Судья Шилоносова Т.В.
Дело № 33-4723
Г.Пермь 04 мая 2016 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего: Киселевой Н.В.
Судей Кузнецовой Г.Ю., Пьянкова Д.А.
При секретаре Араслановой О.Р.
Рассмотрела в открытом судебном заседании 04.05.2016 года в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Кочевского муниципального района на решение Кочевского районного суда Пермского края от 15.02.2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Никоновой Е.М., действующей в интересах Никоновой Е.А., к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края и администрации Кочевского муниципального района о признании решения комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального района от 16.12.2015 года № 35 не законным и возложении обязанности по восстановлению в прежней очереди на получение жилищной субсидии с момента возникновения права (15-летнего возраста), удовлетворить.
Признать решение комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального района Пермского края № 35 от 16.12.2015 года об исключении из списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и снятии с учета Никоновой Е.А., ** года рождения, незаконным.
Обязать Администрацию Кочевского муниципального района восстановить Никонову Е.А. в списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по Кочевскому муниципальному району в категории «инвалиды 1 и 11 группы, инвалиды с детства», с датой постановки на учет 29 мая 2004 года.
Заслушав доклад судьи Кузнецовой Г.Ю., проверив материалы дела, судебная коллегия
У с т а н о в и л а :
Никонова Е.А. в лице Никоновой Е.М., действующей на основании доверенности, обратилась в суд с иском к администрации Кочевского муниципального района, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального района от 16.12.2015 года, о возложении на ответчика обязанности восстановить Никонову Е.А. в очереди на получение жилищной субсидии с датой постановки на учет с момента наступления 15-летнего возраста. Заявленные требования обосновывала тем, что местом рождения Никоновой Е.А. является дер.**** Кочевского района Пермской области, то есть местность, приравненная к районам крайнего Севера. В связи с тем, что Никонова Е.А. является инвалидом детства, ее мать – Никонова Е.М., действуя в интересах своей дочери, обратилась в администрацию Кочевского района с заявлением на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, с постановкой на учет в льготную очередь для инвалидов. Заявление Никоновой Е.М. было принято, поскольку на момент обращения в администрацию Никонова Е.А. не достигла совершеннолетия. 23 января 2009 года заявление аналогичного содержания было оформлено от имени Никоновой Е.А., при этом была выражена просьба о переоформлении очереди с Никоновой Е.М. на Никонову Е.А.
16.12.2015 года комиссией по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального района принято решение о снятии Никоновой Е.А. с учета, с указанием на неправомерность переоформления учетного дела с Никоновой Е.М. на ее дочь. Указанное решение Никонова Е.А. просила признать незаконным, поскольку переоформления очереди с одной категории на другую не имело места, Никонова Е.М. первоначально обращалась от имени и в интересах своей дочери – Никоновой Е.А., имеющей право на включение в льготный список.
В судебном заседании Никонова Е.М., действующая на основании доверенности от имени Никоновой Е.А., на удовлетворении заявленных требований настаивала. Никонова Е.А. участие в судебном заседании не принимала.
Представитель администрации Кочевского муниципального района иск не признал.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края представителя в судебное заседание не направило.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит администрация Кочевского муниципального района, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В апелляционной жалобе указывает на невозможность восстановления Никоновой Е.А. в списке участников подпрограммы, поскольку произведенное в 2009 году переоформление очередности с Никоновой Е.М. на ее дочь Никонову Е.А. с последующим переводом учетного дела в категорию «инвалиды» противоречит условиям подпрограммы. Ссылаясь на разъяснения ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России, судебную практику, утверждает, что перевод очереди с одной категории на другую в связи с изменением условий постановки возможен только в отношении гражданина, являющегося заявителем, а не одного из членов его семьи. Возможность получения жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с изменением условий связана только с изменением оснований постановки на учет гражданина, являющегося заявителем, поскольку право на получение государственного жилищного сертификата напрямую связано с личностью гражданина, обратившегося за его получением.
Никоновой Е.А. представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых содержится просьба об оставлении решения суда без изменения.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о явке извещались по правилам ст.113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин неявки судебной коллегии не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах изложенных в жалобе доводов, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения судебного постановления.
В силу положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Такие дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно преамбуле вышеназванного Федерального закона, данный Закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., в соответствии с нормами этого Федерального закона.
Абзац первый статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ закрепляет право на получение жилищных субсидий за гражданами, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющих других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающихся в улучшении жилищных условий и не получавших субсидий на эти цели.
В силу положений статей 3 и 4 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту жительства таких граждан. Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 (далее - Положение).
Пунктами 2, 3 и 4 указанного Положения предусматривается, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые, в свою очередь, к работе по постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, могут привлекать общественные жилищные комиссии.
