного питания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, необходимо, чтобы назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривало размещение объектов общественного питания.

         В соответствии со статьей 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации бытовые услуги - платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

           Глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит определения понятия «объект бытового обслуживания». Вместе с тем, по смыслу положений глав 37, 39 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года                  № 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

           Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

          Таким образом, объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом указанных отличительных признаков правоотношений в сфере бытового обслуживания является объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказания услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей граждан.

           Как установлено судом, спорный объект недвижимости является самостоятельным объектом недвижимого имущества и согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости и кадастрового паспорта, составленного ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» 18 апреля 2008 года, имеет назначение: нежилое здание, наименование: двухэтажное здание.

           Сведений о наличии иной технической документации в отношении указанного нежилого здания и расположенных в нем помещений на момент определения оспариваемого Перечня не представлено и в материалах дела не имеется.

           Таким образом, из правоустанавливающих документов и документов технического учета, имевшихся на момент включения принадлежащего административному истцу спорного объекта недвижимости в оспариваемый Перечень, нельзя сделать безусловный вывод о том, что нежилое здание с кадастровым является объектом, предназначенным для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания, что не позволяет отнести спорный объект недвижимости к видам объектов, поименованным в подпункте 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как о том ставится вопрос в возражениях представителя административного ответчика.

           Доказательств, с достоверностью подтверждающих, что административным истцом спорное здание или помещения в нем на момент включения указанного объекта недвижимости в оспариваемый Перечень использовались в целях размещения объектов торговли, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, административным ответчиком не представлено.

          Доводы представителя административного ответчика об обоснованном включении спорного объекта в оспариваемый Перечень, как фактически используемого в качестве торгового объекта в соответствии с актом обследования данного здания, которое проводилось до определения оспариваемого Перечня, суд находит необоснованными по следующим основаниям.

Согласно представленному акту обследования здания(строения, сооружения) и помещения и определения вида его фактического использования от 31 октября 2017 года, нежилое здание с кадастровым , расположенное по адресу: <адрес>, используется под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания не менее 20% общей площади обследуемого здания. При этом в заключении о виде фактического использования здания в данном акте также указано: в настоящее время объект не используется.

          Таким образом, указанный акт обследования не может быть признан надлежащим доказательством, подтверждающим обоснованность включения принадлежащего административному истцу нежилого здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, т.к. в нем отсутствуют сведения о том, какие именно помещения и какой площадью обследовались и были признаны используемыми для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, не указаны основания, по которым комиссия пришла к таким выводам, а также содержатся противоречивые сведения об использовании здания.

          Как следует из объяснений свидетелей ФИО1, ФИО2 и ФИО3, являвшихся членами комиссии, проводившей обследование указанного объекта, осмотр здания производился «визуально», замеры площадей не делались, на момент обследования все помещения, расположенные в здании пустовали, фактически объект не использовался, здание до настоящего времени находится в стадии реконструкции. Указание в акте об использовании объекта под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания не менее 20% общей площади обследуемого здания, сделано с учетом того, что рядом располагался магазин, но отношения к спорному зданию он не имеет.

          Согласно представленным административным истцом документам, 10 марта 2013 года Дятьковской городской администрацией ООО «Континент» было выдано разрешение на строительство многофункционального здания по адресу:<адрес>, срок действия разрешения – до 20 сентября 2013 года.

          Постановлением Дятьковской городской администрации от 11 марта 2013 года № 226 ООО «Континент» разрешена реконструкция многофункционального здания на земельном участке с кадастровым в соответствии с разработанным проектом, сроком до 20 сентября 2013 года.

          Постановлением Дятьковской городской администрации от 28 октября 2013 года № 740 срок действия разрешения на реконструкцию указанного здания продлен до 10 октября 2014 года.

           Из объяснений представителя административного истца Базыкина К.А. следует, что спорное здание на момент его включения в оспариваемый Перечень и до настоящего времени находится в стадии реконструкции, по назначению не используется, отключено от всех коммуникаций.

            Указанные обстоятельства подтверждаются информацией ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» от 02 июня 2020 года, согласно которой поставка газа в период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2019 года на объект с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>, не осуществлялась, а также актами осмотра (обследования) здания от 04 марта 2019 года и от 09 июня 2020 года, из которых следует, что указанное нежилое здание не используется, находится в стадии реконструкции и отключено от всех коммуникаций.

         Данные обстоятельства подтверждаются и объяснениями представителя заинтересованного лица администрации Дятьковского района Ратниковой Ж.Ю.

         Кроме того, из обращения главы администрации Дятьковского района Валяева П.В. от 17 июня 2020 года в управление имущественных отношений Брянской области по вопросу исключения данного объекта из Перечня объектов, расположенных на территории города Дятьково, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, усматривается, что спорный объект с 2017 года по настоящее время в соответствии с целевым назначением не используется и находится в стадии реконструкции.

Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, и подтверждающих фактическое использование спорного объекта в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административным ответчиком не представлено.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

          Вместе с тем, управлением имущественных отношений Брянской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения названного объекта в оспариваемый Перечень, не представлено.

           На основании изложенного, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления ООО «Континент».

           Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан не действующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия ( на 2018 год), в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных положений оспариваемого Перечня не действующими соответственно с 01 января 2018 года.

         В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

          Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

           административное исковое заявление ООО «Континент» удовлетворить.

          Признать не действующим с 01 января 2018 года пункт 55 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Дятьково Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1344 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Дятьково Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года № 1581), в части включения в него нежилого здания, кадастровый , расположенного по адресу:<адрес>.

          Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

            Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

             Судья                                                                           Н.А.Богородская

3а-1271/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Континент"
Ответчики
Управление Имущественных отношений Брянской области
Другие
Администрация муниципального образования "Дятьковский район"
Прокуратура Брянской области
Суд
Брянский областной суд
Судья
Богородская Наталья Анатольевна
Дело на странице суда
oblsud.brj.sudrf.ru
27.07.2020Регистрация административного искового заявления
27.07.2020Передача материалов судье
30.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.09.2020Подготовка дела (собеседование)
24.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.10.2020Судебное заседание
09.11.2020Судебное заседание
09.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее