Решение по делу № 2а-768/2020 от 06.11.2020

Дело № 2а-768/2020

УИД 33RS0018-01-2020-001295-28

Решение

именем Российской Федерации

город Судогда 16 декабря 2020 года

Судогодский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего Гудимова А.С.,

при секретаре судебного заседания Покрышкиной Т.И.,

с участием представителя административного истца администрации муниципального образования Вяткинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области Сафонова В.В.,

представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области Власовой Н.В.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации муниципального образования Вяткинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области о признании незаконным представления об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления,

установил:

Администрация Вяткинского сельского поселения Судогодского района Владимирской области обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого указала, что 08 октября 2020 года исполняющим обязанности директора Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области С. в адрес административного истца вынесено представление № ДПП-7863-04-05 от 08 октября 2020 года об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.

Основанием для вынесения оспариваемого представления явился установленный административным ответчиком в ходе проверки факт нахождения вблизи деревни Гридино Судогодского района Владимирской области несанкционированной свалки твердых бытовых отходов (координаты – ...) на площади примерно ... кв.м. (деревянные обрезки, доски, битый кирпич, пенопласт, шины, мебель и пр.).

При этом согласно данным Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) вышеуказанная свалка находится в границах земельного участка с кадастровым номером ..., входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером ..., арендатором которого является ОАО «Улыбышево». Таким образом, обязанность по принятию мер к ликвидации свалки должна быть возложена на ОАО «Улыбышево».

Административным истцом не было допущено нарушений, которые могли бы являться основанием для вынесения оспариваемого постановления.

Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, административный истец просит суд признать незаконным представления исполняющего обязанности директора Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области С. № ДПП-7863-04-05 от 08 октября 2020 года об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, вынесенное в адрес администрации муниципального образования Вяткинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области.

Представитель административного истца администрации муниципального образования Вяткинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области Сафонов В.В. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в административном иске.

Административный ответчик Департамент природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направил. В письменном отзыве за подписью директора департамента Клименко Т.Л. административный ответчик просит отказать в удовлетворении требований заявленных административных истцом, ссылаясь на то, что в обжалуемом представлении последнему предложено лишь оказать содействие в ликвидации свалки на территории муниципального образования.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области Власова Н.В. в судебном заседании просила требования административного истца удовлетворить, поддержала представленное последним правовое и фактологическое обоснование иска.

Заинтересованное лицо ОАО «Улыбышево», извещенное о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направило.

Заслушав представителей административного истца и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно части 1 статьи 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В силу пункта 2 части 1 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны в числе прочих проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Частью 3 статьи 8 вышеназванного закона установлено, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона Владимирской области от 14.11.2014 № 121-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Владимирской области отдельных вопросов местного значения» к полномочиям сельских поселений Владимирской области отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

При этом в соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 стати 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Согласно части 2 статьи 29.13 КоАП РФ организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Из положений вышеприведенных правовых норм следует, что обязанности по проведению мероприятий по защите земель от загрязнения земель отходами производства и потребления и другого негативного воздействия возложены на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

При этом внесение представления возможно лишь в отношении организации или должностного лица, действия (бездействие) которых явились причиной и (или) условием, способствовавшими совершению административного правонарушения.

Судом установлено следующее.

Представлением исполняющего обязанности директора Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области С. № ДПП-7863-04-05 от 08 октября 2020 года административному истцу предложено:

1) рассмотреть представление в срок, предусмотренный законом. Устранить причины и условия, способствовавшие нарушению природоохранного законодательства при осуществлении полномочий органов местного самоуправления по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, а также организации регулярной очистки территории Вяткинского сельского поселения;

2) принять исчерпывающие меры по ликвидации несанкционированной свалки, выявленной вблизи деревни Гридино Судогодского района Владимирской области (координаты – ...) на площади примерно ... кв.м.;

3) в соответствии с частью 2 статьи 29.13 КоАП РФ сообщить в течение месяца со дня получения представления в адрес административного ответчика о принятых мерах по исполнению настоящего представления.

Внося обжалуемое представление исполняющий обязанности директора Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области С. исходил из следующего:

- полномочиями по распоряжению земельным участком, на котором находится место несанкционированного размещения отходов, обладает администрация муниципального образования Вяткинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области, поскольку он относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена;

- выявленные факты нарушения природоохранного законодательства стали возможны по причине недостаточности принимаемых мер административным истцом по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию захоронению твердых коммунальных отходов, а также организации регулярной очистки территории района от отходов.

Между тем из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером ..., на котором находится выявленная несанкционированная свалка, входит в состав единого землепользование с кадастровым номером ..., которое на основании договора аренды земельных участков от 27 декабря 2011 года ..., заключенного между администрацией МО «Судогодский район» (арендодатель) и ОАО «Улыбышево» (арендатор), передано в аренду последнему на срок по 26 декабря 2021 года (л.д.111-114).

Таким образом, в силу закона именно на арендаторе ОАО «Улыбышево» лежит обязанность по проведению мероприятий по защите арендуемого земельного участка от загрязнения отходами производства и потребления, а в случае ее возникновения – по его ликвидации.

Кроме того, в соответствии с вышеприведенными положениями закона административный истец не обладает полномочиями по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, поскольку они отнесены к компетенции муниципальных районов.

Доказательств того, что действиями (бездействием) административного истца в рамках реализации полномочий по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов допущены нарушения природоохранного законодательства об отходах производства и потребления материалы дела не содержат, а следовательно у административного ответчика отсутствовали законные основания для вынесения обжалуемого представления

Суд отклоняет довод о том, что административному истцу было предложено лишь оказать содействие в ликвидации свалки, поскольку он опровергается содержанием самого представления.

Оспариваемое представление, возлагающее на административного истца обязанности в отсутствие к этом законных оснований, и создающее предпосылки к возможному привлечению последнего к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 19.5 КоАП РФ, нарушает права и законные интересы администрации муниципального образования Вяткинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области.

Принимая во внимание положения вышеприведенных правовых норм применительно к установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам, суд приходит к выводу, что представление исполняющего обязанности директора Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области С. № ДПП-7863-04-05 от 08 октября 2020 года об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления является незаконным.

Таким образом, требование административного истца к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области о признании незаконным представления об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск администрации муниципального образования Вяткинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области о признании незаконным представления об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления – удовлетворить.

Признать незаконным представления исполняющего обязанности директора Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области С. № ДПП-7863-04-05 от 08 октября 2020 года об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, вынесенное в адрес администрации муниципального образования Вяткинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Судогодский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий А.С. Гудимов

2а-768/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация МО Вяткинское сельское поселение
Ответчики
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области
Другие
Администрации МО Судогодский район Владимирской области
Открытое Акционерное Общество «Улыбышево»
Суд
Судогодский районный суд Владимирской области
Судья
Гудимов Александр Сергеевич
Дело на сайте суда
sudogodsky.wld.sudrf.ru
06.11.2020Регистрация административного искового заявления
06.11.2020Передача материалов судье
10.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.11.2020Судебное заседание
04.12.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
16.12.2020Судебное заседание
23.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее