Решение по делу № 2-408/2024 от 25.09.2024

    Дело № 2-408/2024

    УИД 11RS0012-01-2024-000854-52

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    Прилузский районный суд Республики Коми в составе

    председательствующего судьи Мороковой О.В.

    при секретаре Ивановой С.В.

    рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

    06 ноября 2024 года гражданское дело по исковому заявлению администрации сельского поселения «Вухтым» муниципального района «Прилузский» Республики Коми к Гаспарян С.Г. об обязании очистить территорию земельного участка

    установил:

    Администрация СП «Вухтым» обратилась в суд с иском к Гаспарян С.Г. об обязании снести, очистить, убрать завалы и фундамент оставшегося жилого здания и прилегающую к нему территорию от кустарников, деревьев, травы и поросли за счет собственных средств в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований указано, что на территории сельского поселения «Вухтым» действуют Правила благоустройства, утверждённые решением Совета СП «Вухтым», в которых указано, что физические и юридические лица участвуют в благоустройстве прилегающих территорий в порядке, предусмотренном настоящим правилами. Ввиду многочисленных жалоб администрацией СП «Вухтым» был обследован земельный участок с кадастровым , расположенный в пст. Вухтым Прилузского района, ул. <адрес>. В ходе обследования установлено, что земельный участок находится в собственности Гаспарян С.Г. На данном земельном участке находилось жилое здание, которое в результате пожара 29.12.2013 года уничтожено огнем и восстановлению не подлежит. Между тем, установлено, что земельный участок зарос кустарниками, деревьями, травой, порослью, обгоревшее здание не снесено и не убрано. На неоднократные уведомления и претензионные письма ответчик не реагирует, в связи с чем администрация СП «Вухтым» обратилась в суд с настоящим иском.

    В судебном заседании представитель истца – глава СП «Вухтым» Десятников Е.А., действующий на основании Устава, исковые требования уточнил в порядке ст. 39 ГПК РФ, в связи с их частичным удовлетворением ответчиком, просит обязать ответчика очистить, убрать завалы и фундамент оставшегося обгоревшего жилого здания, расположенного на земельном участке с кадастровым , и прилегающую к зданию территорию от кустарников, деревьев, травы и поросли за счет собственных средств, вопрос о сроке исполнения решения суда оставил на усмотрение суда; на удовлетворении иска с учетом уточнений настаивает.

    Ответчик Гаспарян С.Г. в судебном заседании не присутствует, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела; до начала судебного заседания представил заявление о согласии с иском в полном объеме.

    Выслушав объяснения стороны истца, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

    В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    Положениями части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

           В соответствии с пунктом 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской. Федерации" под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.

    Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности предусмотрены Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

    Частью 1 ст. 11 указанного Федерального закона предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

    Из пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что к вопросам местного значения сельского поселения, в числе иных отнесены утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

    Решением Совета СП «Вухтым» от 30.12.2019 года № IV-38/1 утверждены Правила благоустройства на территории МО СП «Вухтым».

    Пунктом 3.3 Правила предусмотрен, что субъектами благоустройства территории СП «Вухтым» являются, в т.ч., СП «Вухтым» в лице уполномоченных органов местного самоуправления; физически е лица (в т.ч. индивидуальные предпринимателя); юридические лица.

    Согласно п. 5.1. Правил на территории СП «Вухтым» должны содержаться в чистоте и в исправном состоянии все объекты благоустройства. Организация благоустройства территорий СП «Вухтым» в любое время года включает, в т.ч., регулярную уборку (п. 5.2. Правил).

    В соответствии со ст. 25 Правил, с учетом изменений от 25.07.2022 года, контроль за эксплуатацией объектов благоустройства, соблюдением правил благоустройства на территории СП «Вухтым» осуществляется в установленном порядке уполномоченными должностными лицами органов местного самоуправления СП «Вухтым».

    Из материалов дела следует, что при проведении обследования земельного участка, расположенного в пст. Вухтым Прилузского района Республики Коми, <адрес>, с кадастровым , площадью 1532 кв.м. установлено, что территория участка относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства. Граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Согласно выписки из ЕГРН от 14.06.2024 данный земельный участок находится в собственности гражданина Гаспарян С.Г., На данном земельном участке ограждение со смежными земельными участками, а также с территорией общего пользования отсутствует. Ранее на указанном земельном участке располагалось жилое здание с адресом: Республика Коми, Прилузский район, п.г.т. Вухтым, ул. <адрес>, <адрес>. 29.12.2013 года произошло возгорание вышеуказанного жилого здания. В результате пожара здание уничтожено огнем и восстановлению оно не подлежит. В настоящее время земельный участок зарос кустарниками, деревьями, травой, порослью, обгоревшее жилое здание не снесено и не убрано. На неоднократные уведомления и претензионные письма ответчик не реагирует.

    Справкой ОНДПР Прилузского района от 17.06.2024 года , подтверждается факт возникновения пожара 29.12.2013 в отношении жилого дома, расположенного по адресу: Республика Коми, Прилузский район, п. Вухтым, ул. <адрес>.

    Выпиской из ЕГРН от 15.10.2024 № КУВИ- установлено, что земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: Республика Коми, Прилузский район, п.с.т. Вухтым, ул. <адрес>, <адрес> принадлежит Гаспарян С.Г. с 18.11.2020 года.

    В соответствии со статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

    Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных положениями данной нормы (пункт 2 названной статьи).

    Из приведенной правовой нормы следует, что прекращение права собственности на объект недвижимости в силу его гибели или уничтожения возможно исключительно по волеизъявлению собственника такого имущества или по основаниям, указанным в законе. Иное толкование данных норм означает нарушение принципа неприкосновенности собственности, абсолютного характера правомочий собственника, создает возможность прекращения права собственности по основаниям, не предусмотренным законом.

    Как следует из материалов дела, Гаспарян С.Г. прибрел земельный участок в 2020 году, после пожара, произошедшего в 2013 году.

    В силу статьи 273 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания (сооружения) переходят права на земельный участок, определяемые соглашением сторон. Если иное не предусмотрено договором об отчуждении здания или сооружения, к приобретателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята зданием (сооружением) и необходима для его использования.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 552 названного выше кодекса по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.

    Также подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

    Согласно пункту 1 статьи 35 этого кодекса при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

    Следовательно, с приобретением земельного участка, ответчик приобрел и сгоревшее жилое здание.

    В силу п. 6 ч. 2 ст. 2 Федерального закона N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.

    Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

    Следовательно, фундамент сгоревшего здания по вышеуказанному адресу, его подземная часть, является неотъемлемой частью данного нежилого здания, и поскольку сносится все здание, должна быть снесена, демонтирована и убрана его подземная часть, в том числе, и его фундамент.

    Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрено ведение государственного кадастра отходов, включающего в себя среди прочего Федеральный классификационный каталог отходов.

    Вышеперечисленные в иске отходы в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 можно отнести к следующим видам отходов: прочие несортированные древесные отходы из натуральной чистой древесины, код отхода 3 05 291 91 20 5; древесные отходы от сноса и разборки зданий, код отхода 8 12 101 01 72 4; отходы из жилищ крупногабаритные 7 31 110 02 21 5. Все перечисленные отходы являются отходами IV – V класса опасности для окружающей природной среды.

    В силу п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

    Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, часть 1 статьи 196 ГПК РФ, часть 1 статьи 168 АПК РФ).

    В п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума ВАС РФ N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.

