Судья Медведев И.Г. дело № 33-6407/2015 А-26
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 июня 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - судьи Наприенковой О.Г.
судей - Гришиной В.Г., Маркатюк Г.В.
при секретаре – Антуфьевой Т.В.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Гришиной В.Г.
дело по иску Светлинской Л.Г. к открытому акционерному обществу «Красноярскрайгаз» о признании действий незаконными, наложении обязанности принять в эксплуатацию прибор учета газа
по апелляционной жалобе ОАО «Красноярсккрайгаз»
на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 24 марта 2015 года, которым постановлено:
«Признать незаконными действия открытого акционерного общества «Красноярскрайгаз», выраженные в отказе Светлинской Л.Г. произвести опломбировку и принять в эксплуатацию прибор учета газа Гранд-1,6 (заводской номер 0313453292), установленной в квартире <адрес>
Обязать открытое акционерное общество «Красноярскрайгаз» произвести опломбировку и принять в эксплуатацию принадлежащий Светлинской Л.Г. прибор учета газа Гранд-1,6 (заводской номер 0313453292), установленный в квартире <адрес>».
Выслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Светлинская Л.Г. обратилась в суд с иском к ОАО «Красноярскрайгаз» о признании действий незаконными, возложении обязанности по принятию в эксплуатацию прибора учета газа.
Требования мотивированы тем, что Светлинская Л.Г. проживает в квартире <адрес>, газоснабжение которого осуществляется ответчиком. 28.06.2013 года в её квартире силами специалистов сервисного центра «ВВК-Сервис» (ИП Каширин В.В.) был установлен прибор учета газа «Гранд-1,6» № 0313453292, соответствующий всем необходимым требованиям и нормативам. В соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан ответчик обязан осуществить по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней с момента поступления заявки. Однако в нарушение требований закона ответчик отказался установить соответствующую пломбу и произвести ввод прибора учета в эксплуатацию со ссылкой на то, что при установке спорного прибора нарушены правила техники безопасности - имеется лишнее резьбовое соединение (уголок). Истица полагает отказ ответчика в опломбировании прибора учета газа незаконным, нарушающим ее права, поскольку установленный газовый счетчик технически исправен, соответствует требованиям ТУ, прошел первичную проверку и пригоден для эксплуатации.
В связи с этим Светлинская Л.Г. просила признать указанные действия ОАО «Красноярсккрайгаз» незаконными и обязать ответчика принять в эксплуатацию индивидуальный прибор учёта газа, установленный в ее квартире.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе генеральный директор ОАО «Красноярскрайгаз» Коваль А.В. просит решение отменить и в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на неверное определение судом фактических обстоятельств дела. По его мнению, непринятие судом доводов ответчика относительно нарушений монтажа газоиспользующего оборудования, неприменение норм Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года, а также необоснованное отклонение результатов экспертизы повлекло принятие незаконного решения. Кроме того, судом допущено нарушение единообразия в толковании и применении норм ФЗ № 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников процесса, уведомленных надлежащим образом о рассмотрении дела, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, установленных частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ОАО «Красноярсккрайгаз» – Новиковой А.В. (доверенность от 11.12.2014г.), поддержавшей апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, представителя третьего лица ИП Каширина В.В. – Шестерню С.А. (доверенность от 15.01.2015г.), судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенного судом решения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ) до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
До 1 января 2015 года собственники объектов, указанных в части 5 настоящей статьи, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 5.1 статьи 13)
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ установлено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
Согласно части 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
Таким образом, собственники помещений в многоквартирных жилых домах обязаны произвести установку приборов учета газа, а газоснабжающие организации - осуществлять установку, замену, эксплуатацию приборов учета газа, в случае обращения к ним собственника помещения на основании заключенного договора. При этом, действующее законодательство об энергоснабжении не ограничивает установку приборов учета только энергоснабжающими организациями, такие действия вправе осуществлять иные лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
В силу подпункта «б» пункта 22 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом.
В соответствии с пунктом 27 указанных Правил, установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку.
Положения действующего законодательства не предполагают наличия оснований, в соответствии с которыми поставщик газа освобождается от обязанности произвести опломбировку прибора учета газа.
В пункте 81 (4) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354, приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в опломбировке прибора учета, согласно которому в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежит: а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; в) наличие знаков последней проверки (за исключением новых приборов учета); г) работоспособность прибора учета.
Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81 (4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию (п.81.5 Правил).
Как усматривается из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Светлинская Л.Г. проживает в принадлежащей ей на праве собственности квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом является газофицированным, его газоснабжением занимается ОАО «Красноярсккрайгаз».
На основании договора от 28.06.2013 года, заключенного между истицей и ИП Кашириным В.В. (сервисный центр ВВК-Сервис»), последний 28.06.2013 года в квартире Светлинской Л.Г. произвел монтаж и установку индивидуального прибора учета расхода газа «Гранд-1,6» №0313453292.
В связи с необходимостью опломбировки прибора учета газа и ввода его в эксплуатацию, установленного в ее квартире, Светлинская Л.Г. обратилась в адрес ОАО «Красноярсккрайгаз» с соответствующим заявлением.
Актом обследования установки прибора учета газа от 27.04.2014 года ОАО «Красноярсккрайгаз» отказало истице в принятии спорного прибора в эксплуатацию, со ссылкой на то, что он установлен с нарушением действующего порядка – имеется лишнее резьбовое соединение «уголок».
Согласно паспорту GFGB.00.00.000 GC счетчика газа Гранд-1,6 (заводской номер 0313453292), указанный счетчик газа прошел первичную проверку 26.03.2013 года в соответствии с 4213-004-70670506-2010 МП и признан пригодным к применению (раздел 15 паспорта счетчика газа). Счетчик газа опломбирован заводом-изготовителем.
Исследовав представленные доказательства с учетом положений ст.167 ГПК РФ, учитывая, что прибор учета газа истицы был допущен к эксплуатации и опломбирован заводом-изготовителем, а также то, что ответчик в нарушение действующего законодательства не произвел опломбирование прибора учета на месте присоединения его к газопроводу, и не ввел прибор учета в эксплуатацию, суд первой инстанции пришел к обоснованному к выводу о том, что действия ответчика в отказе истице произвести опломбировку и принять прибор учета газа в эксплуатацию являются незаконными, поскольку в силу действующего законодательства именно на ответчике лежит обязанность осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
При этом суд верно исходил из того, что действующими техническими нормами и документацией предприятия-производителя предусмотрена возможность монтажа спорного прибора учета с использованием резьбовых соединений и гибких рукавов. При этом ответчиком не доказан факт установки прибора учета газа с нарушением каких-либо обязательных требований действующего законодательства в области газопотребления, а также то, что наличие лишнего резьбового соединения – уголка приводит к нарушению схемы газоснабжения и делает невозможной либо опасной эксплуатацию газа по назначению. Указанные выводы подробно мотивированы в решении суда, сомнений у судебной коллегии не вызывают.
Дав надлежащую оценку акту экспертизы ГПКК «Товарных экспертиз» от 06.02.2015 года №53 о выявленных при монтаже спорного прибора учета нарушений требований СП 62.13330.2011, суд правомерно не принял указанный акт экспертизы во внимание, придя к выводу об имеющихся в указанном заключении противоречиях, а также отсутствие ответов на конкретно поставленные перед экспертом вопросы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что установку приборов учета газа может производить только то лицо, которое является специализированной организацией, получившей в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, имеющее в своем составе аварийно-диспетчерскую службу и получившее допуск саморегулируемой организации строителей к выполнению работ по монтажу и демонтажу газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ, судебной коллегией отклоняются как противоречащие требованиям действующего законодательства.
Закон об энергосбережении не ограничивает установку приборов учета только энергоснабжающими организациями, такие действия вправе осуществлять иные лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
Федеральный закон от 31.03.1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" в части 2 статьи 7, раскрывая содержание понятия "газораспределительная система", устанавливает, что организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.
Пунктом 2 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при пользовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N410 (далее - Правила N 410), определено, что специализированной организацией является газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. В случае, когда в качестве топлива используется сжиженный газ, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, может выступать любая газораспределительная организация, имеющая допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу.
Пунктом 6 Правил N 410 установлено, что работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.
Данные нормы применяются в редакции решения Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2013 года N АКПИ13-826, которым пункты 2, 6 Правил N 410 признаны недействующими в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа.
Из указанных норм права следует, что действующим законодательством не предусмотрено исключительное право специализированной организации (газораспределительной организации) по осуществлению действий по установке (монтажу) приборов учета используемого газа в рамках исполнения требований Закона об энергоснабжении; для выполнения работ по устройству и демонтажу системы газоснабжения получение свидетельства о допуске требуется исключительно при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции объектов капитального строительства; монтаж (установка) прибора учета газа может осуществляться лицом, деятельность которого сертифицирована.
Как следует из материалов дела, установка газового счетчика в квартире истицы произведена на основании договора от 28.06.2013 года, заключенного Светлинской Л.Г. с индивидуальным предпринимателем Кашириным В.В., который прошел добровольную сертификацию в ФИО15", о чем 12.07.2012 ему выдан сертификат соответствия серии 77/0001 N 007 сроком действия по 11.07.2015, на основании которого предприниматель оказывает услуги по установке (монтажу), наладке, ремонту и обслуживанию приборов учета расхода газа; распределение газообразного топлива; услуги газификации - установка газовых приборов. Им произведена установка прибора учета (счетчика газа), а не замена или ремонт газоснабжающего оборудования;
В связи с чем суд первой инстанции правильно признал, что монтаж (установка) прибора учета газа осуществлялась лицом, деятельность которого по установке газоиспользующего оборудования сертифицирована.
Ссылка в апелляционной жалобе на решение Верховного Суда Российской Федерации от 21 мая 2014 года N АКПИ13-1053 не может быть учтена, поскольку по данному делу предметом проверки на соответствие федеральному законодательству являлись нормативные положения, в том числе пунктов 2, 6 Правил N 410 в той мере, в какой они предусматривают проведение работ по ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в рамках исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте, носящего комплексный характер, содержащего элементы договора подряда и возмездного оказания услуг, с учетом вышеприведенной редакции.
Иные изложенные в апелляционной жалобе доводы являлись предметом судебного разбирательства, которым дана мотивированная оценка и не содержат обстоятельств, которые не были проверены судом первой инстанции, а также предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке. По существу они сводятся к иной оценке доказательств, что не может являться основанием для отмены постановленного судом решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 24 марта 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО «Красноярскрайгаз» - без изменения.
Председательствующий:
Судьи: