Решение по делу № 33-1857/2024 от 07.10.2024

УИД: 60RS0001-01-2024-004436-13

1-ая инстанция № 2-3095/2024

Судья Жбанова О.В.

№33-1857/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 ноября 2024 года г.Псков

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе:

председательствующего судьи Ельчаниновой Г.А.,

судей Падучих С.А., Зайцевой Е.К.,

при секретаре Матвеевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузнецовой Л. Г. к региональному оператору – Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области об обязании произвести капитальный ремонт мест общего пользования многоквартирного жилого дома, по апелляционной жалобе Кузнецовой Л. Г. на решение Псковского городского суда Псковской области от 17 июля 2024 года,

заслушав доклад судьи Падучих С.А.,

УСТАНОВИЛА:

Кузнецова Л.Г. обратилась в суд с иском к Региональному оператору - Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области (далее – Региональный оператор) об обязании выполнить капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <****>, <****>.

В обоснование иска указала, что является собственником <****> в <****>. Постановлением Администрации Псковской области №330 от 14 октября 2016 года утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества, в которую включен и этот дом. В соответствии с названной региональной программой установлен период проведения капитального ремонта крыши, фасада, системы газоснабжения, подвала на 2018-2020 годы, системы теплоснабжения, холодного водоснабжения и электроснабжения на 2021-2023 годы. Вместе с тем, в нарушение положений статьи 182 ЖК РФ капитальный ремонт в установленный срок ответчиком не проведен, чем нарушены жилищные права истца. В досудебном порядке Кузнецова Л.Г. направила в адрес регионального оператора запрос с просьбой о включении спорного дома в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта на 2024 года, однако получила отказ, что и послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском.

Истец Кузнецова Л.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика регионального оператора – Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области – Лапшина О.Н. иск не признала, пояснила, что Законом Псковской области от 11.12.2013 №1336-ОЗ утверждение и актуализация краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта отнесено к полномочиям Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области. Капитальный ремонт в доме истца Сводным краткосрочным планом реализации региональной программы капитального ремонта не предусмотрен ввиду ограничений, установленных ч.1 ст.180, ч.2 ст.185 ЖК РФ, п.1 ст.13 Закона области.

Представитель третьего лица Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области в судебное заседание не явился, о времени и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Администрации Новосокольнического района Псковской области в судебное заседание не явился, о времени и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, просил рассмотреть дело в его отсутствие, иск удовлетворить.

Представитель третьего лица Правительства Псковской области в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении иска отказать. Указал, что функции учредителя Регионального оператора от имени Псковской области осуществляет Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области, который является исполнительным органом Псковской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства, разрабатывает региональную программу, утверждает и актуализирует краткосрочные планы реализации региональной программы, утверждает порядок включения многоквартирного дома в региональную программу в соответствии с критериями оценки состояния многоквартирных домов, контролирует деятельность Регионального оператора и др. Правительство Псковской области указанными полномочиями не обладает.

Решением суда первой инстанции от 17 июля 2024 года Кузнецовой Л.Г. в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с принятым решением, Кузнецова Л.Г. подала на него апелляционную жалобу, в который просит решение отменить по мотиву несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального закона.

Выражая несогласие с выводами суда об отсутствии правовых оснований для проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома №(****) по <****> <****>.<****>, апеллянт полагает, что даже при недостаточности средств фонда капитального ремонта МКД, формируемого на его счете, Региональный оператор обязан провести капитальный ремонт в МКД в соответствии с условиями региональной программы капитального ремонта и краткосрочного плана ее реализации, в том числе за счет средств государственной поддержки. Указывает на отсутствие у него задолженности по взносам на капитальный ремонт и высокую собираемость взносов по дому в целом. Обращает внимание, что решение о переносе срока проведения капитального ремонта собственниками жилых помещений в указанном выше доме не принималось. Ссылку суда о непринятии собственниками многоквартирного дома решения о проведении капитального ремонта дома полагает необоснованной, поскольку подобное решение принимается собственниками после получения предложения от регионального оператора, что установлено частями 3,4 ст.189 ЖК РФ, такое предложение от Регионального оператора отсутствует.

От Регионального оператора на указанную апелляционную жалобу поступили возражения, в которых ответчик полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и указывает, что своими требованиями истец фактически перекладывает бремя содержания собственного имущества на некоммерческую организацию – РОФКР Псковской области, что противоречит требованиям закона, равно как и проведение капитального ремонта без включения в краткосрочный план реализации капитального ремонта.

Истец Кузнецова Л.Г. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие, решение суда первой инстанции отменить.

Представитель третьего лица Администрации Новосокольнического района Псковской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, апелляционную жалобу полагал подлежащей удовлетворению.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Согласно ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:

Кузнецова Л.Г. с (дд.мм.гг.) является собственником квартиры №(****) в доме №(****) по ул.<****> в <****> <****> <****> (л.д.10, 26-27).

Собственники помещений в указанном многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

Многоквартирный жилой дом по адресу: <****>, <****> <****> постановлением Администрации Псковской области от 24.03.2015 N 152 (с изменениями) включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области на 2014-2043 годы.

Согласно приложению к региональной программе, капитальный ремонт крыши, фасада, системы газоснабжения, подвального помещения был запланирован на 2018-2020 г.г., системы теплоснабжения, холодного водоснабжения и электроснабжения на 2021-2023 г.г. (л.д. 12-14).

Как следует из материалов дела, региональный оператор - Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области в сроки, установленные в региональной программе, предусмотренные в ней работы в <****> в д. <****>» <****> не произвел.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 158, 166, 167, 168, 180, 182, 189 ЖК РФ, пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности произвести капитальный ремонт дома по мотиву несоблюдения установленной законом процедуры проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда полагает, что суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений, дал надлежащую оценку представленным доказательствам с соблюдением положений ст.67 ГПК РФ применительно к подлежащим применению нормам материального права, что указывает на законность и обоснованность оспариваемого судебного акта.

Так согласно ч.1 ст.39, ч.2 ст.158 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

Исходя из положений статей 170, 175 и 178 ЖК РФ формирование фонда капитального ремонта осуществляется собственниками жилых помещений в многоквартирных домах по выбору либо на специальном счете в кредитной организации, либо на счете регионального оператора - юридического лица, созданного в форме фонда.

Согласно ч.1 ст.178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.

Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет, средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (часть 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Жилищный кодекс Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе принятие нормативных правовых актов, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (часть 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Статьей 168 ЖК РФ предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1).

Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением перечисленных в данной норме случаев (часть 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 4.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (часть 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации)

В ч.7.1 ст.168 ЖК РФ установлены принципы формирования краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта, в числе которых: использование на цели капитального ремонта остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных статьей 185 настоящего Кодекса; необходимость корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора.

На территории <****> порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок деятельности специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества, требования к региональной программе капитального ремонта общего имущества, а также иные положения, необходимые для обеспечения осуществления капитального ремонта общего имущества в соответствии с федеральным и областным законодательством, утверждены Законом Псковской области от 11.12.2013 № 1336-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области» (далее Закон Псковской области от 11.12.2013 № 1336-ОЗ).

В соответствии с п.1 ст.13 Закона Псковской области от 11.12.2013 № 1336-ОЗ, объем средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта (объем средств, предоставляемый за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде), определяется актом Правительства Псковской области в размере, не превышающем 90 процентов от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за предшествующий год, и (или) 90 процентов от прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом остатка средств, не использованных региональным оператором в предыдущем периоде. Указанный акт Правительства Псковской области принимается не позднее 1 февраля года расходования средств региональным оператором.

В ст.18 Закона Псковской области от 11.12.2013 № 1336-ОЗ определены требования к содержанию региональной программы капитального ремонта, подлежащей актуализации не реже чем один раз в год, которыми определено, что в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта общего имущества утверждаются краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, предусмотренном статьей 23 настоящего Закона.

Частями 1 и 2 ст.23 Закона Псковской области от 11.12.2013 N 1336-ОЗ закреплено, что орган исполнительной власти области, осуществляющий реализацию основных направлений государственной политики Псковской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утверждает краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта до 15 сентября года, предшествующего установленному региональной программой капитального ремонта плановому периоду проведения капитального ремонта общего имущества.

Краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта утверждаются сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.

Краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта формируются исполнительным органом Псковской области, осуществляющим реализацию основных направлений государственной политики Псковской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства, совместно с региональным оператором, органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов области исходя из принципов, предусмотренных частью 7.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, при формировании краткосрочных планов необходим учёт принципов, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и предусматривающих в числе прочего соблюдение требований к финансовой устойчивости деятельности регионального оператора.

Проанализировав приведенные положения федеральных и региональных нормативных правовых актов, суд первой инстанции обоснованно указал, что законодателем на Регионального оператора не возлагается бремя содержания общего имущества в многоквартирных домах, а установлена его обязанность по организации капитального ремонта многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта, предусматривающую свою реализацию посредством принятия краткосрочного плана, утверждаемого органом исполнительной власти области, осуществляющим реализацию основных направлений государственной политики Псковской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Как установлено судом первой инстанции, региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области на 2014-2043 годы, предусматривалось осуществление капитального ремонта крыши, фасада, системы газоснабжения, подвального помещения на 2018-2020 г.г., системы теплоснабжения, холодного водоснабжения и электроснабжения на 2021-2023 г.г., что не было выполнено.

При этом в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах спорный многоквартирный жилой дом компетентным органом не включен, однако заинтересованными в проведении капитального ремонта лицами, в том числе истцом, бездействие органа исполнительной власти области, осуществляющего реализацию основных направлений государственной политики <****> в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выразившееся в невключении этого многоквартирного дома в муниципальный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на соответствующие годы, в порядке административного судопроизводства не оспаривалось.

Установив перечисленные обстоятельства, суд первой инстанции, приходя к выводу о необоснованности заявленного иска, обоснованно исходил из того, что в условиях невключения спорного многоквартирного дома в краткосрочные планы реализации в 2018 - 2020 годах, в 2021 – 2023, 2024-2026 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории <****>, правовых оснований для возложения на Регионального оператора обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома не имеется, поскольку иное будет свидетельствовать о несоблюдении установленной действующим законодательством процедуры.

При установленных судом обстоятельствах, доводы апеллянта об отсутствии у его семьи задолженности по взносам на капитальный ремонт, высокой собираемости взносов на капитальный ремонт по дому в целом и об отсутствии решения собственников помещений в жилом доме о переносе срока проведения капитального ремонта правового значения в силу норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, не имеют.

По этим же основаниям не может повлечь отмену оспариваемого судебного акта и ссылка апеллянта на несогласие с указанием суда относительно отсутствия решения собственников о проведении капитального ремонта, мотивированная неполучением соответствующего предложения от Регионального оператора собственниками.

Так, ч.2 ст.189 ЖК РФ прямо предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества по собственной инициативе.

При этом решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества должны быть, в частности, утверждены источники финансирования капитального ремонта (часть 5 статьи 189 Жилищного кодекса).

Иные доводы истца о несогласии с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска, по существу повторяющие ранее изложенную правовую позицию истца, были предметом проверки и оценки суда первой инстанции, который их правомерно отверг как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального и процессуального права.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст.328 ГПК РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Псковского городского суда Псковской области от 17 июля 2024 года, – оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузнецовой Л. Г. – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня его изготовления в мотивированном виде, через суд первой инстанции.

Председательствующий Г.А. Ельчанинова

Судьи С.А. Падучих

Е.К. Зайцева

Определение в мотивированном виде изготовлено (дд.мм.гг.)г.

УИД: 60RS0001-01-2024-004436-13

1-ая инстанция № 2-3095/2024

Судья Жбанова О.В.

№33-1857/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 ноября 2024 года г.Псков

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе:

председательствующего судьи Ельчаниновой Г.А.,

судей Падучих С.А., Зайцевой Е.К.,

при секретаре Матвеевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузнецовой Л. Г. к региональному оператору – Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области об обязании произвести капитальный ремонт мест общего пользования многоквартирного жилого дома, по апелляционной жалобе Кузнецовой Л. Г. на решение Псковского городского суда Псковской области от 17 июля 2024 года,

заслушав доклад судьи Падучих С.А.,

УСТАНОВИЛА:

Кузнецова Л.Г. обратилась в суд с иском к Региональному оператору - Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области (далее – Региональный оператор) об обязании выполнить капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <****>, <****>.

В обоснование иска указала, что является собственником <****> в <****>. Постановлением Администрации Псковской области №330 от 14 октября 2016 года утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества, в которую включен и этот дом. В соответствии с названной региональной программой установлен период проведения капитального ремонта крыши, фасада, системы газоснабжения, подвала на 2018-2020 годы, системы теплоснабжения, холодного водоснабжения и электроснабжения на 2021-2023 годы. Вместе с тем, в нарушение положений статьи 182 ЖК РФ капитальный ремонт в установленный срок ответчиком не проведен, чем нарушены жилищные права истца. В досудебном порядке Кузнецова Л.Г. направила в адрес регионального оператора запрос с просьбой о включении спорного дома в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта на 2024 года, однако получила отказ, что и послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском.

Истец Кузнецова Л.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика регионального оператора – Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области – Лапшина О.Н. иск не признала, пояснила, что Законом Псковской области от 11.12.2013 №1336-ОЗ утверждение и актуализация краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта отнесено к полномочиям Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области. Капитальный ремонт в доме истца Сводным краткосрочным планом реализации региональной программы капитального ремонта не предусмотрен ввиду ограничений, установленных ч.1 ст.180, ч.2 ст.185 ЖК РФ, п.1 ст.13 Закона области.

Представитель третьего лица Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области в судебное заседание не явился, о времени и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Администрации Новосокольнического района Псковской области в судебное заседание не явился, о времени и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, просил рассмотреть дело в его отсутствие, иск удовлетворить.

Представитель третьего лица Правительства Псковской области в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении иска отказать. Указал, что функции учредителя Регионального оператора от имени Псковской области осуществляет Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области, который является исполнительным органом Псковской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства, разрабатывает региональную программу, утверждает и актуализирует краткосрочные планы реализации региональной программы, утверждает порядок включения многоквартирного дома в региональную программу в соответствии с критериями оценки состояния многоквартирных домов, контролирует деятельность Регионального оператора и др. Правительство Псковской области указанными полномочиями не обладает.

Решением суда первой инстанции от 17 июля 2024 года Кузнецовой Л.Г. в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с принятым решением, Кузнецова Л.Г. подала на него апелляционную жалобу, в который просит решение отменить по мотиву несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального закона.

Выражая несогласие с выводами суда об отсутствии правовых оснований для проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома №(****) по <****> <****>.<****>, апеллянт полагает, что даже при недостаточности средств фонда капитального ремонта МКД, формируемого на его счете, Региональный оператор обязан провести капитальный ремонт в МКД в соответствии с условиями региональной программы капитального ремонта и краткосрочного плана ее реализации, в том числе за счет средств государственной поддержки. Указывает на отсутствие у него задолженности по взносам на капитальный ремонт и высокую собираемость взносов по дому в целом. Обращает внимание, что решение о переносе срока проведения капитального ремонта собственниками жилых помещений в указанном выше доме не принималось. Ссылку суда о непринятии собственниками многоквартирного дома решения о проведении капитального ремонта дома полагает необоснованной, поскольку подобное решение принимается собственниками после получения предложения от регионального оператора, что установлено частями 3,4 ст.189 ЖК РФ, такое предложение от Регионального оператора отсутствует.

От Регионального оператора на указанную апелляционную жалобу поступили возражения, в которых ответчик полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и указывает, что своими требованиями истец фактически перекладывает бремя содержания собственного имущества на некоммерческую организацию – РОФКР Псковской области, что противоречит требованиям закона, равно как и проведение капитального ремонта без включения в краткосрочный план реализации капитального ремонта.

Истец Кузнецова Л.Г. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие, решение суда первой инстанции отменить.

Представитель третьего лица Администрации Новосокольнического района Псковской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, апелляционную жалобу полагал подлежащей удовлетворению.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Согласно ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:

Кузнецова Л.Г. с (дд.мм.гг.) является собственником квартиры №(****) в доме №(****) по ул.<****> в <****> <****> <****> (л.д.10, 26-27).

Собственники помещений в указанном многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

Многоквартирный жилой дом по адресу: <****>, <****> <****> постановлением Администрации Псковской области от 24.03.2015 N 152 (с изменениями) включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области на 2014-2043 годы.

Согласно приложению к региональной программе, капитальный ремонт крыши, фасада, системы газоснабжения, подвального помещения был запланирован на 2018-2020 г.г., системы теплоснабжения, холодного водоснабжения и электроснабжения на 2021-2023 г.г. (л.д. 12-14).

Как следует из материалов дела, региональный оператор - Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области в сроки, установленные в региональной программе, предусмотренные в ней работы в <****> в д. <****>» <****> не произвел.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 158, 166, 167, 168, 180, 182, 189 ЖК РФ, пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности произвести капитальный ремонт дома по мотиву несоблюдения установленной законом процедуры проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда полагает, что суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений, дал надлежащую оценку представленным доказательствам с соблюдением положений ст.67 ГПК РФ применительно к подлежащим применению нормам материального права, что указывает на законность и обоснованность оспариваемого судебного акта.

Так согласно ч.1 ст.39, ч.2 ст.158 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

Исходя из положений статей 170, 175 и 178 ЖК РФ формирование фонда капитального ремонта осуществляется собственниками жилых помещений в многоквартирных домах по выбору либо на специальном счете в кредитной организации, либо на счете регионального оператора - юридического лица, созданного в форме фонда.

Согласно ч.1 ст.178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.

Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет, средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (часть 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Жилищный кодекс Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе принятие нормативных правовых актов, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (часть 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Статьей 168 ЖК РФ предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1).

Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением перечисленных в данной норме случаев (часть 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 4.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (часть 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации)

В ч.7.1 ст.168 ЖК РФ установлены принципы формирования краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта, в числе которых: использование на цели капитального ремонта остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных статьей 185 настоящего Кодекса; необходимость корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора.

На территории <****> порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок деятельности специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества, требования к региональной программе капитального ремонта общего имущества, а также иные положения, необходимые для обеспечения осуществления капитального ремонта общего имущества в соответствии с федеральным и областным законодательством, утверждены Законом Псковской области от 11.12.2013 № 1336-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области» (далее Закон Псковской области от 11.12.2013 № 1336-ОЗ).

В соответствии с п.1 ст.13 Закона Псковской области от 11.12.2013 № 1336-ОЗ, объем средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта (объем средств, предоставляемый за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде), определяется актом Правительства Псковской области в размере, не превышающем 90 процентов от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за предшествующий год, и (или) 90 процентов от прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом остатка средств, не использованных региональным оператором в предыдущем периоде. Указанный акт Правительства Псковской области принимается не позднее 1 февраля года расходования средств региональным оператором.

В ст.18 Закона Псковской области от 11.12.2013 № 1336-ОЗ определены требования к содержанию региональной программы капитального ремонта, подлежащей актуализации не реже чем один раз в год, которыми определено, что в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта общего имущества утверждаются краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, предусмотренном статьей 23 настоящего Закона.

Частями 1 и 2 ст.23 Закона Псковской области от 11.12.2013 N 1336-ОЗ закреплено, что орган исполнительной власти области, осуществляющий реализацию основных направлений государственной политики Псковской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утверждает краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта до 15 сентября года, предшествующего установленному региональной программой капитального ремонта плановому периоду проведения капитального ремонта общего имущества.

Краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта утверждаются сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.

Краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта формируются исполнительным органом Псковской области, осуществляющим реализацию основных направлений государственной политики Псковской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства, совместно с региональным оператором, органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов области исходя из принципов, предусмотренных частью 7.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, при формировании краткосрочных планов необходим учёт принципов, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и предусматривающих в числе прочего соблюдение требований к финансовой устойчивости деятельности регионального оператора.

Проанализировав приведенные положения федеральных и региональных нормативных правовых актов, суд первой инстанции обоснованно указал, что законодателем на Регионального оператора не возлагается бремя содержания общего имущества в многоквартирных домах, а установлена его обязанность по организации капитального ремонта многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта, предусматривающую свою реализацию посредством принятия краткосрочного плана, утверждаемого органом исполнительной власти области, осуществляющим реализацию основных направлений государственной политики Псковской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Как установлено судом первой инстанции, региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области на 2014-2043 годы, предусматривалось осуществление капитального ремонта крыши, фасада, системы газоснабжения, подвального помещения на 2018-2020 г.г., системы теплоснабжения, холодного водоснабжения и электроснабжения на 2021-2023 г.г., что не было выполнено.

При этом в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах спорный многоквартирный жилой дом компетентным органом не включен, однако заинтересованными в проведении капитального ремонта лицами, в том числе истцом, бездействие органа исполнительной власти области, осуществляющего реализацию основных направлений государственной политики <****> в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выразившееся в невключении этого многоквартирного дома в муниципальный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на соответствующие годы, в порядке административного судопроизводства не оспаривалось.

Установив перечисленные обстоятельства, суд первой инстанции, приходя к выводу о необоснованности заявленного иска, обоснованно исходил из того, что в условиях невключения спорного многоквартирного дома в краткосрочные планы реализации в 2018 - 2020 годах, в 2021 – 2023, 2024-2026 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории <****>, правовых оснований для возложения на Регионального оператора обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома не имеется, поскольку иное будет свидетельствовать о несоблюдении установленной действующим законодательством процедуры.

При установленных судом обстоятельствах, доводы апеллянта об отсутствии у его семьи задолженности по взносам на капитальный ремонт, высокой собираемости взносов на капитальный ремонт по дому в целом и об отсутствии решения собственников помещений в жилом доме о переносе срока проведения капитального ремонта правового значения в силу норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, не имеют.

По этим же основаниям не может повлечь отмену оспариваемого судебного акта и ссылка апеллянта на несогласие с указанием суда относительно отсутствия решения собственников о проведении капитального ремонта, мотивированная неполучением соответствующего предложения от Регионального оператора собственниками.

Так, ч.2 ст.189 ЖК РФ прямо предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества по собственной инициативе.

При этом решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества должны быть, в частности, утверждены источники финансирования капитального ремонта (часть 5 статьи 189 Жилищного кодекса).

Иные доводы истца о несогласии с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска, по существу повторяющие ранее изложенную правовую позицию истца, были предметом проверки и оценки суда первой инстанции, который их правомерно отверг как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального и процессуального права.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст.328 ГПК РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Псковского городского суда Псковской области от 17 июля 2024 года, – оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузнецовой Л. Г. – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня его изготовления в мотивированном виде, через суд первой инстанции.

Председательствующий Г.А. Ельчанинова

Судьи С.А. Падучих

Е.К. Зайцева

Определение в мотивированном виде изготовлено (дд.мм.гг.)г.

33-1857/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Кузнецова Лариса Геннадьевна
Ответчики
Региональный оператор-Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Псковской области
Другие
Администрация Новосокольнического района
Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области
Правительство Псковской области
Суд
Псковский областной суд
Судья
Падучих Сергей Анатольевич
Дело на странице суда
oblsud.psk.sudrf.ru
09.10.2024Передача дела судье
05.11.2024Судебное заседание
11.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2024Передано в экспедицию
05.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее