Решение
Именем Российской Федерации
29 апреля 2015 года город Дербент
Дербентский городской суд республики Дагестан в составе председательствующего судьи Мустафаева С.М. единолично, при секретаре Рамазановой Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и публичных интересов Российской Федерации, республики Дагестан в лице Министерства природных ресурсов и экологии республики Дагестан к индивидуальному предпринимателю Кирхлерову К.Г. об обязании последнего приостановить производственную деятельность на карьере по добыче пильного известняка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, с кадастровым номером <номер изъят>, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, до получения следующих разрешительных документов:
-специального разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарного источника; документа о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, а также об отнесении судебных издержек на ответчика,
Установил
Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и публичных интересов Российской Федерации, республики Дагестан в лице Министерства природных ресурсов и экологии республики Дагестан обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Кирхлерову К.Г. и просит, обязать последнего приостановить производственную деятельность на карьере по добыче пильного известняка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, с кадастровым номером <номер изъят>, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, до получения следующих разрешительных документов:
-специального разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарного источника;- документа о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности. Также прокурор просит отнести судебные издержки на ответчика, мотивируя требования тем, что Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение Плана работы на 2-е полугодие с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по Республике Дагестан, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, ТО Управления Роспотребнадзора по РД проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды при добыче общераспространенных полезных ископаемых на административной территории <адрес изъят> Республики Дагестан индивидуальным предпринимателем Кирхлеровым К.Г.
В ходе проверки с выездом на место установлено, что Администрацией сельского поселения <адрес изъят>
Постановлением <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ ИП Кирхлерову К.Г, предоставлен в аренду земельный участок сельскохозяйственного назначения, площадью 10 га сроком на 49 лет для разработки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (пиленого камня). Указанный земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> расположен в <адрес изъят> РД, <адрес изъят>. На копии договора аренды земельного участка заключенный с сельским поселением <адрес изъят>» от ДД.ММ.ГГГГ г.
На день проверки ДД.ММ.ГГГГ. деятельность по добыче пильных известняков на выделенном участке осуществляется на основании лицензии на право пользования недрами <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ. сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ
На момент проверки ИП Кирхлеровым К.Г. на площади 2 га произведены вскрышные работы, из них добыча ведется на участке общей площади 0,8 га камнерезной машиной СМ-89.
Однако указанная деятельность им осуществляется с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды по следующим основаниям.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц устанавливаются нормативы допустимых выбросов.
Согласно пункту 1 статьи 23 настоящего Федерального закона нормативы допустимых выбросов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы (ПДВ) (п. 1); технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха (п.2); предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) (п. З),
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 183 (ред. от 04.09.2012) "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" установлено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам (п.6); в случае невозможности соблюдения юридическим лицом, имеющим источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по согласованию с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы (п.7).
В п. 3 ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» также предусмотрено, что нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух утверждаются при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 96-ФЗ выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Следовательно, для осуществления деятельности, связанной с негативным воздействием на атмосферный воздух, необходимо установление предельно допустимых выбросов (далее ПДВ) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, а условием для установления ПДВ является наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В Методическом пособии по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенном письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 N 14-01-333, определено, что стационарный источник выброса - это любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый либо функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством. Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, признаются стационарными
В разделе 6 приказа Росстата от 01.10.2010 N 336 "О проведении в 2011 году пилотного обследования природоохранных расходов" стационарный источник загрязнения атмосферы определен как непередвижной технологический агрегат (установка, устройство, аппарат и т.п.), выделяющий в процессе эксплуатации загрязняющие атмосферу вещества, куда относятся и другие объекты (терриконы, резервуары и т.д.).
Из приведенного следует, что карьер по добыче пильного известняка является стационарным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и ИП Кирхлеров К.Г. осуществляет производственную деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую среду в виде выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ.
Следовательно, Кирхлеров К.Г., имея карьер по добыче пильного известняка со стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в нарушение вышеприведенных правовых норм осуществляет деятельность без согласованного проекта нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) и получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду, наличие которого является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанных нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха, т.е. без разрешительной документации на осуществление хозяйственной деятельности.
Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1 ст, 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 ст.36).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основываются данный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Из статьи 7 Земельного кодекса РФ следует, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе на земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (подпункт 3 пункта 1) и на земли особо охраняемых территорий и объектов (подпункт 4 пункта 1). Земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2).
В статье 87 Земельного кодекса РФ определено, что земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации (п.1); особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий (п.2).
Как установлено статьей 88 Земельного кодекса РФ, землями промышленности признаются земли, которые используются, или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п.1).
Согласно разделу 2 Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, утвержденной Приказом Росземкадастра от 20.03.2003 № П/49, к группировкам видов использования земель промышленности и иного специального назначения относятся земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности.
Статьей 78 Земельного кодекса РФ, ст. 21 Федерального закона от 16.07.1998 №101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", ч. 3 ст. 1, ст. 21 Федерального закона от 24.07.2002 № 101 -ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
С учетом вышеизложенных положений земельного законодательства предоставление земельного участка для целей добычи пильных известняков само по себе не является основанием для изменения вида его разрешенного использования.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия определяется правилами земельного, градостроительного и кадастрового законодательства.
Следовательно, для размещения промышленных объектов предназначены земли категории промышленности и иного специального назначения, а действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает возможность использование земель сельскохозяйственного назначения для их размещения, в связи, с чем для организации промышленного производства в виде добычи пильных известняков необходим перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли категории промышленности и иного специального назначения.
Согласно статье 1 Федерального закона N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В установленном порядке перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли категории промышленности и иного специального назначения ИП Кирхлеровым К.Г. не осуществлен, в связи, с чем предоставленный земельный участок им используется не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к установленной категории.
Таким образом, ИП Кирхлеров К.Г. осуществляет промышленную деятельность по добыче пильного известняка, сопряженную с негативным воздействием на окружающую среду и использованием природных ресурсов, без получения следующих разрешительных документов, получение которых обязательно в силу закона:
-документа о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности ;
- разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в атмосферный воздух;
Таким образом, деятельностью ИП Кирхлерова К.Г. по добыче пильных известняков на предоставленном ему земельном участке нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц по следующим основаниям.
Так, в соответствии со ст.ст. 37, 41 и 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на отдых, охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Из преамбулы Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Согласно п. 1 ст. 11 названного Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Требования Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» предписывают, что настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (Преамбула); санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности» (ст.1); граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (ст.8).
Статьей 15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» установлены общие требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух, в соответствии с которыми в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух (п.1); действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (п.8),
Согласно ст.3 Федерального закона» Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в частности, следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия, воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Из вышеприведенных правовых положений следует, что нарушением норм законодательства об охране окружающей среды, в том числе законодательства обохране атмосферного воздуха и земельного законодательства создается угроза окружающей среде и здоровью человека.
При отсутствии разрешительной документации на использование природных ресурсов и на осуществление хозяйственной деятельности невозможно определить степень прямого или косвенного воздействия осуществляемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, проверить, создается ли в результате этого угроза загрязнения, истощения окружающей среды, оказывает ли такая деятельность вредное воздействие на человека, в связи, с чем презумпция экологической опасности хозяйственной деятельности ответчика не может быть опровергнута в настоящее время.
В соответствии с постановлением Правительства РД от 29,03,2007 № 85 (ред. от 29.03.2013) «Вопросы Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан» Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан (далее Министерство) является уполномоченным республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции управление, регулирование и контроль в следующих областях государственного управления, в т.ч. управление фондом недр и регулирование отношений недропользования; регулирование водных отношений; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; охрана атмосферного воздуха.
Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает и обеспечивает реализацию в пределах своей компетенции мер государственного регулирования в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов (недр, водных объектов, атмосферного воздуха, объектов животного и растительного мира), охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности;
осуществляет государственный контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Республики Дагестан, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
координирует деятельность иных республиканских органов исполнительной власти по вопросам изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия, организации охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения, обращения с отходами (за исключением радиоактивных);
обеспечивает функционирование комплексного экологического мониторинга окружающей среды, комплексную оценку и прогнозирование состояния окружающей среды и использования природных ресурсов, обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения республики соответствующей информацией;
осуществляет государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг), обеспечивает функционирование территориальных систем наблюдений за состоянием окружающей среды на территории Республики Дагестан в пределах своих полномочий;
обеспечивает в пределах своей компетенции соблюдение всеми физическими и юридическими лицами порядка пользования водным фондом, фондом недр, а также выполнения иных требований, норм и правил, установленных действующим законодательством;
организует и проводит государственный контроль (государственный экологический контроль) за охраной атмосферного воздуха, за исключением контроля на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Поскольку Министерство природных ресурсов и экологии РД является органом исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющим вышеприведенных функции управления, регулирования и контроля в вышеприведенных сферах, то допущенными ИП Кирхлеровым К.Г. нарушениями в сфере охраны окружающей среды нарушаются интересы Республики Дагестан в его лице в сфере осуществления указанных функций.
Более того, невыполнением ИП Кирхлеровым К.Г. вышеприведенных требований закона нарушаются права и законные интересы Российской Федерации на обеспечение соблюдения всеми лицами требований федерального законодательства, Республики Дагестан - на осуществление функций управления, регулирования и контроля в сфере деятельности, а также предусмотренные ст. ст.37, 41 и 42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52- ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и другими федеральными законами права и свободы неограниченного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду; на защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, а также создана угроза нарушения вышеперечисленных прав и интересов в дальнейшем, т.к. возникла потенциальная угроза не соблюдения нормативов качества окружающей среды, и тем самым обеспечения благоприятной окружающей среды в связи с несоблюдением установленного порядка осуществления производственной деятельности и отсутствием разрешительных документов на ее осуществление и использование природных ресурсов, целью которых является исключение негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения, а также рациональное природопользование.
Согласно статье 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей меры, необходимые для предупреждения причинения вреда, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения, либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Как следует из статей 56 и 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п.5 ст. 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" и разъяснений, данных в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", производственная деятельность, осуществляемая с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды, причиняющая вред или угрожающая новым вредом, в т.ч. без получения необходимых разрешительных документов, может быть приостановлена или прекращена по решению суда.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ способами защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации за прокурором закреплено право обратится в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований.
Исходя из требований ст. 22 ГПК РФ, к подведомственности судов общей юрисдикции отнесены споры с участием предприятий, организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, вытекающие из экологических правоотношений.
По характеру данный иск касается вопросов запрещения экологически вредной производственной деятельности за совершение экологических правонарушений, создающих угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц и не связан с экономической деятельностью.
В данном случае прокурор защищает интересы и права граждан, закрепленные Конституцией РФ. Предметом спора являются личные неимущественные права граждан.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан являются нематериальными благами.
Спор возник из экологических правоотношений в связи с обращением прокурора в суд в защиту права неопределенного круга лиц на жизнь и благоприятную окружающую среду.
Надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела истец прокурор Махачкалинского межрайонной прокуратуры и представитель Министерства природных ресурсов и экологии республики Дагестан в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, причины неявки являются неуважительными, а потому суд считает необходимым рассмотреть дело по предъявленным требованиям без их участия.
Ответчик Кирхлеров К.Г. иск признал и заявил, что действительно он при эксплуатации карьера не получил специального разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарного источника; документа о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности. Он обязуется приостановить свою деятельность, осуществляемую с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии республики Дагестан надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, о причинах неявки не сообщил. Причины неявки являются неуважительными, потому с учетом требований прокурора суд считает необходимым рассмотреть дело без участия не явившейся стороны.
Суд, огласив исковое заявление прокурора, выслушав ответчика индивидуального предпринимателя Кирхлерова К.Г., признавшего иск, исследовав представленные доказательства, материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц устанавливаются нормативы допустимых выбросов.
Согласно пункту 1 статьи 23 настоящего данного закона нормативы допустимых выбросов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы (ПДВ) (п. 1); технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха (п.2); предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) (п. З),
Согласно постановлению Правительства РФ от 02 марта. 2000 года N 183 ("О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам (п.6); в случае невозможности соблюдения юридическим лицом, имеющим источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по согласованию с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы (п.7).
Согласно п. 3 ст.20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух утверждаются при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 96-ФЗ выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Таким образом для осуществления деятельности, связанной с негативным воздействием на атмосферный воздух, необходимо установление предельно допустимых выбросов (далее ПДВ) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, а условием для установления ПДВ является наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Согласно методическому пособию по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенном письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 года N 14-01-333 стационарный источник выброса - это любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый либо функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством. Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, признаются стационарными
В разделе 6 приказа Росстата от 01.10.2010 N 336 "О проведении в 2011 году пилотного обследования природоохранных расходов" стационарный источник загрязнения атмосферы определен как не передвижной технологический агрегат (установка, устройство, аппарат и т.п.), выделяющий в процессе эксплуатации загрязняющие атмосферу вещества, куда относятся и другие объекты (терриконы, резервуары и т.д.).
Из этого следует, что карьер по добыче пильного известняка является стационарным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и ИП Кирхлеров К.Г. осуществляет производственную деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую среду в виде выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ.
Кирхлеров К.Г., имея карьер по добыче пильного известняка со стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в нарушение вышеприведенных правовых норм осуществляет деятельность без согласованного проекта нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) и получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду, наличие которого является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанных нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха, т.е. без разрешительной документации на осуществление хозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основываются данный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Из статьи 7 Земельного кодекса РФ следует, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе на земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (подпункт 3 пункта 1) и на земли особо охраняемых территорий и объектов (подпункт 4 пункта 1). Земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2).
Согласно статье 87 Земельного кодекса РФ земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации (п.1); особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий (п.2).
В соответствии со ст. 88 Земельного кодекса РФ, землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п.1).
Согласно разделу 2 Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, утвержденной Приказом Росземкадастра от 20.03.2003 № П/49, к группировкам видов использования земель промышленности и иного специального назначения относятся земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности.
Статьей 78 Земельного кодекса РФ, ст. 21 Федерального закона от 16 июля 1998 года №101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", ч. 3 ст. 1, ст. 21 Федерального закона от 24 июля 2002 № 101 -ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
С учетом вышеизложенных положений земельного законодательства предоставление земельного участка для целей добычи пильных известняков само по себе не является основанием для изменения вида его разрешенного использования.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия определяется правилами земельного, градостроительного и кадастрового законодательства.
Таким образом для размещения промышленных объектов предназначены земли категории промышленности и иного специального назначения, а действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает возможность использование земель сельскохозяйственного назначения для их размещения, в связи, с чем для организации промышленного производства в виде добычи пильных известняков необходим перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли категории промышленности и иного специального назначения.
Согласно статье 1 Федерального закона N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В установленном порядке перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли категории промышленности и иного специального назначения ИП Кирхлеровым К.Г. не осуществлен, в связи, с чем предоставленный земельный участок им используется не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к установленной категории.
Фактически индивидуальный предприниматель Кирхлеров К.Г. осуществляет промышленную деятельность по добыче пильного известняка, сопряженную с негативным воздействием на окружающую среду и использованием природных ресурсов, без получения следующих разрешительных документов, получение которых обязательно в силу закона:
-документа о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности ;
- разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в атмосферный воздух;
Деятельностью индивидуального предпринимателя Кирхлерова К.Г. по добыче пильных известняков на предоставленном ему земельном участке нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц по следующим основаниям.
Так, в соответствии со ст.ст. 37, 41 и 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на отдых, охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Из преамбулы Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Согласно п. 1 ст. 11 названного Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Требования Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» предписывают, что настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (Преамбула); санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности» (ст.1); граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (ст.8).
Статьей 15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» установлены общие требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух, в соответствии с которыми в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух (п.1); действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (п.8),
Согласно ст.3 Федерального закона» Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в частности, следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Из приведенных правовых положений следует, что нарушением норм законодательства об охране окружающей среды, в том числе законодательства об охране атмосферного воздуха и земельного законодательства создается угроза окружающей среде и здоровью человека.
При отсутствии разрешительной документации на использование природных ресурсов и на осуществление хозяйственной деятельности невозможно определить степень прямого или косвенного воздействия осуществляемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, проверить, создается ли в результате этого угроза загрязнения, истощения окружающей среды, оказывает ли такая деятельность вредное воздействие на человека, в связи с чем презумпция экологической опасности хозяйственной деятельности ответчика не может быть опровергнута в настоящее время.
Поскольку Министерство природных ресурсов и экологии РД является органом исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющим вышеприведенных функции управления, регулирования и контроля в вышеприведенных сферах, то допущенными ИП Кирхлеровым К.Г. нарушениями в сфере охраны окружающей среды нарушаются интересы Республики Дагестан в его лице в сфере осуществления указанных функций.
Невыполнением ИП Кирхлеровым К.Г. вышеприведенных требований закона нарушаются права и законные интересы Российской Федерации на обеспечение соблюдения всеми лицами требований федерального законодательства, Республики Дагестан - на осуществление функций управления, регулирования и контроля в сфере деятельности, а также предусмотренные ст. ст.37, 41 и 42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30. Марта 1999 года N 52- ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и другими федеральными законами права и свободы неограниченного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду; на защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, а также создана угроза нарушения вышеперечисленных прав и интересов в дальнейшем, т.к. возникла потенциальная угроза не соблюдения нормативов качества окружающей среды, и тем самым обеспечения благоприятной окружающей среды в связи с несоблюдением установленного порядка осуществления производственной деятельности и отсутствием разрешительных документов на ее осуществление и использование природных ресурсов, целью которых является исключение негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения, а также рациональное природопользование.
Согласно статье 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей меры, необходимые для предупреждения причинения вреда, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения, либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Как следует из статей 56 и 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п.5 ст. 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" и разъяснений, данных в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 года N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", производственная деятельность, осуществляемая с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды, причиняющая вред или угрожающая новым вредом, в т.ч. без получения необходимых разрешительных документов, может быть приостановлена или прекращена по решению суда.
Эти обстоятельства не оспаривается ответчиком, то есть индивидуальным предпринимателем Кирхлеровым К.Г., о чем он давал свои объяснения прокурору
В связи с признанием иска суд считает необходимым приводить доказательства, подтверждающие требования истца. Тем не менее, доводы истца подтверждаются заключением государственного инспектора отдела геологического контроля и охраны недр, надзора за водными ресурсами управления Росприроднадзора по республике Дагестан ФИО2, который с участием самого индивидуального предпринимателя Кирхлерова К.Г. проверку; актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ; справкой прокурора, составленной по результатам проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды при добыче общераспространенных полезных ископаемых на административной территории <адрес изъят>, подписанной лично Кирхлеровым К.Г.; наличием лицензии на право пользования участками недр сроком окончании действия ДД.ММ.ГГГГ; лицензионным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным указанным министерством и индивидуальным предпринимателем Кирхлеровым К.Г.; постановлением главы администрации сельского поселения <адрес изъят>» ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ за <номер изъят> о предоставлении Кирхлерову К.Г. земельного участка площадью 10 га сроком на 49 лет для добычи общераспространенного полезного ископаемого - пиленого камня; рабочим проектом разработки карьера по добыче известняков индивидуального предпринимателя Кирхлерова К.Г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,
Решил
Иск прокурора Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и публичных интересов Российской Федерации, республики Дагестан в лице Министерства природных ресурсов и экологии республики Дагестан удовлетворить. Обязать ответчика индивидуального предпринимателя Кирхлерова К.Г. приостановить производственную деятельность на карьере по добыче пильного известняка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, с кадастровым номером <номер изъят>, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, до получения следующих разрешительных документов:
-специального разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарного источника;- документа о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.
На решение может быть поданы апелляционная жалоба или апелляционное представление в Верховный суд республики Дагестан через Дербентский городской суд в месячный срок со дня вынесения решения.
Судья С.М.Мустафаев