Дело № 2-408/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Щучанский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Резник Э.В.
при секретаре Щипуновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Щучье Курганской области
25 июня 2015 года гражданское дело по иску прокурора Щучанского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Зайковского сельсовета Щучанского района Курганской области о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Щучанского района Курганской области обратился в суд с иском к администрации Зайковского сельсовета Щучанского района Курганской области о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, указав, что 30.04.2015 г. прокуратурой Щучанского района проведена проверка соблюдения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории населенных пунктов с. Зайково, с. Отрадное, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.
Исходя из требований ст. 51 Федерального закона от 10.01.2001 г, №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. №57-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и здоровья населения. В соответствии с п.п. 1.2, 2.2.3, 2.3.3, 2.3.4, 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. Обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы, следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Дворовая уборная должна иметь надземную часть и выгреб. Надземные помещения сооружают из плотно пригнанных материалов (досок, кирпичей, блоков и т.д.). Выгреб должен быть водонепроницаемым, объем которого рассчитывают исходя из численности населения, пользующегося уборной. Глубина выгреба зависит от уровня грунтовых вод, но не должна быть более 3 м. Не допускается наполнение выгреба нечистотами выше чем до 0,35 м от поверхности земли. Выгреб следует очищать по мере его заполнения, но не реже одного раза в полгода.
Согласно п.п. 8.2.4, 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно. Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Между тем, в ходе проведенных надзорных мероприятий, в с. Зайково, с. Отрадное выявлены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, расположенные: 1.) несанкционированная свалка ТБО и навоза за домом №13 по ул. Центральная в с. Зайково; 2.) несанкционированная свалка вдоль обочины дороги напротив дома №11 по ул. Солнечной в с. Отрадное Щучанского района; 3.) несанкционированная свалка ТБО напротив дома №4 по ул. Школьной в с. Зайково; 4.) несанкционированная свалка ТБО напротив дома №2 (нежилой дом) по ул. Школьной в с. Зайково.
Таким образом, Администрацией Зайковского сельсовета Щучанского района Курганской области не предпринимаются должные меры по надлежащему сбору и вывозу ТБО на территории населенных пунктов с. Зайково и с. Отрадное.
Нахождение несанкционированных свалок на вышеуказанной территории нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Просил обязать Администрацию Зайковского сельсовета Щучанского района Курганской области ИНН № 4525001763 ОГРН № 1024502022577 ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, расположенные: 1.) несанкционированная свалка ТБО и навоза за домом №13 по ул. Центральная в с. Зайково; 2.) несанкционированная свалка вдоль обочины дороги напротив дома №11 по ул. Солнечной в с. Отрадное Щучанского района; 3.) несанкционированная свалка ТБО напротив дома №4 по ул. Школьной в с. Зайково; 4.) несанкционированная свалка ТБО напротив дома №2 (нежилой дом) по ул. Школьной в с. Зайково.
В судебном заседании представитель прокуратуры Щучанского района Курганской области Бронников А.Ю. на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что до судебного разбирательства был организован выезд на указанные в иске места нахождения несанкционированных свалок, установлено, что ответчиком ликвидированы две свалки: несанкционированная свалка ТБО напротив дома №4 по ул. Школьной в с. Зайково; и несанкционированная свалка ТБО напротив дома №2 (нежилой дом) по ул. Школьной в с. Зайково. Остались не ликвидированы две свалки, просит удовлетворить исковые требования в этой части, обязать Администрацию Зайковского сельсовета Щучанского района ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, расположенные: 1.) несанкционированная свалка ТБО и навоза за домом №13 по ул. Центральная в с. Зайково; 2.) несанкционированная свалка вдоль обочины дороги напротив дома №11 по ул. Солнечной в с. Отрадное Щучанского района.
Представитель ответчика администрации Зайковского сельсовета Щучанского района Глазырина В.В. в судебном заседании исковые требования прокурора признала частично, пояснив, что две свалки, указанные в исковом заявлении, устранены, в ближайшее время будут устранены оставшиеся две свалки. Представила в подтверждение фото.
Представитель третьего лица территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Щучанском, Шумихинском, Альменевском и Сафакулевском районах в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, дело просил рассмотреть в отсутствие своего представителя.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела видно, что в ходе проведенной проверки 30 апреля 2015 года прокуратурой Щучанского района были выявлены свалки твердых бытовых отходов, расположенные: 1.) несанкционированная свалка ТБО и навоза за домом №13 по ул. Центральная в с. Зайково; 2.) несанкционированная свалка вдоль обочины дороги напротив дома №11 по ул. Солнечной в с. Отрадное Щучанского района; 3.) несанкционированная свалка ТБО напротив дома №4 по ул. Школьной в с. Зайково; 4.) несанкционированная свалка ТБО напротив дома №2 (нежилой дом) по ул. Школьной в с. Зайково.
Согласно экспертной оценке объекта Центра гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Щучанском, Шумихинском, Альменевском и Сафакулевском районах № 35 от 30 апреля 2015 года территория населенных пунктов с. Зайково, с. Отрадное находится в неудовлетворительном санитарно-эпидемиологическом состоянии, наблюдается скопление твердых бытовых отходов, выявлена свалка твердых бытовых отходов, расположенные: 1.) несанкционированная свалка ТБО и навоза за домом №13 по ул. Центральная в с. Зайково; 2.) несанкционированная свалка вдоль обочины дороги напротив дома №11 по ул. Солнечной в с. Отрадное Щучанского района; 3.) несанкционированная свалка ТБО напротив дома №4 по ул. Школьной в с. Зайково; 4.) несанкционированная свалка ТБО напротив дома №2 (нежилой дом) по ул. Школьной в с. Зайково, что не соответствует п. 2 ст. 21 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.2, 2.1.1, 2.2.9. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
Оценив имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
Как следует из п.п. 3.1, 3.2, 3.4 СанПиН 42-168-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигающие заводы, а жидкие бытовые отходы – на сливные станции или поля ассенизации.
Пункт 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусматривает, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01. 2002 «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среды.
Прокурором Щучанского района Курганской области подано заявление в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – населения Муниципального образования – Зайковский сельсовет, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, и не может рассматриваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.
Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Администрацией Зайковского сельсовета Щучанского района не опровергается установленный факт существования несанкционированных свалок по указанным адресам в с. Зайково и с. Отрадное, что не может свидетельствовать о надлежащей организации администрацией Зайковского сельсовета сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, целью которой является создание условий, исключающих возникновение стихийных свалок на территории населенного пункта, а не периодическая (как правило, ежегодная, по одним и тем же адресам) ликвидация свалок по обращениям надзорного органа.
В связи с этим суд находит требования прокурора Щучанского района Курганской области обоснованными и подлежащими удовлетворению в части, с учетом частичного добровольного выполнения требований прокурора ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ № 4525001763 ░░░░ № 1024502022577 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░: 1.) ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ №13 ░░ ░░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░; 2.) ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ №11 ░░ ░░. ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░