№ 2а-490/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Пермь 26 февраля 2019 г.
Индустриальный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Перевалова А.М.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к Некоммерческой организации Фонд «Пермское беговое общество» о ликвидации и об исключении из ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> (далее – административный истец, Управление) обратилось в суд с административным иском к Некоммерческой организации Фонд «Пермское беговое общество» (далее – административный ответчик, организация) о ликвидации и его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Минюста принято решение о государственной регистрации организации, ДД.ММ.ГГГГ Управлением ФНС по <адрес> внесена запись о юридическом лице в ЕГРЮЛ, ОГРН №.
В нарушение положений пункта 3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в силу которых некоммерческие организации в срок до 15 апреля текущего года за предыдущий отчетный период обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, организация с 2017 г. не выполняет требования закона, что свидетельствует об отсутствии деятельности организации.
ДД.ММ.ГГГГ организации вынесено Предупреждение со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, которое направлено по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ и Уставе по адресу: <адрес>, шоссе Космонавтов, 162. Предупреждение возвращено с отметкой почтового отделения «Истек срок хранения». К установленному сроку Организация на Предупреждение не ответила, необходимую отчетность не представила. В установленный законодательством срок предупреждение не обжаловалось.
За непредставление Организацией отчета за 2016 <адрес> ДД.ММ.ГГГГ составлен и направлен в мировой суд протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка № Индустриального судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб., который организацией не оплачен.
До настоящего времени организация указанные нарушения не устранила.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены учредители организации Левитан С. В. и Гуков О. А. (л.д.49).
Административный истец (Управление), заинтересованные лица (МИФНС № по <адрес>), Левитан С.В., Гуков О.А. извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, представителей не направили, физические лица, кроме того, не явились. В письменном заявлении представитель Управления просит рассмотреть дело без участия представителя, на исковых требованиях настаивает. МИФНС № направили письменные пояснения, в которых просят рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 42).
Административный ответчик в суд представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом по юридическому адресу.
Исследовав материалы дела, дела об административном правонарушении № в отношении организации, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческие организации в срок до 15 апреля текущего года следующего за отчетным обязаны представлять в уполномоченный орган – Управление Министерства юстиции РФ по <адрес> - документы, содержащие отчет о деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по <адрес> административный ответчик (организация) зарегистрирован в качестве юридического лица, данные о регистрации внесены в ЕГРЮЛ, ОГРН – № (л.д. 12-14). Организация действует на основании Устава Некоммерческой организации Фонд «Пермское беговое общество» (л.д. 6-11).
Пунктом 2.1. Устава организации предусмотрено, что целями деятельности фонда является внедрение инновационных технологий в области разведения и испытаний лошадей в России, осуществление внутренней практической связи между специалистами отрасли, внедрение передового зарубежного опыта в отрасли, формирование новых рабочих мест в отрасли. Фонд, выполняя свои уставные задачи, действует на основании Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», других законов и иных правовых актов Российской Федерации, Устава.
Согласно приказу Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) РФ и Перечня управлений Министерства юстиции РФ по субъектам РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Управление Министерства юстиции РФ по <адрес> определено как территориальный орган Министерства юстиции РФ, уполномоченный в сфере регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций.
В ходе осуществления контроля за деятельностью организации Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> были выявлены нарушения.
В частности, в нарушение пункта 3 статьи 32 Закона № 7-ФЗ и Постановления Правительства РФ № организация не представила в уполномоченный орган информацию, содержащую отчет за 2016-2017 г.г. в автоматизированной системе «Учет некоммерческих и религиозных организаций» (АИС УНРО), что подтверждается справкой о произведенной выгрузке данных из базы АИС УНРО.
В учетном деле отсутствуют документы организации, содержащие отчет по формам ОН 0001 и ОН0002, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» за 2016-2017 г.г.
ДД.ММ.ГГГГ организации вынесено Предупреждение со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, которое направлено по юридическому адресу, указанному в Уставе и ЕГРЮЛ по адресу: <адрес>, шоссе Космонавтов, 162 (л.д.16). Предупреждение возвращено с отметкой почтового отделения «Истек срок хранения» (л.д.16).
За неисполнение организацией предупреждения Управлением составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19-21). Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № Индустриального судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. (л.д.17-18), который организацией не оплачен (материалы дела №).
До настоящего времени организация указанные нарушения не устранила.
Таким образом, организацией не выполнены требования закона, являющиеся обязательными. Данные фактические обстоятельства дела ответчиком не оспорены и подтверждаются имеющимися в деле письменными доказательствами, при этом доказательств обратного, в том числе заявлений о соответствии организации пункту 3.1. ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", административным ответчиком не представлено. Нарушения законодательства Российской Федерации, допущенные организацией, не устранены.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу п. 3 ч. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения.
В силу п. 10 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П по конституционно-правовому смыслу положений ст. 61 ГК РФ предполагается, что санкция в виде ликвидации юридического лица должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Исследовав материалы дела и оценив представленные в них доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что организацией допущены неоднократные и грубые нарушения (по своему характеру и их последствиям) требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по устранению указанных нарушений организацией не предпринято, доказательств того, что указанная организация ведет какую-либо деятельность в качестве юридического лица, не представлено.
Как следует из анализа представленных доказательств по делу, организация в течение длительного времени не предприняла никаких мер к устранению выявленных нарушений, в том числе за прошлые периоды, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями.
При таких обстоятельствах требования о ликвидации организации в качестве меры, направленной на защиту прав и законных интересов других лиц, охраняемых законом публичных интересов, подлежат удовлетворению.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1246-О, указанная мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц. Признание общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением ее из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует этой общественной организации продолжить (возобновить) свою деятельность на правах общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, так и не лишает возможности приобрести статус юридического лица заново.
Требование об исключении записи в отношении организации из ЕГРЮЛ удовлетворению не подлежит, поскольку статьями 62, 63 ГК РФ и ст. 26 Закона некоммерческих организациях предусмотрены обязанности учредителей или органа, принявшего решение о ликвидации общественного объединения, назначить ликвидационную комиссию и провести процедуру ликвидации, после завершения которой возможно внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования данного юридического лица. Эта процедура в настоящее время еще не проведена.
При этом исходя из смысла положений пункта 2 статьи 26 Закона о некоммерческих организациях назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установление порядка и срока ликвидации является правом суда, а не его обязанностью. Если орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, не назначит ликвидационную комиссию (ликвидатора), не установит сроки и порядок ликвидации некоммерческой организации, то данные требования закона должны выполнить учредители (участники) некоммерческой организации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 292 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административный иск удовлетворить частично.
Ликвидировать Некоммерческую организацию Фонд «Пермское беговое общество» (ОГРН №).
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья – подпись – А.М. Перевалов