    В силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

     В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

    В пункте 3.1.17 СП 476.1325800.2020 "Свод правил. Территории городских и сельских поселений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов", утвержденного и введенного в действие Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 24 января 2020 г., N 33/пр, определено, что придомовая территория (приватная) - территория, часть участка многоквартирного жилого дома, группы домов, примыкающая к жилым зданиям, находящаяся в преимущественном пользовании жителей домов и предназначенная для обеспечения бытовых нужд и досуга жителей дома (домов). Приватная территория отделена от внутриквартальных территорий общего пользования периметром застройки, а также ландшафтными и планировочными решениями.

    С 1 мая 2023 г. утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 октября 2022 г. N 1093-ст ГОСТ Р 70386-2022 "Национальный стандарт Российской Федерации. Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий. Определения, основные требования и процессы", в пункте 3.21 которого дано определение придомовой территории как территории, на которой расположен жилой дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанной территории объектами.

    Исходя из приведенных нормативных положений в состав отходов, подлежащих учету, включены также такие отходы, которые образуются при уборке придомовой территории жилого дома и многоквартирного дома, вследствие чего придомовая территория объекта индивидуального жилищного строительства или многоквартирного дома подлежит рассмотрению как целостный объект при формировании бытовых отходов.

    В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

    В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

    Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в частности, проводить мероприятия по защите земель от загрязнения в том числе отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2).

    Как установлено ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ, под сбором отходов надлежит понимать прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, под их транспортированием - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка.

    Указанной нормой захоронение отходов определяется как изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

    Непринятие мер по уборке земельного участка от отходов негативно влияет на окружающую среду вследствие загрязнения и захламления почв, поскольку не обеспечивается изоляция и обезвреживание отходов. Тем самым, нарушаются гарантированные государством права и законные интересы граждан, проживающих и временно находящихся на территории сельского поселения «Вухтым», то есть неопределенного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду.

            На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований. С учётом установленных по делу обстоятельств, собственник земельного участка Гаспарян С.Г. в силу действующего законодательства несет бремя содержания своего имущества, а также ответственность за использование земельного участка в соответствии с целевым назначением и не должен наносить вред окружающей среде. Поскольку суд пришел к выводу о законности заявленных требований, имеются основания для удовлетворения иска.

    В то же время, удовлетворяя требование истца о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

    С учетом положений части 2 статьи 206 ГПК РФ суд, исходя из требований разумности и объема необходимых работ, в т.ч. уборке фундамента, полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения возложенных решением суда обязанностей по освобождению земельного участка в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

    В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

    Размер государственной пошлины по искам неимущественного характера для физических лиц составляет 3 000 рублей (пункт 3 статьи 333.19 НК РФ).

    В связи с удовлетворением исковых требований истца и освобождением последнего от уплаты госпошлины при подаче иска с ответчика надлежит взыскать госпошлину в доход местного бюджета в размере 3 000 рублей.

    Таким образом, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

    решил:

    Исковое заявление администрации сельского поселения «Вухтым» муниципального района «Прилузский» Республики Коми к Гаспарян С.Г. об обязании территорию земельного участка – удовлетворить.

    Обязать Гаспаряна С.Г. (СНИЛС ) за счет собственных средств очистить, убрать завалы и фундамент обгоревшего жилого здания, расположенного по адресу: Республика Коми, Прилузский район, п. Вухтым, ул. <адрес>, и прилегающую к нему территорию на земельном участок с кадастровым номером , расположенным по адресу: Республика Коми, Прилузский район, п. Вухтым, ул. <адрес>, от кустарников, деревьев, травы и поросли в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

    Взыскать с Гаспарян С.Г. государственную пошлину в размере 3 000 (три тысячи) рублей в доход местного бюджета.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

    Председательствующий

2-408/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация СП "Вухтым"
Ответчики
Гаспарян Сережа Гарникович
Суд
Прилузский районный суд Республики Коми
Судья
Морокова О.В.
Дело на странице суда
priluz.komi.sudrf.ru
25.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.09.2024Передача материалов судье
26.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.10.2024Судебное заседание
06.11.2024Судебное заседание
06.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее