Решение от 29.12.2021 по делу № 2а-35/2022 (2а-670/2021;) от 16.11.2021

Административное дело № 2а-35/2022 (2а-670/2021)

(УИД 43RS0043-01-2021-001182-69)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Арбаж                                 29 декабря 2021 года

Судья Яранского районного суда Кировской области Смирнов И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чикишевой В.В.,

с участием заместителя прокурора Арбажского района Кировской области Плотникова П.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Арбажского района Кировской области в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кировской области о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Арбажского района Кировской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, в котором просит признать информацию, размещенную в сети Интернет на электронных страницах сайта «ВКонтакте» по адресу <данные изъяты> информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование иска прокурор указал, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что на указанной странице открыто и неоднократно описывается информация, оказывающая отрицательное влияние на психическое состояние несовершеннолетних, способствующая формированию установок и личностной направленности к совершению противоправных деяний, создающая положительный имидж преступников и отрицательный – сотрудников правоохранительных органов. Группы имеют открытый для всех пользователей социальной сети вид, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного материала и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетний. Установить личности и фактическое местонахождение лиц, осуществляющих распространение данной информации в сети «Интернет» не представилось возможным.

В судебном заседании заместитель прокурора Плотников П.Н. требование по административному иску поддержал.

Заинтересованное лицо – Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кировской области, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку в суд своего представителя не обеспечило, просит рассмотреть дело в его отсутствие, также сообщило, что указатель страницы сайта, в отношении которого прокурором подано административный иск, в Едином реестре отсутствует, не внесен в Единый реестр.

Дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица.

Заслушав заместителя прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Вместе с тем осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Закона об информации).

Подобные ограничения установлены статьей 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», в соответствии с которой не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (часть 6 статьи 10 ФЗ «Об информации, информационных технологиях»).

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Положениями статьи 9 вышеуказанного Федерального закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства- участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 названного Федерального закона органы государственной власти в Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 5 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, оправдывающая противоправное поведение.

К мерам, направленным на обеспечение информационной безопасности детства, в том числе, относится создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибуции (национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 в целях формирования I осударственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации), при этом в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», Указом Президента РФ от 29.05.2017 N 240 2018 - 2027 годы в Российской Федерации объявлены Десятилетием детства.

Распоряжением Правительства РФ от 02.12.2015 N 2471-р утверждена «Концепция информационной безопасности детей», согласно которой среди приоритетных задач государственной политики в области информационной безопасности детей, в том числе являются формирование у детей позитивной картины мира и адекватных базисных представлений об окружающем мире и человеке, ценностное, моральное и нравственно-этическое развитие детей. При этом совместные усилия всех участников медиарынка должны быть направлены на минимизацию рисков десоциализации, развития и закрепления девиантного и противоправного поведения детей.

Перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение указанной информации, побуждающей к совершению противоправных действий и оправдывающих противоправное поведение.

Таким образом, на указанном прокурором Интернет - сайте содержится информация, подпадающая под требования норм вышеуказанного законодательства об ограничении доступа к ней.

В силу статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения страниц сайта в Реестр является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

При этом порядок ограничения доступа к информации, предусмотренный статьей 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ, применен быть не может, поскольку в рассматриваемом случае на страницах сайта отсутствуют прямые призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Указанное исключает возможность направления требования о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию без решения суда по данному вопросу, то есть без вынесения решения суда о признании информации запрещенной к распространению.

Поскольку при рассмотрении дела подтвердилось, что информация, содержащаяся на странице сайта «ВКонтакте» по адресу <данные изъяты> содержит информацию, побуждающую на нарушение закона, доступна для широкого круга пользователей, в том числе несовершеннолетних, требования прокурора суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 2655 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░                                     ░░░░░░░ ░.░.

2а-35/2022 (2а-670/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Арбажского района Кировской области
Другие
Управление Роскомнадзора по Кировской области
Суд
Яранский районный суд Кировской области
Судья
Смирнов И.В
Дело на сайте суда
yaransky.kir.sudrf.ru
16.11.2021Регистрация административного искового заявления
17.11.2021Передача материалов судье
19.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
19.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.12.2021Судебное заседание
29.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее