Дело № 2-442/2020
УИД 55RS0011-01-2020-000671-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Горьковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Лобова Н.А., при секретаре судебного заседания Гущанской Н.И., с участием помощника судьи Жаргаковой Д.Е., рассмотрев 24.12.2020 в открытом судебном заседании в р.п. Горьковское Омской области гражданское дело по иску Тимофеева Виталия Александровича к администрации Горьковского муниципального района Омской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Тимофеев В.А. обратился в суд с иском к администрации Горьковского муниципального района Омской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям законодательства Российской Федерации. В обоснование исковых требований указал, что является участником боевых действий на территории Северо-Кавказского военного округа. С 2005 года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Горьковского городского поселения Горьковского муниципального района Омской области. В 2020 году он обратился с письменным заявлением в администрацию Горьковского муниципального района Омской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, на которое получил отказ.
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес>, в котором он зарегистрирован, принадлежит его родителям. Своего жилья в собственности не имеет, проживает в жилом помещении на основании договора найма.
Ссылаясь на необеспеченность жилым помещением, нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», просит возложить на администрацию Горьковского муниципального района Омской области обязанность предоставить жилое помещение по договору социального найма.
В судебном заседании истец Тимофеев В.А. требования поддержал, просил возложить на администрацию Горьковского муниципального района Омской области обязанность предоставить ему жилое помещение как ветерану боевых действий.
Представитель ответчика - администрации Горьковского муниципального района Омской области Кобзева О.В. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что администрация Горьковского муниципального района Омской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку обеспечение жильем ветеранов боевых действий относится к полномочиям Горьковского городского поселения.
Представитель третьего лица - администрации Горьковского городского поселения Горьковского муниципального района Омской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие, что суд в силу ст. 167 ГПК РФ считает возможным.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Статья 1 ЖК РФ предусматривает, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Тимофеев В.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу №. Согласно удостоверению серии БК №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссариатом Горьковского района, имеет право на льготы, установленные п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах».
ДД.ММ.ГГГГ Тимофеев В.А. был постановлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищной комиссии администрации Горьковского городского поселения Горьковского муниципального района Омской области. Согласно ответу на запрос администрации Горьковского городского поселения Горьковского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ Тимофеев В.А. состоит в списке под номером 22. Здесь суд не усматривает оснований для принятия во внимание доводов истца о том, что он обращался в органы местного самоуправления для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в 2005 году. Данные пояснения истца не обоснованы какими-либо доказательствами.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ.
В соответствии с положениями подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01.01.2005, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из приведенных норм следует, что обеспечению за счет средств федерального бюджета подлежат ветераны боевых действий, признанные в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий до 01.01.2005.
В силу ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации законодатель определил категории граждан, которые вправе претендовать на получение жилого помещения вне очереди, то есть установил особый порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, к которым отнесены граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В Жилищном кодексе РФ ветераны боевых действий не определены в качестве специальной категории лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения.
Перечень категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым жилые помещения предоставляются в первую очередь, содержался в ст. 36 Жилищного кодекса РСФСР.
В указанной статье отсутствовало указание на первоочередное обеспечение жильем ветеранов боевых действий, однако в ч. 2 ст. 36 Жилищного кодекса РСФСР было прямо указано, что законодательством Российской Федерации возможность первоочередного получения жилого помещения может быть предоставлена и другим категориям граждан, к которым, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», относились ветераны боевых действий.
Вопросы вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации и применения его к отношениям, возникшим до 01.03.2005, урегулированы Федеральным законом от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Согласно ст. 5 указанного закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Положениями ст. 6 данного закона установлено, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей статьи.
Как предусмотрено п. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения для ветеранов боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01.01.2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Предоставление жилья ветеранам боевых действий в Омской области осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», из содержания п. 4. которого следует, что обеспечение граждан жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком осуществляется один раз в форме предоставления: гражданам, указанным в подпунктах 2, 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», - жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по их выбору.
Жилые помещения по договору социального найма предоставляются в соответствии с федеральным и областным законодательством.
При этом, согласно пунктам 7, 8 постановления для включения в списки граждан, претендующих на получение выплат, граждане представляют по месту жительства в органы местного самоуправления Омской области заявление о предоставлении выплаты, а также копии документов, указанных в перечне, после чего органы местного самоуправления Омской области рассматривают документы, по результатам рассмотрения принимают решение о включении либо об отказе во включении заявителя в списки граждан, претендующих на получение выплат.
По правилам ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Исходя из положений ст.16 Закона Омской области от 28.12.2005 года № 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» решение о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимается органом местного самоуправления Омской области по месту жительства граждан или органом местного самоуправления Омской области не по месту жительства граждан в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
При этом, заявление о принятии на учет по установленной форме подается гражданином в орган местного самоуправления Омской области с необходимыми документами, решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается органом местного самоуправления Омской области по результатам рассмотрения заявления и иных представленных и полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документов не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления в орган местного самоуправления Омской области документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
В соответствии со ст.17 Закона Омской области от 28.12.2005 года № 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), осуществляется органами местного самоуправления Омской области (далее - органы местного самоуправления).
Учет ведется в отношении всей территории соответствующего муниципального образования Омской области по единому списку установленной формы согласно приложению № 3 к настоящему Закону, из которого одновременно в отдельные списки включаются нуждающиеся в жилых помещениях граждане, имеющие право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди, граждане, которым предоставляются по договорам социального найма жилые помещения жилищного фонда Омской области, а также граждане, которым предоставляются по договорам социального найма жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации.
Исходя из п.8 указанной статьи граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, в том числе принятые на учет по месту работы, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с федеральным законом.
Ведение учета в отношении данных граждан осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Таким образом, указанные выше нормы права закрепляют правила постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по дате подачи соответствующего заявления. Предоставление жилых помещений, в том числе лицам из числа ветеранов боевых действий, осуществляется в порядке очередности в соответствии со списком, исходя из даты включения в указанный список, при этом, не ущемляя права других граждан, также имеющих право на получение жилья.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.02.2014 № 236-О следует, что действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа ветеранов боевых действий, равно как и их право на первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет после 1 января 2005 года, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом, истец Тимофеев В.А. в администрацию Горьковского городского поселения Горьковского муниципального района Омской области с заявлением о постановке на учет как лица, имеющего право на улучшение жилищных условий, в том числе как меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, до внесения изменения в действующее законодательство, то есть до 01.01.2005 не обращался, решение о постановке его на учет не принималось, что и не оспаривалось истцом в судебном заседании.
Сам факт присвоения статуса ветерана боевых действий не порождает обязанность ответчика включить истца в очередь на получение жилья, предусмотренную для ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления носит заявительный характер.
ДД.ММ.ГГГГ Тимофеев В.А. обратился с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на общих основаниях, что подтверждается копией учетного дела истца, предоставленного ответчиком.
Тем самым, у администрации Горьковского городского поселения Горьковского муниципального района Омской области обязанность по включению в список лиц, нуждающихся в жилом помещении на общих основаниях возникла с момента обращения Тимофеева В.А. с заявлением, что и было реализовано.
Действующее законодательство не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма ветеранов боевых действий, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005.
Кроме того, в ходе судебного заседания было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец сменил имя с «ФИО1» на «Тимофеев Виталий Александрович», о чем истец первоначально при обращении с настоящим иском не указал, как не указывал об этом и при обращении в орган местного самоуправления я заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Соответственно, судом направлялись запросы в БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о наличии в собственности объектов недвижимости и использовании права на приватизацию жилья на имя Тимофеева В.А.
Согласно ответам на запросы Тимофеев В.А. в числе собственников объектов недвижимости на территории Омской области не значится, право бесплатной приватизации жилого помещения на территории Омской области не использовал.
Между тем судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы администрации Горьковского района ФИО6, ФИО7, ФИО1 (после смени имени в 2020 году - Тимофеев В.А.) предоставлена квартира общей площадью 72,1 кв.м по адресу: <адрес>, р.<адрес>.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Учитывая, что Тимофеев В.А. имеет в собственности долю в трехкомнатной квартире, то он в силу требований ст. 51 ЖК РФ не может быть признан нуждающимся в жилом помещении. При этом основание, по которому истцом приобретено право общей долевой собственности на квартиру, правового значения не имеет, в данном случае правовое значение имеет сам факт нахождения у истца на праве собственности жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 62 ЖК РФ, предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (ч.1 и ч.5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Совета Горьковского городского поселения Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м., а также установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м.
Из регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что общая площадь квартиры составляет 72,1 кв.м, следовательно, размер общей площади, приходящейся на каждого члена семьи истца, превышает установленную норму (72.1/3=24.03).
При таких обстоятельствах требование о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма удовлетворению не подлежит.
Судом также отмечается, что в силу требований п. 6 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями относится к вопросам местного значения городского поселения. С учетом изложенного, администрация Горьковского муниципального района Омской области не является надлежащим ответчиком по настоящему иску, в то время как право определять ответчика предоставлено истцу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тимофеева Виталия Александровича к администрации Горьковского муниципального района Омской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горьковский районный суд Омской области.
Судья Н.А. Лобов
Мотивированное решение по делу изготовлено 28.12.2020
УИД 55RS0011-01-2020-000671-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Горьковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Лобова Н.А., при секретаре судебного заседания Гущанской Н.И., с участием помощника судьи Жаргаковой Д.Е., рассмотрев 24.12.2020 в открытом судебном заседании в р.п. Горьковское Омской области гражданское дело по иску Тимофеева Виталия Александровича к администрации Горьковского муниципального района Омской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Тимофеев В.А. обратился в суд с иском к администрации Горьковского муниципального района Омской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям законодательства Российской Федерации. В обоснование исковых требований указал, что является участником боевых действий на территории Северо-Кавказского военного округа. С 2005 года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Горьковского городского поселения Горьковского муниципального района Омской области. В 2020 году он обратился с письменным заявлением в администрацию Горьковского муниципального района Омской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, на которое получил отказ.
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес>, в котором он зарегистрирован, принадлежит его родителям. Своего жилья в собственности не имеет, проживает в жилом помещении на основании договора найма.
Ссылаясь на необеспеченность жилым помещением, нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», просит возложить на администрацию Горьковского муниципального района Омской области обязанность предоставить жилое помещение по договору социального найма.
В судебном заседании истец Тимофеев В.А. требования поддержал, просил возложить на администрацию Горьковского муниципального района Омской области обязанность предоставить ему жилое помещение как ветерану боевых действий.
Представитель ответчика - администрации Горьковского муниципального района Омской области Кобзева О.В. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что администрация Горьковского муниципального района Омской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку обеспечение жильем ветеранов боевых действий относится к полномочиям Горьковского городского поселения.
Представитель третьего лица - администрации Горьковского городского поселения Горьковского муниципального района Омской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие, что суд в силу ст. 167 ГПК РФ считает возможным.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Статья 1 ЖК РФ предусматривает, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Тимофеев В.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу №. Согласно удостоверению серии БК №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссариатом Горьковского района, имеет право на льготы, установленные п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах».
ДД.ММ.ГГГГ Тимофеев В.А. был постановлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищной комиссии администрации Горьковского городского поселения Горьковского муниципального района Омской области. Согласно ответу на запрос администрации Горьковского городского поселения Горьковского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ Тимофеев В.А. состоит в списке под номером 22. Здесь суд не усматривает оснований для принятия во внимание доводов истца о том, что он обращался в органы местного самоуправления для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в 2005 году. Данные пояснения истца не обоснованы какими-либо доказательствами.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ.
В соответствии с положениями подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01.01.2005, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из приведенных норм следует, что обеспечению за счет средств федерального бюджета подлежат ветераны боевых действий, признанные в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий до 01.01.2005.
В силу ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации законодатель определил категории граждан, которые вправе претендовать на получение жилого помещения вне очереди, то есть установил особый порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, к которым отнесены граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В Жилищном кодексе РФ ветераны боевых действий не определены в качестве специальной категории лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения.
Перечень категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым жилые помещения предоставляются в первую очередь, содержался в ст. 36 Жилищного кодекса РСФСР.
В указанной статье отсутствовало указание на первоочередное обеспечение жильем ветеранов боевых действий, однако в ч. 2 ст. 36 Жилищного кодекса РСФСР было прямо указано, что законодательством Российской Федерации возможность первоочередного получения жилого помещения может быть предоставлена и другим категориям граждан, к которым, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», относились ветераны боевых действий.
Вопросы вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации и применения его к отношениям, возникшим до 01.03.2005, урегулированы Федеральным законом от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Согласно ст. 5 указанного закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Положениями ст. 6 данного закона установлено, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей статьи.
Как предусмотрено п. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения для ветеранов боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01.01.2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Предоставление жилья ветеранам боевых действий в Омской области осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», из содержания п. 4. которого следует, что обеспечение граждан жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком осуществляется один раз в форме предоставления: гражданам, указанным в подпунктах 2, 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», - жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по их выбору.
Жилые помещения по договору социального найма предоставляются в соответствии с федеральным и областным законодательством.
При этом, согласно пунктам 7, 8 постановления для включения в списки граждан, претендующих на получение выплат, граждане представляют по месту жительства в органы местного самоуправления Омской области заявление о предоставлении выплаты, а также копии документов, указанных в перечне, после чего органы местного самоуправления Омской области рассматривают документы, по результатам рассмотрения принимают решение о включении либо об отказе во включении заявителя в списки граждан, претендующих на получение выплат.
По правилам ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Исходя из положений ст.16 Закона Омской области от 28.12.2005 года № 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» решение о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимается органом местного самоуправления Омской области по месту жительства граждан или органом местного самоуправления Омской области не по месту жительства граждан в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
При этом, заявление о принятии на учет по установленной форме подается гражданином в орган местного самоуправления Омской области с необходимыми документами, решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается органом местного самоуправления Омской области по результатам рассмотрения заявления и иных представленных и полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документов не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления в орган местного самоуправления Омской области документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
В соответствии со ст.17 Закона Омской области от 28.12.2005 года № 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), осуществляется органами местного самоуправления Омской области (далее - органы местного самоуправления).
Учет ведется в отношении всей территории соответствующего муниципального образования Омской области по единому списку установленной формы согласно приложению № 3 к настоящему Закону, из которого одновременно в отдельные списки включаются нуждающиеся в жилых помещениях граждане, имеющие право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди, граждане, которым предоставляются по договорам социального найма жилые помещения жилищного фонда Омской области, а также граждане, которым предоставляются по договорам социального найма жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации.
Исходя из п.8 указанной статьи граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, в том числе принятые на учет по месту работы, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с федеральным законом.
Ведение учета в отношении данных граждан осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Таким образом, указанные выше нормы права закрепляют правила постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по дате подачи соответствующего заявления. Предоставление жилых помещений, в том числе лицам из числа ветеранов боевых действий, осуществляется в порядке очередности в соответствии со списком, исходя из даты включения в указанный список, при этом, не ущемляя права других граждан, также имеющих право на получение жилья.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.02.2014 № 236-О следует, что действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа ветеранов боевых действий, равно как и их право на первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет после 1 января 2005 года, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом, истец Тимофеев В.А. в администрацию Горьковского городского поселения Горьковского муниципального района Омской области с заявлением о постановке на учет как лица, имеющего право на улучшение жилищных условий, в том числе как меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, до внесения изменения в действующее законодательство, то есть до 01.01.2005 не обращался, решение о постановке его на учет не принималось, что и не оспаривалось истцом в судебном заседании.
Сам факт присвоения статуса ветерана боевых действий не порождает обязанность ответчика включить истца в очередь на получение жилья, предусмотренную для ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления носит заявительный характер.
ДД.ММ.ГГГГ Тимофеев В.А. обратился с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на общих основаниях, что подтверждается копией учетного дела истца, предоставленного ответчиком.
Тем самым, у администрации Горьковского городского поселения Горьковского муниципального района Омской области обязанность по включению в список лиц, нуждающихся в жилом помещении на общих основаниях возникла с момента обращения Тимофеева В.А. с заявлением, что и было реализовано.
Действующее законодательство не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма ветеранов боевых действий, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005.
Кроме того, в ходе судебного заседания было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец сменил имя с «ФИО1» на «Тимофеев Виталий Александрович», о чем истец первоначально при обращении с настоящим иском не указал, как не указывал об этом и при обращении в орган местного самоуправления я заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Соответственно, судом направлялись запросы в БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о наличии в собственности объектов недвижимости и использовании права на приватизацию жилья на имя Тимофеева В.А.
Согласно ответам на запросы Тимофеев В.А. в числе собственников объектов недвижимости на территории Омской области не значится, право бесплатной приватизации жилого помещения на территории Омской области не использовал.
Между тем судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы администрации Горьковского района ФИО6, ФИО7, ФИО1 (после смени имени в 2020 году - Тимофеев В.А.) предоставлена квартира общей площадью 72,1 кв.м по адресу: <адрес>, р.<адрес>.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Учитывая, что Тимофеев В.А. имеет в собственности долю в трехкомнатной квартире, то он в силу требований ст. 51 ЖК РФ не может быть признан нуждающимся в жилом помещении. При этом основание, по которому истцом приобретено право общей долевой собственности на квартиру, правового значения не имеет, в данном случае правовое значение имеет сам факт нахождения у истца на праве собственности жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 62 ЖК РФ, предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (ч.1 и ч.5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Совета Горьковского городского поселения Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м., а также установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м.
Из регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что общая площадь квартиры составляет 72,1 кв.м, следовательно, размер общей площади, приходящейся на каждого члена семьи истца, превышает установленную норму (72.1/3=24.03).
При таких обстоятельствах требование о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма удовлетворению не подлежит.
Судом также отмечается, что в силу требований п. 6 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями относится к вопросам местного значения городского поселения. С учетом изложенного, администрация Горьковского муниципального района Омской области не является надлежащим ответчиком по настоящему иску, в то время как право определять ответчика предоставлено истцу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тимофеева Виталия Александровича к администрации Горьковского муниципального района Омской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горьковский районный суд Омской области.
Судья Н.А. Лобов
Мотивированное решение по делу изготовлено 28.12.2020