Решение по делу № 2-2600/2024 от 17.06.2024

№2-2600/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 сентября 2024 года                   г. Севастополь

Ленинский районный суд г. Севастополя в составе суда:

председательствующего судьи Бабарика О.В.,

при секретаре судебного заседания Корогод А.В.,

с участием представителя истца - адвоката Мадеевой Е.В.,

представителя ответчика Колесник Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ефимовой Екатерины Александровны к Департаменту образования и науки г. Севастополя, третье лицо - Администрация Ромненского района Амурской области о признании распоряжения об отказе во включении в список детей - сирот,

установил:

Ефимова Е.А., обратилась в суд с иском об оспаривании Распоряжения Департамента образования и науки города Севастополя №521-РО от 23.05.2024г. об отказе во включении ее в список детей-сирот и лиц оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениям и обязании Департамента образования и науки города Севастополя включить истца в соответствующий список.

В обоснование требований указала, что обратилась к ответчику с заявлением о включении ее в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в связи с тем, что является лицом из числа детей сирот, оставшихся без попечения. Распоряжением от 23.05.2024г. №521-РО ей было отказано в удовлетворении заявления по причине отсутствия на момент достижения совершеннолетия регистрации в г. Севастополе и пропуска срока на подачу заявления о включении в соответствующий список лиц.

Считая отказ незаконным, истец обратился в суд с иском.

В судебном заседании представитель истца, адвокат Мадеева Е.В. исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что истец использовала все доступные ей средства для реализации ее права на обеспечение жилым помещением, в течении всего времени с момента достижения совершеннолетия.

Представитель ответчика Колесник Е.В. возражала против удовлетворения исковых требований, по основаниям изложенным в приобщенных к материалам дела возражениях, указывая на то, что право на обеспечению жилыми помещением Ефимовой Е.А. было реализовано еще в 2015 года в возрасте 20 лет, а потому, в настоящее время она не подлежит включению в список на территории города Севастополя.

Судом в качестве третьего лица к участию в деле привлечена Администрация Роменского района Амурской области, которая надлежаще извещена о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Ефимова Е.А. 15.03.2024 вх.№17 обратилась в Департамент образования и науки города Севастополя с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Распоряжением Департамента образования и науки города Севастополя от 23.05.2024 №521-РО отказано во включении Ефимову Е.А. в список детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещения, с указанием на то, что Ефимова Е.А. на учете детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Севастополе не стояла, на момент достижения совершеннолетия не имела регистрации по месту жительства (месту пребывания) в городе Севастополе, а также учитывая, что на момент обращения Ефимова А.В. достигла возраста старше двадцати трех лет и ей пропущен установленный срок подач заявления о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Частью 3 ст. 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 Федеральным законом N 159-ФЗ.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 г. N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте РФ по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте РФ по новому месту жительства.

Данные Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Согласно п. 2 указанных Правил, формирование списка в субъекте РФ, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта РФ.

В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.

Законом города Севастополя от 09.02.2015г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Севастополе» в ст. 2. Закона устанавливает, категории граждан, которым предоставляются дополнительные гарантии по социальной поддержке. Дополнительные гарантии по социальной поддержке, устанавливаемые настоящим Законом, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, местом жительства которых является город Севастополь.

Статья 9 п. 3.1 Закона предусматривает, что решение об отказе во включении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список принимается в случае наличия одного из следующих оснований: 1) отсутствие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 8 настоящего Закона; 2) совершение лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с намерением приобретения права включения в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, действий, повлекших ухудшение жилищных условий.

Статья 8 Закона г. Севастополя предусматривает основания для дополнительных гарантий лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является город Севастополь, не являющимися нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений. И гарантирует однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда города Севастополя по договору найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, по их заявлению в письменной форме по достижении ими 18-летнего возраста.

Статья 9 Закона устанавливает порядок формирования списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, который предполагает предоставление в исполнительный орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан письменное заявление о включении детей в список в течение трех месяцев со дня достижения детьми возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми возраста 14 лет предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Севастополя оснований для предоставления указанным детям жилых помещений. Заявление о включении в список также могут представить в уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), и лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Из представленных сторонами суду доказательств следует, что истец не имеет в собственности и найме жилых помещений, жильем не обеспечена.

Постановлением Главы Ромненского района Амурской области №459 от 11.11.2015 Седова Екатерина Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по адресу: <адрес> включена в список нуждающихся в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения, постановлением Главы этого же района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, принята на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения.

В период с 21.12.2007 г. по 14.07.2017 г. истец состояла на регистрационном учете по месту жительства: <адрес>.

С 01.09.2014 г. обучалась в ФГБУ ВО Дальневосточный ГАУ, который закончила ДД.ММ.ГГГГ в период обучения в 2017г. была зарегистрирована в жилом помещении <адрес>. Обращалась в период обучения в администрацию г. Благовещенска с заявлениями о принятии на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении предоставляемом по договору найма специализированных жилых помещений в 2017 г. и 2018 г.

При обращении с заявлением в 2017 г. Ефимовой (девичья фамилия Седова) Е.А. было отказано в постановке на учет в связи с тем, что она не представила документов, подтверждающих снятие ее с соответствующего учета в Роменссом районе Амурской области.

Постановлением Главы Роменского района Амурской области от 26.05.2017г. №356 Ефимова (Седова) Екатерина Александровна снята с регистрационного учета в качестве нуждающейся в жилом помещении предоставляемом по договору найма специализированных жилых помещений по Роменскому району на основании ее личного заявления в связи с регистрацией в г. Благовещенске по месту жительства и намерением в дальнейшем реализовать право на обеспечение жилым помещением в г. Благовещенск.

В 2018 г. Ефимовой Е.А. дважды подавалось заявление в г. Благовещенске и постановлениями Администрации г. Благовещенска Амурской области от 03.05.2018 г. и 03.12.2018 г. истцу в постановке на учет отказано, в связи с непредставлением ею документов, которые бы подтверждали ее право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также не представившей, предусмотренные ч.4 ст. 52 ЖК РФ документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя. Из представленных суду доказательств следует, что Ефимова (Седова) Е.А. предпринимала попытки к обжалованию отказа путем обращения в Прокуратуру г. Благовещенска.

Таким образом, суд считает доказанным тот факт, что истец до достижения ею 23-летнего возраста обращалась в компетентные органы с заявлением для постановки на учет и об обеспечении ее жилым помещением, а также о том, что до достижения ею указанного возраста, она была признана нуждающейся и включена в соответствующий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения,

При этом истец своевременно не реализовала свое право на включение ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по последующим местам своего проживания, по уважительным причинам, носящим объективных характер.

Также суд отмечает, что в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.

Обращаясь с заявлением в администрацию Ромненского муниципального округа Амурской области об исключении его из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, Ефимова (Седова) Е.А. указывала на изменение своего места жительства.

В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Смена постоянного места жительства, а именно переезд из Ромненского района Амурской области в г. Благовещенск этой же области, а затем, в последующем в г. Севастополь, не может являться основанием для лишения истца права на предоставление ему жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию в том числе лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.

При таком положении доводы представителя ответчика об отсутствии доказательств обращения истца в уполномоченные органы для принятия ее на учет нуждающихся в жилом помещении и утрате ею статуса лица из числа детей-сирот, подлежащих включению в список получателей жилых помещений, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам, а также представленным доказательствам.

Таким образом, из анализа приведенных правовых норм следует, что право истца на включение ее в список лиц из числа детей-сирот и лиц оставшихся без попечения родителей ответчиком нарушено. Оснований для отказа во включении ее в соответствующий список не установлено, а потому исковые требования Ефимовой Е.А. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 197 - 199 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования Ефимовой Екатерины Александровны удовлетворить.

Признать Распоряжение Департамента образования и науки города Севастополя № 521-РО от 23.05.2024г. об отказе во включении Ефимовой Екатерины Александровны 11.07.1995 года рождения    в список детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, незаконным.

Обязать Департамент образования и науки города Севастополя включить Ефимову Екатерину Александровну ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей лиц, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя, в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 07 октября 2024 года.

Судья                                            Бабарика О.В.

2-2600/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Бабарика Олеся Викторовна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
17.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.06.2024Передача материалов судье
18.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.07.2024Судебное заседание
31.07.2024Судебное заседание
30.08.2024Подготовка дела (собеседование)
30.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.09.2024Судебное заседание
07.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее