Административное дело № 2а-35/2022 (2а-670/2021)
(УИД 43RS0043-01-2021-001182-69)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос. Арбаж 29 декабря 2021 года
Судья Яранского районного суда Кировской области Смирнов И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чикишевой В.В.,
с участием заместителя прокурора Арбажского района Кировской области Плотникова П.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Арбажского района Кировской области в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кировской области о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Арбажского района Кировской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, в котором просит признать информацию, размещенную в сети Интернет на электронных страницах сайта «ВКонтакте» по адресу <данные изъяты> информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование иска прокурор указал, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что на указанной странице открыто и неоднократно описывается информация, оказывающая отрицательное влияние на психическое состояние несовершеннолетних, способствующая формированию установок и личностной направленности к совершению противоправных деяний, создающая положительный имидж преступников и отрицательный – сотрудников правоохранительных органов. Группы имеют открытый для всех пользователей социальной сети вид, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного материала и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетний. Установить личности и фактическое местонахождение лиц, осуществляющих распространение данной информации в сети «Интернет» не представилось возможным.
В судебном заседании заместитель прокурора Плотников П.Н. требование по административному иску поддержал.
Заинтересованное лицо – Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кировской области, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку в суд своего представителя не обеспечило, просит рассмотреть дело в его отсутствие, также сообщило, что указатель страницы сайта, в отношении которого прокурором подано административный иск, в Едином реестре отсутствует, не внесен в Единый реестр.
Дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица.
Заслушав заместителя прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Вместе с тем осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Закона об информации).
Подобные ограничения установлены статьей 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», в соответствии с которой не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (часть 6 статьи 10 ФЗ «Об информации, информационных технологиях»).
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Положениями статьи 9 вышеуказанного Федерального закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства- участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 названного Федерального закона органы государственной власти в Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 5 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, оправдывающая противоправное поведение.
К мерам, направленным на обеспечение информационной безопасности детства, в том числе, относится создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибуции (национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 в целях формирования I осударственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации), при этом в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», Указом Президента РФ от 29.05.2017 N 240 2018 - 2027 годы в Российской Федерации объявлены Десятилетием детства.
Распоряжением Правительства РФ от 02.12.2015 N 2471-р утверждена «Концепция информационной безопасности детей», согласно которой среди приоритетных задач государственной политики в области информационной безопасности детей, в том числе являются формирование у детей позитивной картины мира и адекватных базисных представлений об окружающем мире и человеке, ценностное, моральное и нравственно-этическое развитие детей. При этом совместные усилия всех участников медиарынка должны быть направлены на минимизацию рисков десоциализации, развития и закрепления девиантного и противоправного поведения детей.
Перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение указанной информации, побуждающей к совершению противоправных действий и оправдывающих противоправное поведение.
Таким образом, на указанном прокурором Интернет - сайте содержится информация, подпадающая под требования норм вышеуказанного законодательства об ограничении доступа к ней.
В силу статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения страниц сайта в Реестр является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При этом порядок ограничения доступа к информации, предусмотренный статьей 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ, применен быть не может, поскольку в рассматриваемом случае на страницах сайта отсутствуют прямые призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Указанное исключает возможность направления требования о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию без решения суда по данному вопросу, то есть без вынесения решения суда о признании информации запрещенной к распространению.
Поскольку при рассмотрении дела подтвердилось, что информация, содержащаяся на странице сайта «ВКонтакте» по адресу <данные изъяты> содержит информацию, побуждающую на нарушение закона, доступна для широкого круга пользователей, в том числе несовершеннолетних, требования прокурора суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 2655 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.