УИД: 11RS0001-01-2020-010031-06 Дело № 2а-6300/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Юшковой И.С.,
при секретаре Малоземовой О.А.,
рассмотрев 21 сентября 2020 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению ведущего судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по г. Сыктывкару № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми к Лазареву Сергею Александровичу об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации,
установил:
Ведущий судебный пристав-исполнитель Отделения судебных приставов по г. Сыктывкару № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми (далее ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП по РК) обратилась в суд с административным иском к Лазареву С.А. об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации, указав в обоснование, что административный ответчик является должником по исполнительному производству № 11025/16/553218-ИП, возбужденному ** ** ** на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов от ** ** **. По состоянию на ** ** ** размер задолженности по алиментам составил 329665 руб.
Административный истец, извещённый надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, направил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заинтересованное лицо Остапова А.Б. и административный ответчик Лазарев С.А. в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом (повестки возвращены за истечением срока хранения).
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, обозрев материалы исполнительного производства № 11025/16/553218-ИП, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 27 Конституции РФ гарантируется право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Между тем, в силу части 3 статьи 55 Конституции РФ указанное право может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г., участником которого является Российская Федерация, «каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора места жительства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную. Упомянутые права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами».
В соответствии с практикой Европейского суда по правам человека право на свободу передвижения, гарантируемое п.п. 1, 2 ст. 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, направлено на обеспечение каждому права на свободу передвижения в пределах своей страны и права направиться в такую страну по выбору лица, в которую его впустят. Следовательно, свобода передвижения запрещает любые меры, направленные на вмешательство в это право или на ограничение пользования им, которые не соответствуют требованию меры, необходимой в демократическом обществе для достижения законных целей, указанных в п. 3 статьи.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами.
В силу статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон от 02.10.2007г. № 229-ФЗ) исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 67 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, сумма задолженности по которому превышает десять тысяч рублей, или исполнительном документе неимущественного характера, выданных на основании судебного акта или являющихся судебным актом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 67 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ если исполнительный документ, сумма задолженности по которому превышает десять тысяч рублей, или исполнительный документ неимущественного характера выданы не на основании судебного акта или не являются судебным актом, то взыскатель или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации.
В судебном порядке временное ограничение выезда из Российской Федерации устанавливается в случае возбуждения исполнительного производства по исполнительным документам, которые не являются судебным актом или выданы не на основании судебного акта.
К исполнительным документам относятся, в том числе, нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии (пп. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ).
При рассмотрении требований об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации суд, исходя из положений частей 1 и 4 статьи 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве», должен установить неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, и наличие уважительных причин, не позволивших эти требования исполнить. Наряду с этим, суд, руководствуясь положениями пункта 5 статьи 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве», должен устанавливать соразмерность временного ограничения выезда из Российской Федерации требованиям, содержащимся в исполнительном документе.
Установлено, что ** ** ** между Лазаревым С.А. и Остаповой А.Б. заключено нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов, в соответствии с которым Лазарев С.А. обязуется, начиная с ** ** **, в добровольном порядке перечислять Остаповой А.Б. денежные средства в размере 5000 рублей на содержание несовершеннолетнего сына ... В.С., ...
** ** ** судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Сыктывкару на основании вышеуказанного соглашения было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 7652/11/01/11 (впоследствии присвоен № 11025/16/553218-ИП) в отношении должника Лазарева С.А.
Этим же постановлением должнику разъяснено, что требование по исполнительному документу подлежит немедленному исполнению - в течение суток с момента получения должником копии настоящего постановления.
** ** ** должник Лазарев С.А. на основании постановления мирового судьи Катаевского судебного участка в период замещения мирового судьи Морозовского судебного участка г. Сыктывкара привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ (совершение неуплаты алиментов без уважительных причин) к обязательным работам на срок 20 часов
По состоянию на ** ** ** задолженность Лазарева С.А. по алиментам составляла 74111,31 рублей.
По состоянию на ** ** ** задолженность Лазарева С.А. по алиментам составила 329665,06 руб.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц. В числе принципов исполнительного производства, закрепленных в статье 4 указанного закона, назван принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В силу части 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи. Если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.
Исходя из материалов административного дела, Лазарев С.А. осведомлён о возбуждении в отношении него исполнительного производства и о необходимости исполнить требования нотариального соглашения об уплате алиментов в установленный срок, в полном объёме требования нотариального соглашения не исполняет в течение длительного времени. До сегодняшнего дня долг административного ответчика составляет более десяти тысяч рублей. При этом должником не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение требований исполнительного документа в установленные сроки вызвано уважительными причинами.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик не исполняет требования исполнительного документа без уважительных причин.
Оснований, препятствующих временному ограничению выезда Лазарева С.А. из Российской Федерации, суд не усматривает, доказательств наличия таковых суду не представлено.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым временно ограничить административному ответчику право выезда из Российской Федерации до исполнения обязанности по уплате задолженности по алиментам.
Руководствуясь ст. ст. 175-185 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ведущего судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по г. Сыктывкару № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми удовлетворить.
Установить в отношении Лазарева Сергея Александровича, ..., временное ограничение на выезд из Российской Федерации в рамках исполнительного производства № 11025/16/553218-ИП до полного погашения задолженности по алиментам на содержание несовершеннолетнего ребёнка по нотариальному соглашению об уплате алиментов.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 21 сентября 2020 года.
Судья И.С. Юшкова