Дело № 2-3157/2016 23 марта 2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе
председательствующего судьи Белякова В.Б.
при секретаре Карлюк М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по исковому заявлению заместителя Приморского межрайонного прокурора к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Приморская центральная районная больница» и Министерству здравоохранения Архангельской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности,
у с т а н о в и л :
Заместитель Приморского межрайонного прокурора обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Приморская центральная районная больница» (далее по тексту решения - ГБУЗ АО «Приморская центральная районная больница») о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности, а именно:
- оборудовать здание и территорию ОСП «Уемская районная больница», расположенное по адресу: <адрес> камерами видеонаблюдения, обеспечить ограждение его территории;
- оборудовать здание и территорию ОСП «Заостровская участковая больница», расположенное по адресу: <адрес> камерами видеонаблюдения, обеспечить капитальное ограждение его территории.
В обоснование требований указывает, что прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка исполнения законодательства в сфере антитеррористической защищенности в ГБУЗ АО «Приморская центральная больница», в ходе которой установлено, что структурными подразделениями ГБУЗ АО «Приморская центральная больница» являются ОСП «Заостровская участковая больница» и ОСП «<адрес> больница». ГБУЗ АО «Приморская центральная больница» является учреждением, осуществляющим медицинскую деятельность, которое ежедневно принимает значительное количество граждан, нуждающихся в медицинских услугах, при этом в нарушение законодательства о противодействии терроризму территория ОСП «<адрес> больница» не ограждена, ограждение территории ОСП «Заостровская участковая больница» имеет существенные недостатки, забор частично отсутствует. В зданиях и на территории ОСП «<адрес> больница» и ОСП «Заостровская участковая больница» отсутствует система видеонаблюдения, что создает возможность совершения противоправных действий, в том числе террористических актов.
В судебном заседании представитель Приморской межрайонной прокуратуры Изотов К.Э. поддержал заявленные исковые требования.
Представитель ответчика - ГБУЗ АО «Приморская центральная районная больница» Чертова Е.В. в ходе судебного заседания с заявленными требованиями не согласилась, представила письменные возражения. Указывает, что необходимость ограждения территории и установление систем видеонаблюдения ими фактически не оспаривается. Однако считает, что данная обязанность должна исполняться совместно с учредителем - Министерством здравоохранения Архангельской области.
Представитель ответчика - Министерства здравоохранения Архангельской области о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, в суд не явился. В материалах дела имеются письменные возражения, из которых в том числе следует, что они не являются надлежащим ответчиком по делу и рассматриваемая обязанность должна быть исполнена ГБУЗ АО «Приморская центральная районная больница».
Представитель третьего лица - Правительства Архангельской области о дате, времени и месте судебного заседания также уведомлен надлежащим образом, в суд не явился, представил отзыв на иск. Указывает, что надлежащим ответчиком по спору является ГБУЗ АО «Приморская центральная районная больница».
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении спора.
Из материалов дела усматривается, что Приморской межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства в сфере антитеррористической защищенности в ГБУЗ АО «Приморская центральная районная больница».
Установлено, что структурными подразделениями ГБУЗ АО «Приморская центральная районная больница» являются ОСП «Заостровская участковая больница» и ОСП «Уемская районная больница».
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Приоритет мер по предупреждению терроризма, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц,подвергающихся террористической опасности, системность и комплексное использование специальных и иных мер противодействия терроризму закреплены в ст. 2 указанного закона в качестве основных принципов противодействия терроризму.
Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года /далее Концепция/, в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан, антитеррористической защищенности возможных объектов террористических посягательств, в том числе объектов массового пребываниялюдей.
Указанная деятельность должна быть ориентирована на недопущение (минимизацию) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами.
Согласно пп. «е» п. 21 Концепции к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся организационно-технические, состоящие из разработки и реализации целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты; совершенствования механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.
На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» /далее Закон/ для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Часть 2 ст. 5 Закона определяет, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенные в указанные в частях 1 и 7 ст. 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
Часть 1 ст. 6 Закона предписывает, что Правительство РФ утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства РФ № 1521 от 26.12.2014, включен СП 132.13330.2011 «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования». Разделы 1,7,8.
Пункт 7.1 СП 132.13330.2011 «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования» предусматривает, что в проектной документации на объекты социально - культурного и коммунально - бытового назначения, нежилые помещения в многоквартирных домах, в которых согласно заданию на проектирование предполагается единовременное нахождение в любом из помещений более 50 человек и при эксплуатации которых не предусматривается установление специального пропускного режима, должна быть предусмотрена возможность оснащения их телевизионными охранными системами.
В соответствии с п. 5.16.3 «СП 134.13330.2012. Свод правил. Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования», утвержденного приказом Минрегиона России от 05.04.2012 № 160 /далее Правила/ подсистема видеонаблюдения должна обеспечивать контроль входов в здание и прилегающей территории с передачей изображений в пункт централизованного видеонаблюдения микрорайона.
Пункт 5.16.4 Правил определяет, что элементы системы следует располагать на жилых зданиях, общеобразовательных учреждениях, детских дошкольных образовательных учреждениях, больницах, поликлиниках.
Согласно п. 5.16.5 Правил, если в данной местности не организованы пункты централизованного видеонаблюдения, то объекты необходимо оснащать локальными системами видеонаблюдения (с выводом сигналов в службу охраны), имеющими возможность в дальнейшем подключения к пунктам централизованного видеонаблюдения.
Подпунктами «ф», «с» пункта 14 Методики проведения мониторинга состояния комплексной безопасности объектов системы социальной защиты населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей, а также образовательных учреждений, утвержденной МВД РФ, МЧС РФ, Минздравсоцразвития РФ, Минобрнауки РФ установлено, что мониторинг состояния комплексной безопасности объектов проводится, в том числе, путем определения наличия или отсутствия видеонаблюдения и капитального ограждения территории и помещений здания (корпуса).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Из содержания пункта 2.13 которых следует, что территория лечебно-профилактической организации должна быть благоустроена с учетом необходимости обеспечения лечебно-охранительного режима, озеленена, ограждена и освещена.
Таким образом, по мнению суда, медицинское учреждение должно быть оборудовано камерами видеонаблюдения и обеспечено капитальным ограждением территории.
Судом установлено, что ОСП «Заостровская участковая больница» и ОСП «Уемская районная больница» являются учреждениями, осуществляющими медицинскую деятельность, которые ежедневно принимают значительное количество граждан, нуждающихся в медицинских услугах, при этом в нарушение законодательства о противодействии терроризму территория ОСП «Уемская районная больница» не ограждена, ограждение территории ОСП «Заостровская участковая больница» имеет существенные недостатки, забор частично отсутствует, в зданиях и на территории ОСП «Уемская районная больница» и ОСП «Заостровская участковая больница» отсутствует система видеонаблюдения, что создает возможность совершения противоправных действий, в том числе террористических актов.
На основании изложенного выше, по мнению суда, заявленные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ГБУЗ АО «Приморская центральная больница» о том, что они не могут являться надлежащим ответчиком по иску, поскольку финансируются Министерством здравоохранения Архангельской области, не могут быть приняты во внимание. Суд считает, что ГБУЗ АО «Приморская центральная больница» является юридическим лицом и вправе самостоятельно определять свои потребности и распределять финансовые средства, полученные из источников, определенных законодательством Российской Федерации.
Следовательно, в иске к Министерству здравоохранения Архангельской области надлежит отказать.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
С учетом приведенных положений закона, разрешая спор, суд считает необходимым установить срок, в течение которого ответчик обязан совершить действия, возложенные на него судебным решением - до 01 января 2017 года.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Приморского межрайонного прокурора к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Приморская центральная районная больница» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности - удовлетворить.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Приморская центральная районная больница» в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
- оборудовать здание и территорию ОСП «<адрес> больница»,
расположенное по адресу: <адрес> камерами видеонаблюдения, обеспечить ограждение его территории;
- оборудовать здание и территорию ОСП «Заостровская участковая
больница», расположенное по адресу: <адрес> видеонаблюдения, обеспечить
капитальное ограждение его территории.
В иске к Министерству здравоохранения Архангельской области отказать.
На решение суда в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.
В окончательной форме решение изготовлено 28 марта 2016 года.
Председательствующий В.Б.Беляков
Копия верна: В.Б.Беляков