дело № 2а-1698/2022г.
УИД: 16RS0050-01-2022-002132-61
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 марта 2022 года город Казань
Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Галяутдиновой Д.И., при секретаре Куклиной Ю.С., с участием прокурора – Набиуллина И.В., рассмотрев с использованием системы видео-конференц-связи в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан» (далее - ФКУ ИК-2 УФСИН России по РТ) об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Будаев А.А..
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ИК-2 УФСИН России по РТ (далее – административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Будаев А.А. (далее – административный ответчик) об установлении административного надзора и административных ограничений.
В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору Новошешминского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ. Преступление по приговору совершено в период нахождения под административным надзором. Административный ответчик подлежит освобождению по отбытию срока наказания ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, административный ответчик имеет не погашенную (неснятую) судимость по приговору Новошешминского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, по которому он осужден за совершение, в том числе тяжкого преступления при опасном рецидиве. Со ссылкой на пункт 2 части 2 статьи 3, статью 4 и пункт 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ) административный истец просит установить в отношении административного ответчика административный надзор на срок до погашения судимости по приговору от ДД.ММ.ГГГГ и применить административные ограничения в виде: запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрета выезда за пределы административного района, на территории которого будет проживать без согласования с органами внутренних дел; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица с 22:00 часов до 06:00 часов; запрещения выезда за установленные судом пределы территории; запрещения пребывания в местах распития спиртных напитков (клубов, баров, ресторанов) и в местах продающих спиртное на розлив; обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.
Освобождаемый из мест лишения свободы – Будаев А.А. в судебном заседании с административным исковым заявлением согласился, но при этом просил уменьшить объём административных ограничений.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, мнение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению частично, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное исковое заявление об установлении административного надзора подается исправительным учреждением или органом внутренних дел. По делу об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, административное исковое заявление подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ).
Статьёй 2 Федерального закона N 64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушении, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
В силу пункта 2 части 2 статьи 3 указанного Закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, предусмотрены в статье 4 Федерального закона N 64-ФЗ.
На основании частей 1 и 2 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде: 1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; 2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; 3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
В соответствии со статьёй 273 КАС РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения, перечисленные в Федеральном законе, которые могут устанавливаться в отношении поднадзорного лица. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
В силу разъяснений пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 N 15) выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения.
Из материалов дела следует, что приговором Новошешминского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ (с учётом внесённых изменений) Будаев А.А. осужден по пункту «а» части 3 статьи 158 УК РФ, пункту «б» части 2 статьи 158 УК РФ, с применением части 3 статьи 69 УК РФ, к трём годам шести месяцам лишения свободы, без ограничения свободы и штрафа, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Указанным приговором в действиях административного ответчика установлен опасный рецидив преступлений.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Приволжского районного суда г.Казани РТ от ДД.ММ.ГГГГ неотбытая часть наказания в виде лишения свободы (1 год 1 месяц 26 дней) заменена исправительными работами сроком 1 год 1 месяц 26 дней в порядке статьи 80 УК РФ. Постановлением Новошешминского районного суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ неотбытая часть наказания в виде исправительных работ (1 год 2 дня) заменена лишением свободы сроком 4 месяца 2 дня с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
ДД.ММ.ГГГГ Будаев А.А. освобождён по отбытию срока наказания.
Решением Приволжского районного суда г.Казани РТ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Будаев А.А., как лица, имеющего непогашенную (неснятую) судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, установлен административный надзор на срок погашения судимости по приговору Новошешминского районного суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ (с учётом внесённых изменений), за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с установлением в отношении последнего административных ограничений и возложении обязанностей.
Приговором Новошешминского районного суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ Будаев А.А. осужден по части 2 статьи 314.1 УК РФ к 5 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
ДД.ММ.ГГГГ Будаев А.А. освобождён по отбытию срока наказания.
Решением Приволжского районного суда г.Казани РТ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Будаев А.А. установлен административный надзор на срок погашения судимости по приговору Новошешминского районного суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом внесенных изменений), за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с установлением в отношении последнего административных ограничений и возложении обязанностей.
Решением Приволжского районного суда г.Казани РТ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Будаев А.А. по установленному административному надзору установлены дополнительные административные ограничения.
Приговором Новошешминского районного суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ Будаев А.А. осужден по части 2 статьи 314.1 УК РФ к 5 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
ДД.ММ.ГГГГ Будаев А.А. освобождён по отбытию срока наказания.
Решением Новошешминского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, в отношении Будаев А.А., как лица, имеющего непогашенную (неснятую) судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, был установлен административный надзор и ограничения на срок погашения судимости по приговору Новошешминского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ.
В период нахождения под административным надзором административным ответчиком вновь совершено преступление, предусмотренное частью 1 статьи 314.1 УК РФ, за которое он осужден приговором Новошешминского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ к шести месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Административный ответчик освобождается из мест лишения свободы по отбытию наказания, конец срока – ДД.ММ.ГГГГ.
В силу статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей во время совершения преступлений) преступление, квалифицируемое приговором Новошешминского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, отнесено уголовным законом к категории тяжкого, тогда как преступление, квалифицируемое последним приговором Новошешминского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, отнесено уголовным законом к небольшой тяжести.
В соответствии со статьёй 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей во время совершения преступлений) судимость в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания. Тогда как судимость в отношении лиц, осужденных за преступления небольшой и средней тяжести, погашается по истечении трех лет после отбытия наказания.
До истечения срока, указанного в части 3 статьи 86 УК РФ, а именно до ДД.ММ.ГГГГ, либо до снятия судимости в установленном порядке, Будаев А.А. считается судимым за совершение тяжкого преступления.
Таким образом, административный ответчик, освобождаемый из мест лишения свободы, имеет непогашенную судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое он осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания.
Кроме того, после отбытия наказания по приговору Новошешминского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ у административного ответчика сохраняется непогашенная (неснятая) судимость по приговору Новошешминского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ (с учётом внесённых изменений). Поэтому сохранение этой судимости также является основанием для установления в отношении него административного надзора в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 3, статьей 4 и пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В соответствии с абзацем 2 пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» при одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ).
Согласно пункту 32 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания являются основанием для прекращения административного надзора (пункт 3 части 1 статьи 9 Федерального закона N 64-ФЗ). С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ.
Таким образом, в отношении административного ответчика имеется два основания для установления административного надзора, при этом срок административного надзора в связи с наличием судимости по приговору от ДД.ММ.ГГГГ более длительный, чем по приговору от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку срок погашения судимости по первому приговору более длительный.
Следовательно, административный надзор в отношении Будаев А.А. подлежит установлению исходя из наличия неснятой и непогашенной судимости по приговору Новошешминского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ (с учётом внесённых изменений) за совершение, в том числе, тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений.
По месту отбывания наказания административный ответчик характеризуется отрицательно, не трудоустроен, взысканий и поощрений не имеет. Мероприятия воспитательного характера посещает не регулярно, участие в общественной жизни коллектива отряда, а также в мероприятиях по благоустройству жилых секций не принимает.
При установлении административных ограничений суд принимает во внимание конкретные обстоятельства дела, тяжесть совершенных преступлений, обстоятельства их совершения, сведения о ранее совершённых преступлениях, обстоятельства нарушения ранее установленных административных надзоров, характеризующие данные административного ответчика, в том числе его поведение в период отбывания наказания, отношение к труду, характеристики административного ответчика и иные заслуживающие внимания обстоятельства и полагает необходимым установить ему административные ограничения в виде: обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица, с 22.00 часов до 06.00 часов, за исключениями, связанными с осуществлением трудовой деятельности (в случае официального трудоустройства), либо в связи с занятием предпринимательской деятельностью, оказанием медицинской помощи поднадзорному лицу, членам его семьи; запрещения пребывания в местах реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции в розлив; запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения выезда за пределы территории Новошешминского муниципального района Республики Татарстан.
Пункт 4 части 1 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ допускает установление административного ограничения в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ обязательным является установление судом административного ограничения в виде запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Согласно пункту 22 разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Из имеющегося в материалах дела заявления Будаев А.А. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он обращался с заявлением о замене паспорта в связи с утратой.
В то же время согласно данным последнего приговора, на момент осуждения административный ответчик проживал по адресу, не совпадающему с местом регистрации: <адрес>; при этом значился зарегистрированным по адресу: <адрес>. Со слов административного ответчика в судебном заседании, возможность проживания по месту регистрационного учёта у него утрачена, после освобождения он намерен проживать в <адрес>
При таких обстоятельствах суд полагает, что в отношении административного ответчика следует установить административное ограничение в виде запрещения выезда за пределы территории Новошешминского муниципального района Республики Татарстан, что в данном случае является обязательным в соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ и предусмотрено пунктом 4 части 1 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ.
Административные ограничения в виде запрещений выезда за пределы административного района, на территории которого будет проживать без согласования с органами внутренних дел и выезда за установленные судом пределы территории, заявленные административным истцом к установлению в отношении административного ответчика носят неконкретный и неопределенный характер, который вызовет затруднения при осуществлении административного надзора, как у органа внутренних дел, так и у поднадзорного лица. Кроме того, формулировка ограничения «запрет выезда за пределы административного района, на территории которого будет проживать без согласования с органами внутренних дел», предложенная административным истцом, не соответствует в полной мере той, которая изложена в части 1 статьи 4 приведённого выше Федерального закона N 64-ФЗ.
Следовательно, при изложенных обстоятельствах заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 272, 273, 295 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Установить административный надзор после отбытия наказания в отношении Будаев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Новошешминского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ (с учётом внесённых изменений), за вычетом срока, истёкшего после отбытия наказания.
Срок исчислять с момента постановки осужденного на учёт в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установить ограничение в виде обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установить ограничение в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица, с 22.00 часов до 06.00 часов, за исключениями, связанными с осуществлением трудовой деятельности (в случае официального трудоустройства), либо в связи с занятием предпринимательской деятельностью, оказанием медицинской помощи поднадзорному лицу, членам его семьи.
Установить ограничение в виде запрещения пребывания в местах реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции в розлив.
Установить ограничение в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
Установить ограничение в виде запрещения выезда за пределы территории Новошешминского муниципального района Республики Татарстан.
В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.
Решение суда в течение 10 дней со дня вынесения может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан, с подачей апелляционной жалобы через Приволжский районный суд г.Казани Республики Татарстан.
Судья Д.И. Галяутдинова
Мотивированное решение изготовлено 03.03.2022.