Согласно п. 8 Положения регистрация и учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г., имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту их постоянного проживания в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан.
В соответствии с пунктами 24, 25 указанного Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пунктах 17 и 18 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно п. 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 879, очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности).
Очередность предоставления гражданам социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1085 «О неотложных мерах по социально-экономическому развитию Коми-Пермяцкого автономного округа Пермской области» установлено отнести с 1 июля 1992 года Гайнский, Косинский и Кочевский районы Коми-Пермяцкого автономного округа к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Никонова Е.А. родилась ** в д.**** Кочевского района Пермской области, её родителями являются Никонов А.Е. и Никонова Е.М. Никонова Е.А. является инвалидом ** группы с детства, инвалидность установлена бессрочно, очередному освидетельствованию не подлежит.
По данным учетного дела № ** первоначально участником подпрограммы являлась Никонова Е.М. с датой постановки на учет 21 марта 2001 года.
Решением комиссии по вопросам переселения граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Администрации Кочевского муниципального района Пермского края от 02.02.2009 года № 4, учетное дело № ** Никоновой Е.М. переоформлено на дочь Никонову Е.А. по дате первоначального заявления – 21.03.2001 года.
Решением жилищной комиссии Администрации Кочевского муниципального района от 16.12.2015 года № 35 Никонова Е.А. снята с учета и исключена из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, как участник подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» по причине переоформления очереди на члена семьи, что противоречит смыслу и условиям подпрограммы.
Принимая решение об удовлетворении заявленных Никоновой Е.А. требований, суд первой инстанции верно указал, что в рассматриваемом случае изменение оснований постановки на учет участника подпрограммы не имело место, а была произведена замена получателя государственного жилищного сертификата, поскольку первоначальный заявитель Никонова Е.М. изначально действовала в интересах дочери - инвалида с детства Никоновой Е.А.; Никонова Е.М. поставлена на учет в очередь категории «инвалиды» именно в связи с инвалидностью своей дочери Никоновой Е.А., иных оснований для постановки на учет в марте 2001 года Никонова Е.М. в данной категории не имела.
Суд обоснованно принял во внимание то обстоятельство, что Никонова Е.А. с 29 мая 2004 года имела самостоятельное право состоять на учете в подкатегории «инвалиды», поскольку являлась инвалидом ** группы с детства, родилась и в течение 15 лет проживала в Кочевском районе, который согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. При том положении, что на момент первоначального обращения в орган местного самоуправления Никонова Е.А. возраста 15 лет не достигла, суд счел возможным уточнить дату постановки на учет – 29 мая 2004 года.
Оснований для признания выводов суда неверными судебная коллегия не усматривает, поскольку они являются правильными и подтверждаются материалами дела.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы, касающиеся обоснованности действий ответчика по исключению истицы из вышеназванной программы, судебной коллегией отклоняются.
Представленные по делу доказательства свидетельствуют о том, что участником указанной Подпрограммы по категории «инвалиды I и II группы, инвалиды с детства» являлась именно Никонова Е.А., интересы которой представляла ее мать Никонова Е.М., с датой постановки на учет – 21.03.2001 г., что подтверждает признание ответчиком права семьи Никоновых на получение социальных выплат для приобретения жилья по основанию - «инвалиды I и II группы, инвалиды с детства». Следовательно, семья Никоновых приобрела право получения жилищной субсидии в приоритетном порядке, такое право сохранялось и не оспаривалось уполномоченными органами длительное время, до декабря 2015 года.
Судебная коллегия отмечает, что пункты 17, 20 названного Положения не устанавливают очередность предоставления гражданам социальных выплат, а определяют лишь форму и порядок формирования списков граждан, имеющих право на получение социальных гарантий, по категориям в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ. При этом изменение оснований (их подтверждение) для постановки на учет таких граждан порождает у уполномоченных органов обязанность предоставить социальные выплаты в соответствии с изменившимися условиями, в том числе на условиях преимущества в очередности.
В данном случае основание для предоставления социальных гарантий семье истца не изменилось, т.к. изначально постановка на учет Никоновой Е.М., действующей в интересах дочери Никоновой Е.А. (являющейся инвалидом с детства) осуществлялась уполномоченным органом по категории «инвалиды I и II группы, инвалиды с детства».
При таких обстоятельствах, принятое решение об исключении Никоновой Е.А. из списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и исключение ее из очереди не соответствует требованиям законодательства, поскольку препятствует данной семье состоять в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, категория «инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей».
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
С учетом вышеприведенного, судебная коллегия полагает, что судом при разрешении заявленных исковых требований правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, на основании которых суд постановил законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а :
Апелляционную жалобу администрации Кочевского муниципального района на решение Кочевского районного суда Пермского края от 15.02.2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи –