Номер дела в суде первой инстанции:№2-5028/2021
Номер дела в суде апелляционной инстанции: №2-2364/2022
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 марта 2022 года г.Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Сатыбалова С.К.,
судей Минтемировой З.А. и Гасановой Д.Г.,
при секретаре судебного заседания Шахбанове М.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савзихановой Сабины Эминовны к Министерству строительства Республики Дагестан о взыскании задолженности по бюджетным субсидиям для компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту на приобретение жилья, по апелляционной жалобе представителя ответчика – Министерства строительства Республики Дагестан по доверенности Габибулаева А.Э. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 13 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Минтемировой З.А., судебная коллегия
установила:
Савзиханова С.Э. обратилась в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (далее – Минстрой РД) о взыскании задолженности по бюджетным субсидиям для компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту на приобретение жилья.
В обоснование требований указано, что истец 22 октября 2014 года обратилась в Министрой РД с заявлением о субсидировании для компенсации части расходов по ипотечному кредиту на приобретение жилья в Республике Дагестан. В период с 16 октября 2014 года по 16 октября 2019 года платежные документы, подтверждающие уплату кредита и процентов, своевременно были предоставлены в Минстрой РД. Согласно справкам о выполненных обязательствах по ипотечному займу, выданным АО «Дагипотека» за 2014 год сумма составила 39 995.09 рублей; на 2015 год- 189 963,29 рублей, за 2016 год - 186 533,66 рублей; за 2017 год - 182 705 рублей, за 2018 год - 178 467.33 рублей, за 2019 год - 145 120,36 рублей (по октябрь 2020г.), итого - 922 784,73 рублей.
26 апреля 2021 года Минстрой РД направило ответ на ее жалобу сообщив, что своевременное предоставление бюджетной субсидии не представляется возможным ввиду отсутствия финансирования из республиканского бюджета Республики Дагестан. Законом Республики Дагестан от 28 декабря 2020 года №103 «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» финансовые средства на реализацию мероприятий по предоставлению гражданам бюджетных субсидий не предусмотрены.
Истец считает, что Минстрой РД не может произвольно отказываться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств. В целях решения жилищной проблемы Савзихановой С.Э. и обеспечения ее жильем, уполномоченным государственным органом Республики Дагестан – Минстроем РД – она была в установленном законом порядке включена в число лиц, имеющих право на социальную выплату за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан на возмещение части процентной ставки по кредитам. Таким образом, признав ее право на получение названной социальной выплаты, субъект Российской Федерации - Республика Дагестан в лице Минстроя РД, взяла на себя определенное публично-правовое обязательство.
Отсутствие же у субъекта Российской Федерации бюджетных средств на эти цели не может являться препятствием к реализации предоставленного истцу права на меры социальной поддержки и не освобождает субъект Российской Федерации от обязанности предпринять соответствующие меры с целью максимального смягчения негативных последствий такой ситуации для лиц, имевших право на меры социальной поддержки и получавших их.
Считает, что отказ в выплате задолженности по бюджетным субсидиям для компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту на приобретение жилья в Республике Дагестан за период с 16 октября 2014 года по 16 октября 2019 года в размере 581 354,38 рублей Минстроем РД, в связи с отсутствием бюджетных средств на эти цели, является незаконным.
Просила суд признать незаконным отказ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан в своевременной выплате задолженности по бюджетным субсидиям для компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту на приобретение жилья в Республике Дагестан; взыскать с ответчика Минстроя РД в пользу ситца задолженность по бюджетным субсидиям для компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту на приобретение жилья в Республике Дагестан в размере 581354,38 рублей
В ходе рассмотрения дела истцом Савзихановой С.Э. исковые требования уточнены, и с учетом уточнений просила суд признать незаконным отказ Минстроя РД в своевременной выплате задолженности по бюджетным субсидиям для компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту на приобретение жилья в Республике Дагестан в ее пользу; взыскать с ответчика в ее пользу задолженность по бюджетным субсидиям для компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту на приобретение жилья в Республике Дагестан в размере 573115 рублей.
Решением Советского районного суда г.Махачкалы от 13 декабря 2021 года постановлено:
«Исковые требования Савзихановой Сабины Эминовны к Министерству строительства Республики Дагестан, третьему лицу Министерству финансов Республики Дагестан о взыскании задолженности по бюджетным субсидиям для компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту на приобретение жилья удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства строительства Республики Дагестан в своевременной выплате задолженности по бюджетным субсидиям для компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту на приобретение жилья в Республике Дагестан в пользу Савзихановой Сабины Эминовны.
Взыскать с ответчика Министерства строительства Республики Дагестан в пользу Савзихановой Сабины Эминовны задолженность по бюджетным субсидиям для компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту на приобретение жилья в Республике Дагестан в размере 573115 (пятьсот семьдесят три тысячи сто пятнадцать) рублей».
Представителем ответчика Габибулаевым А.Э. подана апелляционная жалоба, в которой выражается несогласие с решением суда, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. По доводам жалобы, судом первой инстанции при рассмотрении дела неправильно определенны обстоятельства имеющие значения для дела, неправильно истолкован закон. В решении судом сделана ссылка на пункт 16 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, утвержденного постановлением Правительства РД от 22 декабря 2014 года № 661 и указывается, что «бюджетная субсидия предоставляется гражданину в течении пяти лет пользования кредитом начиная с даты подачи заявления», игнорируя при этом понятие «очередности». Однако, согласно требованию Прокуратуры Республики Дагестан от 20 октября 2017 года №36-55-2017 Правительству Республики Дагестан было поручено внести в указанное Положение изменения определяющие очередность предоставления субсидии гражданам.
Таким образом, в соответствии с п. 16 указанного Положения, утвержденного Постановлением Правительства РД от 22 декабря 2014 года № 661 (ред. от 25.12.2018) предоставление бюджетной субсидии будет осуществляться в порядке очередности по мере финансирования данной программы из республиканского бюджета Республики Дагестан.
Таким образом, суд первой инстанции, ссылаясь на п. 16 Положения, игнорирует требование очередности, откуда и вытекает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, а именно неправильно истолкован закон.
Истец состоит в списке получателей субсидий под номером 250. Регистрация заявлений осуществляется в той хронологической последовательности, в которой каждый гражданин подал заявление с приложением всех документов. Соответственно, данное обстоятельство ставит в зависимость права других граждан, состоящих в списке получателей бюджетной субсидии и обратившихся с заявлением о предоставлении бюджетной субсидии на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам ранее истца. Кроме того, удовлетворение требований истца ущемляет права других лиц, состоящих в списке получателей бюджетной субсидии, обратившихся за предоставлением бюджетных субсидий раньше истца и ни разу не получивших указанные выплаты. Исходя из чего, считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Также необоснованным полагает взыскание с Минстроя РД судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, тогда как Минстрой РД, будучи государственным органом освобождено от уплаты госпошлины на основании ст. 333.36 Налогового кодекса РФ. Просит решение суда отменить, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Савзиханова С.Э. и представитель третьего лица Министерства финансов Республики Дагестан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения в виду следующего.
В силу ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 22 декабря 2014 года № 661 «Об утверждении государственной программы РД «Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан» утверждена подпрограмма «Оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан» (далее – Подпрограмма), которая направлена на оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Органом, осуществляющим реализацию мероприятий по предоставлению гражданам субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения (далее - бюджетная субсидия) на территории Республики Дагестан является Министерство строительства Республики Дагестан.
В соответствии с Положением «О порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам», утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 22 декабря 2014 года № 661, (приложение №1 к Подпрограмме), бюджетная субсидия предоставляется гражданам в случае получения ими ипотечного жилищного кредита для участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома на основании договора участия в долевом строительстве (уступки права требования от юридического лица), приобретения жилого помещения на первичном и вторичном рынках жилья, строительства индивидуального жилого дома, и используется на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения жилого помещения.
Бюджетная субсидия предоставляется гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях повышения доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, и используется только на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения жилого помещения.
Согласно пункту 16 вышеуказанного Положения, бюджетная субсидия предоставляется гражданину в течение пяти лет пользования кредитом, начиная с даты подачи заявления.
Из материалов дела следует, что истец 22 октября 2014 года обратилась в Министрой РД с заявлением о субсидировании для компенсации части расходов по ипотечному кредиту на приобретение жилья в Республике Дагестан.
Согласно выписки из книги регистрации заявлений граждан о предоставлении бюджетной субсидии на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, 22 октября 2014 года указанное заявление Савзихановой С.Э. зарегистрировано за № 417.
Таким образом, истец Савзиханова С.Э. является участником Подпрограммы «Оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан».
С 16 октября 2014 года по 16 октября 2019 года истцом в Минстрой РД предоставлены платежные документы, подтверждающие уплату кредита и процентов.
Согласно представленным справкам о выполненных обязательствах по ипотечному займу, выданным АО «Дагипотека» за 2014 год сумма составила 39 995.09 рублей; на 2015 год- 189 963,29 рублей, за 2016 год - 186 533,66 рублей; за 2017 год - 182 705 рублей, за 2018 год- 178 467.33 рублей, за 2019 год- 145 120,36 рублей (по октябрь 2020г.), итого - 922 784,73 рублей.
Согласно представленных Министерством финансов Республики Дагестан сведений, на социальные выплаты на компенсацию части расходов по оплате процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу) из республиканского бюджета было профинансировано: в 2014 году -120000, 0 тысяч рублей; в 2015 году – 42187, 50 тысяч рублей; - в 2016 году – 18250, 00 тысяч рублей; в 2017 году – 20000, 00 тысяч рублей; 2019 году – 118008, 89 тысяч рублей; в 2020 году – 10000, 00 тысяч рублей; в 2021 году –– 7599100, 0 тыс. рублей (л.д.105-112).
С учетом изложенного, суд обоснованно признал несостоятельными доводы ответчика о том, что своевременное предоставление бюджетной субсидии не представляется возможным, ввиду отсутствия финансирования из республиканского бюджета Республики Дагестан и пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Между тем, указанные доводы опровергаются представленными Министерством финансов Республики Дагестан сведениями о размере выделенных субсидий именно на социальные выплаты, на компенсацию части расходов по оплате процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу).
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку ответчик, формально ссылаясь на отсутствие финансирования, не представил доказательств, отвечающих требованиям допустимости и достаточности, для подтверждения причин реальной невозможности исполнить обязательство, в то время как именно на ответчике лежит обязанность представить эти доказательства, а также доказательства совершения необходимых действий и принятия разумных мер по исполнению обязательства.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, изложенные выводы суда не опровергают, они были предметом исследования судом первой инстанции, им дана соответствующая правовая оценка.
Поскольку нарушений или неправильного применения материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено, оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Махачкалы от 13 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 24 марта 2022 года.