Решение по делу № 33-955/2023 от 27.01.2023

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 февраля 2023 года по делу № 33-955/2023

Судья Колодкин В.И. № 2-1339/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи Суркова Д.С.,

и судей Ординой Н.Н., Федяева С.В.,

при секретаре Бакулевой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове апелляционное представление старшего помощника Слободского межрайонного прокурора Захарова ФИО12 и апелляционную жалобу представителя администрации города Слободского Кировской области по доверенности Михайловой ФИО13 на решение Слободского районного суда Кировской области от 25 ноября 2022 года по гражданскому делу по иску Слободского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Слободского Кировской области об обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Заслушав доклад судьи Ординой Н.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Слободской межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации города Слободского Кировской области об обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства. В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о распоряжении муниципальным имуществом в деятельности вышеназванного органа местного самоуправления, в ходе которой установлено, что в собственности муниципального образования «Город Слободской» имеются не зарегистрированные в установленном порядке объекты холодного водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, которые по своим техническим характеристикам, назначению и году ввода в эксплуатацию в обязательном порядке подлежат передаче в концессию для соблюдения целей и задач, предусмотренных законодательством о концессионных соглашениях. Поскольку право собственности на данные объекты в установленном порядке не зарегистрировано, передать их по концессионному соглашению невозможно. Указанные факты ставят под угрозу права неопределенного круга лиц, так как непередача данных социально значимых объектов в концессию может повлечь за собой ухудшение качества предоставляемых коммунальных услуг, а отсутствие модернизации и улучшения может привести к возникновению негативных последствий, выразившихся в износе, авариях и, как следствие, прекращении оказания услуг населению, а также объектам социальной инфраструктуры на неопределенный срок. На основании изложенного Слободской межрайонный прокурор просил суд обязать ответчика обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на кадастровый учет и регистрации права на недвижимое имущество в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства (воздушных теплотрасс, внутриплощадных сетей, водопроводных, канализационных и тепловых сетей), расположенных на территории города Слободского Кировской области.

Решением суда от 25.11.2022 иск прокурора удовлетворен, на муниципальное образование «Город Слободской Кировской области» в лице администрации города Слободского возложена обязанность в срок до <дата> обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на недвижимое перечисленное в иске имущество.

Старший помощник Слободского межрайонного прокурора Захаров Р.А. представитель администрации города Слободского Кировской области по доверенности Михайлова К.Б. с решением суда не согласны, обжаловали его в порядке апелляционного производства.

Старший помощник Слободского межрайонного прокурора Захаров Р.А., не оспаривая фактических обстоятельств дела, в апелляционном представлении ставит вопрос об изменении решения суда и исключении из его резолютивной части указания на то, что требуемые мероприятия ответчику необходимо провести в срок до <дата>. Полагает, что указанный срок исполнения судебного акта является явно завышенным и немотивированным. Необходимость проведения организационных процедур с учетом возможностей ответчика, необходимость подготовки технических планов, отсутствие денежных средств, по мнению прокурора, не являются основаниями для установления настолько длительного срока исполнения решения суда.

Представитель администрации города Слободского Кировской области по доверенности Михайлова К.Б. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в иске прокурору отказать. Считает выводы суда не соответствующими действительности и не основанными на нормах материального права. Указывает, что все указанные в иске объекты числятся в реестре муниципального имущества, поставлены на учет до <дата>, при этом настаивает на том, что регистрация ранее возникших прав не является обязательной и осуществляется по желанию правообладателей. Объекты, не прошедшие государственный кадастровый учет, при определенных условиях могут являться предметом концессионного соглашения, при этом обязательства по постановке на кадастровый учет таких объектов могут быть возложены на потенциального концессионера. Также обращает внимание, что все указанные в иске сети опубликованы в Перечне объектов, планируемых к заключению концессионного соглашения на официальном сайте <данные изъяты>, вследствие чего отсутствие государственной регистрации права собственности на рассматриваемые объекты не является препятствием для заключения при необходимости концессионного соглашения. Спорные участки сети в настоящее время закреплены за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения и аренды, а многие из них, идущие от жилых домов до основной тепловой сети, не являются самостоятельными объектами недвижимости (малые участки от 2 до 100 метров), техническая возможность постановки их на кадастровый учет отсутствует. Настаивает на том, что администрацией города Слободского в полной мере реализуются возложенные на нее полномочия по организации владения, пользования и распоряжения имуществом, а также в организации водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, каких-либо нарушений прав неопределенного круга лиц не допущено.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор опроверг доводы администрации города Слободского.

В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Кировской области Чуракова Н.Р., возражая против удовлетворения апелляционной жалобы, поддержала требования апелляционного представления.

Представитель администрации города Слободского Кировской области на основании доверенности Михайлова К.Б. поддержала доводы апелляционной жалобы, возражала против сокращения срока исполнения решения суда по доводам апелляционного представления.

Разрешив вопрос о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав прокурора отдела прокуратуры Кировской области Чуракову Н.Р., представителя администрации города Слободского Кировской области на основании доверенности Михайлову К.Б., проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, предусмотренных статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Слободской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о распоряжении муниципальным имуществом в деятельности администрации города Слободского Кировской области.

В ходе проверки выявлено и выпиской из реестра муниципального имущества муниципального образования «Слободской муниципальный район Кировской области» по состоянию на 03.08.2022 подтверждается, в собственности муниципального образования имеются следующие объекты:

1) Воздушная теплотрасса, расположенная на территории <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

2) Внутриплощадные сети, расположенные на территории <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

3) Водопроводная сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

4) Канализационная сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

5) Водопроводная сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

6) Канализационная сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

7) Водопроводная сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

8) Водопроводная сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

9) Водопроводная сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

10) Водопроводная сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

11) Водовод (номер в реестре муниципального имущества );

12) Водозабор у <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

13) Канализация (номер в реестре муниципального имущества );

14) Локальные очистные сооружения (номер в реестре муниципального имущества );

15) Магистральная тепловая сеть (номер в реестре муниципального имущества );

16) Мазутохранилище (номер в реестре муниципального имущества );

17) Тепловые сети <данные изъяты> (номер в реестре муниципального имущества );

18) Теплотрасса от <данные изъяты> (номер в реестре муниципального имущества );

19) <данные изъяты> (номер в реестре муниципального имущества );

20) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

21) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

22) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

23) Тепловая сеть <адрес>номер в реестре муниципального имущества );

24) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

25) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

26) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

27) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

28) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

29) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

30) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

31) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

32) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

33) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

34) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

35) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

36) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

37) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

38) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

39) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

40) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

41) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

42) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

43) Тепловая сеть <адрес> <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

44) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

45) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

46) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

47) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

48) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

49) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

50) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

51) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

52) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

53) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

54) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

55) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

56) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

57) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

58) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

59) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

60) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

61) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

62) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

63) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

64) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества <адрес>);

65) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

66) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

67) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

68) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

69) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

70) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

71) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

72) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

73) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

74) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

75) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества

76) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

77) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

78) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

79) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

80) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

81) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

82) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

83) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

84) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

85) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

86) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

87) Тепловая сеть <адрес>номер в реестре муниципального имущества );

88) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

89) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

90) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

91) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

92) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

93) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

94) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

95) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества

96) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

97) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

98) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

99) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

100) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

101) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

102) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

103) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

104) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

105) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

106) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

107) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

108) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

109) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

110) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

111) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

112) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

113) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

114) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества <адрес>);

115) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

116) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

117) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

118) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

119) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

120) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

121) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

122) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

123) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

124) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

125) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

126) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

127) Расположенный между жилыми домами <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

128) Котельная <данные изъяты> (номер в реестре муниципального имущества

129) Котельная <данные изъяты> (номер в реестре муниципального имущества );

130) Котельная <данные изъяты> (номер в реестре муниципального имущества );

131) Котельная <данные изъяты> (номер в реестре муниципального имущества );

132) Котельная <данные изъяты> (номер в реестре муниципального имущества );

133) Котельная <данные изъяты> (номер в реестре муниципального имущества );

134) Тепловая сеть по территории <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

135) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

136) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества ): <адрес>;

137) Тепловая сеть <адрес>

138) Тепловая сеть <адрес>;

139) Тепловая сеть <адрес>;

140) Тепловая сеть <адрес>;

141) Тепловая сеть <адрес>;

142) Тепловая сеть <адрес>;

143) Тепловая сеть <адрес>;

144) Тепловая сеть <адрес>;

145) Тепловая сеть <адрес>;

146) Тепловая сеть <адрес>;

147) Тепловая сеть <адрес>;

148) Тепловая сеть <адрес>;

149) Тепловая сеть <адрес>;

150) Тепловая сеть <адрес>;

151) Тепловая сеть <адрес>;

152) Тепловая сеть <адрес>;

153) Тепловая сеть <адрес>;

154) Тепловая сеть <адрес>;

155) Тепловая сеть <адрес>;

156) Тепловая сеть <адрес>;

157) Магистральные сети теплоснабжения <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

158) Магистральные сети теплоснабжения <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

159) Магистральные сети теплоснабжения <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

160) Магистральные сети теплоснабжения <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

161) Магистральные сети теплоснабжения <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

162) Магистральные сети теплоснабжения <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

163) Магистральные сети теплоснабжения <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

164) Магистральные сети теплоснабжения <адрес> (номер в реестре муниципального имущества

165) Магистральные сети теплоснабжения <адрес> (номер в реестре муниципального имущества ).

Установив, что данные объекты по своим техническим характеристикам, назначению в обязательном порядке подлежат передаче в концессию для соблюдения целей и задач, предусмотренных законодательством о концессионных соглашениях, однако право муниципальной собственности на эти объекты в установленном порядке не зарегистрировано, в связи с чем передать их по концессионному соглашению не представляется возможным, прокурор обратился в суд с рассматриваемым иском.

Удовлетворяя заявленные требования и возлагая на муниципальное образование «Город Слободской Кировской области» в лице администрации города Слободского обязанность в срок до <дата> обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на недвижимое перечисленное в иске имущество, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частей 1 – 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», частей 1 – 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», статьи 1, части 1 статьи 3, пункта 11 части 1 статьи 4, пункта 1 части 2 статьи 8, части 10 статьи 39, пункт 6 части 1 статьи 42, частей 2, 5 статьи 51 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», пунктов 1-3 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», исходя из того, что передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами могла быть осуществлена исключительно по концессионным соглашениям, независимо от реконструкции, при этом с момента поступления имущества в собственность муниципального образования администрация муниципального образования «Город Слободской Кировской области» обязана была незамедлительно в предусмотренном законом порядке предпринять меры по организации конкурса на право заключения концессионного соглашения, тем самым выступив самостоятельно с инициативой о заключении концессионного соглашения и создав необходимые условия для заключения концессионного соглашения в наиболее ранние сроки, суд первой инстанции пришел к выводу о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него в силу закона обязанностей в рассматриваемой сфере.

Судебная коллегия суда апелляционной инстанции находит выводы суда соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.

В соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом отнесены к вопросам местного значения городского поселения.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и об обеспечении нормальных условий существования, уважения чести и достоинства человека как важнейших социально-правовых ценностей.

В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с положениями частей 1 – 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться по концессионным соглашениям.

Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется в числе прочего по концессионным соглашениям.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.

Аналогичные нормативные требования установлены в отношении объектов теплоснабжения и закреплены в положениях частей 1 – 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» целями данного Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

По смыслу части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем являются объектами концессионного соглашения являются.

На основании пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Факт существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, подтверждает кадастровый учет недвижимости.

Суд первой инстанции верно определил, что указанные в иске прокурора объекты по своим техническим характеристикам и назначению в обязательном порядке подлежат передаче в концессию для соблюдения целей и задач, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ.

Между тем, поскольку право муниципальной собственности на эти объекты в установленном порядке не зарегистрировано, передать их по концессионному соглашению не представляется возможным. В связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.

В реестре муниципального имущества содержится информация не о всех поименованных в иске прокурора объектов.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации города Слободского Кировской области не смогла пояснить, находятся ли поименованные под номерами 136-156 в иске объекты в реестре муниципального имущества.

Кроме того, судом первой инстанции обоснованно отмечено, что с течением времени конфигурация объектов могла измениться. Отсутствие учета текущего состояния таких объектов и технических паспортов объектов является непреодолимым препятствием для их надлежащей идентификации и передачи в концессию.

При таких обстоятельствах аргументы администрации города Слободского об осуществлении государственной регистрации объектив недвижимости по желанию собственника об ошибочности выводов не свидетельствует.

Доводы ответчика о том, что участки трубопроводов длиной от 2 до 100 метров не относятся к объектам недвижимого имущества, не основаны на законе. Как следует из объяснений суду апелляционной инстанции представителя администрации ни к моменту рассмотрения спора судом первой инстанции, ни к дате разрешения спора в апелляционном порядке ответчик не располагал сведениями об окончании процедуры объединения объектов малой протяженности.

В случае завершения такого объединения вопрос об исполнении оспариваемого решения возможно разрешить в установленном ГПК РФ порядке.

Ссылаясь в обоснование доводов апелляционной жалобы об отсутствии обязанности по регистрации поименованных в иске объектов на положения ст. 39 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», апеллянтом, тем не менее, не представлено доказательств, подтверждающих возможность применения положений данной статьи к сложившимся правоотношениям.

Положения вышеназванной статьи предусматривают условия, при которых возможно заключение концессионного соглашения в отношении объекта, не прошедшего в установленном законодательством порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, такие как: балансовая стоимость незарегистрированного недвижимого имущества не превышает пятидесяти процентов балансовой стоимости всего включаемого в объект концессионного соглашения имущества, определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской отчетности на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения; опубликование концедентом не менее чем за три месяца до заключения концессионного соглашения в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности перечня незарегистрированного недвижимого имущества в соответствии с частями 6 и 7 настоящей статьи.

Вместе с тем, как пояснил представитель администрации города Слободского Кировской области суду апелляционной инстанции, доказательства того, что балансовая стоимость незарегистрированного спорного недвижимого имущества не превышает 50 % балансовой стоимости всего включаемого в объект концессионного соглашения имущества, определенной в установленном законом порядке, представлены суду первой инстанции не были, равно как и не представлены суду апелляционной инстанции.

Аргументы апелляционной жалобы о признании ранее возникших прав и необязательности государственной регистрации со ссылкой на положения ч.1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» отклоняются судебной коллегией как основанные на ошибочном толковании норм права, не учитывающие следующее.

Указанная статья в части 3 предусматривает, что государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в настоящей части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в части 1 настоящей статьи, также является обязательной при внесении сведений о таких объектах недвижимости как о ранее учтенных в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если с заявлением о внесении сведений о соответствующем объекте недвижимости как о ранее учтенном обратился правообладатель объекта недвижимости. В указанном случае заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

Кроме того, обязанность по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на спорное имущество возложена на ответчика действующим законодательством, в том числе ст.ст. 15, 51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 1, 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при этом наличие при определенных условиях возможности передать указанные в иске объекты по концессионному соглашению без постановки данных объектов на кадастровый учет, а также без регистрации права собственности в установленном порядке, не освобождает ответчика от обязанности надлежащего оформления права собственности на спорные объекты недвижимости, обеспечивающие реализацию публичных интересов неопределенного круга лиц.

Поскольку до настоящего момента концессионные соглашения в отношении рассматриваемых объектов не заключены, ссылки в апелляционной жалобе на возможность возложения обязанности по государственной регистрации объектов недвижимости на концессионера подлежат отклонению как не исключающие на момент рассмотрения дела обязанности ответчика осуществлять прав по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом.

На основании положений частей 1, 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В названной статье процессуального закона отсутствуют указания на то, какой именно срок должен установить суд для совершения ответчиком определенных действий. Между тем суду надлежит учитывать возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе требования разумности.

Действующее законодательства, регулирующее порядок заключения концессионных соглашений, и взаимосвязанные с ним положения иных нормативных правовых актов, устанавливающих особенности процедуры кадастрового учета и государственной регистрации муниципального имущества, не устанавливают конкретных сроков реализации органами местного самоуправления соответствующих мероприятий.

Учитывая характер и содержание организационных процедур исполнения решения суда с учетом возможностей ответчика, необходимость подготовки технических планов в отношении спорных объектов, а также особенности процесса бюджетного планирования, установленный судом первой инстанции срок исполнения решения суда, по мнению судебной коллегии, является обоснованным, учитывающим интересы как ответчика, так и неопределенного круга лиц, в интересах которых заявлен иск в рамках рассматриваемого дела.

Понуждение к совершению конкретных действий в определенные (менее продолжительные) сроки, по мнению суда апелляционной инстанции, может явиться вмешательством в деятельность органов местного самоуправления, что в данном случае, исходя из предмета иска и характера подлежащих проведению мероприятий, представляется недопустимым.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Слободского районного суда Кировской области от 25 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционное представление и апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.03.2023.

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 февраля 2023 года по делу № 33-955/2023

Судья Колодкин В.И. № 2-1339/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи Суркова Д.С.,

и судей Ординой Н.Н., Федяева С.В.,

при секретаре Бакулевой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове апелляционное представление старшего помощника Слободского межрайонного прокурора Захарова ФИО12 и апелляционную жалобу представителя администрации города Слободского Кировской области по доверенности Михайловой ФИО13 на решение Слободского районного суда Кировской области от 25 ноября 2022 года по гражданскому делу по иску Слободского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Слободского Кировской области об обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Заслушав доклад судьи Ординой Н.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Слободской межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации города Слободского Кировской области об обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства. В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о распоряжении муниципальным имуществом в деятельности вышеназванного органа местного самоуправления, в ходе которой установлено, что в собственности муниципального образования «Город Слободской» имеются не зарегистрированные в установленном порядке объекты холодного водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, которые по своим техническим характеристикам, назначению и году ввода в эксплуатацию в обязательном порядке подлежат передаче в концессию для соблюдения целей и задач, предусмотренных законодательством о концессионных соглашениях. Поскольку право собственности на данные объекты в установленном порядке не зарегистрировано, передать их по концессионному соглашению невозможно. Указанные факты ставят под угрозу права неопределенного круга лиц, так как непередача данных социально значимых объектов в концессию может повлечь за собой ухудшение качества предоставляемых коммунальных услуг, а отсутствие модернизации и улучшения может привести к возникновению негативных последствий, выразившихся в износе, авариях и, как следствие, прекращении оказания услуг населению, а также объектам социальной инфраструктуры на неопределенный срок. На основании изложенного Слободской межрайонный прокурор просил суд обязать ответчика обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на кадастровый учет и регистрации права на недвижимое имущество в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства (воздушных теплотрасс, внутриплощадных сетей, водопроводных, канализационных и тепловых сетей), расположенных на территории города Слободского Кировской области.

Решением суда от 25.11.2022 иск прокурора удовлетворен, на муниципальное образование «Город Слободской Кировской области» в лице администрации города Слободского возложена обязанность в срок до <дата> обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на недвижимое перечисленное в иске имущество.

Старший помощник Слободского межрайонного прокурора Захаров Р.А. представитель администрации города Слободского Кировской области по доверенности Михайлова К.Б. с решением суда не согласны, обжаловали его в порядке апелляционного производства.

Старший помощник Слободского межрайонного прокурора Захаров Р.А., не оспаривая фактических обстоятельств дела, в апелляционном представлении ставит вопрос об изменении решения суда и исключении из его резолютивной части указания на то, что требуемые мероприятия ответчику необходимо провести в срок до <дата>. Полагает, что указанный срок исполнения судебного акта является явно завышенным и немотивированным. Необходимость проведения организационных процедур с учетом возможностей ответчика, необходимость подготовки технических планов, отсутствие денежных средств, по мнению прокурора, не являются основаниями для установления настолько длительного срока исполнения решения суда.

Представитель администрации города Слободского Кировской области по доверенности Михайлова К.Б. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в иске прокурору отказать. Считает выводы суда не соответствующими действительности и не основанными на нормах материального права. Указывает, что все указанные в иске объекты числятся в реестре муниципального имущества, поставлены на учет до <дата>, при этом настаивает на том, что регистрация ранее возникших прав не является обязательной и осуществляется по желанию правообладателей. Объекты, не прошедшие государственный кадастровый учет, при определенных условиях могут являться предметом концессионного соглашения, при этом обязательства по постановке на кадастровый учет таких объектов могут быть возложены на потенциального концессионера. Также обращает внимание, что все указанные в иске сети опубликованы в Перечне объектов, планируемых к заключению концессионного соглашения на официальном сайте <данные изъяты>, вследствие чего отсутствие государственной регистрации права собственности на рассматриваемые объекты не является препятствием для заключения при необходимости концессионного соглашения. Спорные участки сети в настоящее время закреплены за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения и аренды, а многие из них, идущие от жилых домов до основной тепловой сети, не являются самостоятельными объектами недвижимости (малые участки от 2 до 100 метров), техническая возможность постановки их на кадастровый учет отсутствует. Настаивает на том, что администрацией города Слободского в полной мере реализуются возложенные на нее полномочия по организации владения, пользования и распоряжения имуществом, а также в организации водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, каких-либо нарушений прав неопределенного круга лиц не допущено.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор опроверг доводы администрации города Слободского.

В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Кировской области Чуракова Н.Р., возражая против удовлетворения апелляционной жалобы, поддержала требования апелляционного представления.

Представитель администрации города Слободского Кировской области на основании доверенности Михайлова К.Б. поддержала доводы апелляционной жалобы, возражала против сокращения срока исполнения решения суда по доводам апелляционного представления.

Разрешив вопрос о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав прокурора отдела прокуратуры Кировской области Чуракову Н.Р., представителя администрации города Слободского Кировской области на основании доверенности Михайлову К.Б., проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, предусмотренных статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Слободской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о распоряжении муниципальным имуществом в деятельности администрации города Слободского Кировской области.

В ходе проверки выявлено и выпиской из реестра муниципального имущества муниципального образования «Слободской муниципальный район Кировской области» по состоянию на 03.08.2022 подтверждается, в собственности муниципального образования имеются следующие объекты:

1) Воздушная теплотрасса, расположенная на территории <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

2) Внутриплощадные сети, расположенные на территории <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

3) Водопроводная сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

4) Канализационная сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

5) Водопроводная сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

6) Канализационная сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

7) Водопроводная сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

8) Водопроводная сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

9) Водопроводная сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

10) Водопроводная сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

11) Водовод (номер в реестре муниципального имущества );

12) