Дело № 2а-155/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Елань 26 апреля 2021 г.
Еланский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Диденко С.А.,
единолично,
с участием прокурора Еланского района Волгоградской области Громова Р.А.,
представителя Администрации Терновского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области Саенко А.А.,
при секретаре Барановой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Еланского района Волгоградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Терновского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Еланского района Волгоградской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации Терновского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, указав, что прокуратурой Еланского района проведена проверка исполнения администрацией Терновского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами, в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах).
В силу статьи 1 Закона об отходах, твердые коммунальные отходы (далее – ТКО) – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона об отходах, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют вышеуказанные полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3 статьи 8 Закона об отходах).
Согласно статье 1 Закона Волгоградской области от 28.11.2014 № 156-ОД «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Волгоградской области», участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО на территории сельского поселения является вопросом местного значения органов местного самоуправления сельских поселений Волгоградской области.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1 статьи 24.6 Закона об отходах).
Пункт 4 статьи 13.4 Закона об отходах гласит, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039.
В соответствии с пунктом 3 вышеуказанных Правил, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Данные о местах (площадках) накопления ТКО вносятся в специальную базу – реестр площадок накопления ТКО. Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр содержит схему размещения мест (площадок) накопления ТКО (пункты 11, 12, 16 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039).
В соответствии с пунктом 16 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отражает данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на карте соответствующего муниципального образования масштаба 1:2000.
В соответствии с п. 3.2. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80 «О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03» (вместе с «СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7 Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003) временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
Пунктом 2.1.3. «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88) установлено, что на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Согласно п. 8.2.5. «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10» (вместе с «СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 15.07.2010 N 17833) для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Возложенные законодательством об отходах производства и потребления на органы местного самоуправления сельских поселений обязанности по созданию площадок накопления ТКО органом местного самоуправления Терновского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области надлежащим образом не исполняются.
Как показала проведенная прокуратурой района проверка, в нарушение пунктов 1, 4 статьи 13.4 Закона об отходах, пунктов 3, 11, 12, 16 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, администрацией Терновского сельского поселения не созданы места (площадки) накопления ТКО.
Прокуратурой района в связи с выявленными нарушениями 26.11.2019 в адрес главы Терновского сельского поселения вносилось представление, однако действенные меры к устранению нарушений администрацией поселения не приняты.
Постановление администрации Терновского сельского поселения Еланского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены реестр и схема размещения мет накопления твердых коммунальных отходов на территории поселения. Вместе с тем, согласно ответу на запрос от ДД.ММ.ГГГГ № администрации Терновского сельского поселения, на территории <адрес> специально оборудованные площадки для временного складирования отходов отсутствуют, обустройство ожидается в 2022 году. Всего, в соответствии с реестром, площадки должны быть оборудованы по адресам: <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.04794065612899, долгота 43.71866422076871); <адрес> (координаты широта 51.04395039459909, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.04369338286264, долгота 43.71207616001853); <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.71928593784889); <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.02860834145343, долгота 43.71212980419722); <адрес> (координаты широта 51.03618530233882, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.03908045490807, долгота 43.71391079098356); <адрес> (координаты широта 51.05306662074552, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.04963134082721, долгота 43.7157776084584); <адрес> (координаты широта 51.04319288228826, долгота 43.70492002636623); <адрес> (координаты широта 51.04039268384689, долгота 43.№).
Отсутствие мест (площадок) накопления ТКО в <адрес> свидетельствует о реализации администрацией Терновского сельского поселения <адрес> установленных законом полномочий по организации сбора и вызова бытовых отходов не в полной мере, что может привести к образованию несанкционированных свалок, а также создает угрозу окружающей среде.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации Терновского сельского поселения Еланского муниципального района <адрес>, выразившееся в непринятии мер к созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Терновского сельского поселения <адрес>, по адресам: <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.04794065612899, долгота 43.71866422076871); <адрес> (координаты широта 51.04395039459909, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.04369338286264, долгота 43.71207616001853); <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.71928593784889); <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.02860834145343, долгота 43.71212980419722); <адрес> (координаты широта 51.03618530233882, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.03908045490807, долгота 43.71391079098356); <адрес> (координаты широта 51.05306662074552, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.04963134082721, долгота 43.7157776084584); <адрес> (координаты широта 51.04319288228826, долгота 43.70492002636623); <адрес> (координаты широта 51.04039268384689, долгота 43.№) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Возложить на администрацию Терновского сельского поселения Еланского муниципального района <адрес> обязанность по оборудованию мест (площадок) накопления ТКО на территории Терновского сельского поселения, по адресам: <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.04794065612899, долгота 43.71866422076871); <адрес> (координаты широта 51.04395039459909, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.04369338286264, долгота 43.71207616001853); <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.71928593784889); <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.02860834145343, долгота 43.71212980419722); <адрес> (координаты широта 51.03618530233882, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.03908045490807, долгота 43.71391079098356); <адрес> (координаты широта 51.05306662074552, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.04963134082721, долгота 43.7157776084584); <адрес> (координаты широта 51.04319288228826, долгота 43.70492002636623); <адрес> (координаты широта 51.04039268384689, долгота 43.№) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в течение 3 месяцев с момента вступления в силу решения суда.
В судебном заседании прокурор Еланского района Волгоградской области Громов Р.А. административные исковые требования поддержал в полном объеме, просит их удовлетворить.
Представитель ответчика - Администрации Терновского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области Саенко А.А. судебном заседании предоставил заявление о признании иска, согласно которого исковые требования признает. Статьи 46 и 157 КАС РФ ему разъяснены и понятны.
Выслушав прокурора Еланского района Волгоградской области Громова Р.А., представителя ответчика Саенко А.А., исследовав материалы дела, суд принимает признание административного иска административным ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
В соответствии с ч. 2 ст. 157 КАС РФ, если по данной категории административных дел не допускаются принятие отказа от административного иска, признание административного иска и утверждение соглашения о примирении сторон, суд поясняет это административному истцу и (или) административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон.
Таким образом, принимая во внимание, что оснований для непринятия признания административного иска административным ответчиком не имеется, поскольку признание административного иска не противоречит КАС РФ, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц, а так же учитывая, что признание административного иска было подтверждено заявлением, в котором административный ответчик указывает на то, что ему понятны последствия признания административного иска, суд принимает признание административного иска административным ответчиком, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению без рассмотрения дела по существу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 46, 157, 175, 180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Принять признание административного искового заявления прокурора Еланского района Волгоградской области действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Терновского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, административным ответчиком Администрацией Терновского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области.
признать незаконным бездействие администрации Терновского сельского поселения Еланского муниципального района <адрес>, выразившееся в непринятии мер к созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Терновского сельского поселения <адрес>, по адресам: <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.04794065612899, долгота 43.71866422076871); <адрес> (координаты широта 51.04395039459909, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.04369338286264, долгота 43.71207616001853); <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.71928593784889); <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.02860834145343, долгота 43.71212980419722); <адрес> (координаты широта 51.03618530233882, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.03908045490807, долгота 43.71391079098356); <адрес> (координаты широта 51.05306662074552, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.04963134082721, долгота 43.7157776084584); <адрес> (координаты широта 51.04319288228826, долгота 43.70492002636623); <адрес> (координаты широта 51.04039268384689, долгота 43.№) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Возложить на администрацию Терновского сельского поселения Еланского муниципального района <адрес> обязанность по оборудованию мест (площадок) накопления ТКО на территории Терновского сельского поселения, по адресам: <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.04794065612899, долгота 43.71866422076871); <адрес> (координаты широта 51.04395039459909, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.04369338286264, долгота 43.71207616001853); <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.71928593784889); <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.02860834145343, долгота 43.71212980419722); <адрес> (координаты широта 51.03618530233882, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.03908045490807, долгота 43.71391079098356); <адрес> (координаты широта 51.05306662074552, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.№, долгота 43.№); <адрес> (координаты широта 51.04963134082721, долгота 43.7157776084584); <адрес> (координаты широта 51.04319288228826, долгота 43.70492002636623); <адрес> (координаты широта 51.04039268384689, долгота 43.№) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в течение 3 месяцев с момента вступления в силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Еланский районный суд Волгоградской области в течение одного месяца.
Судья: подпись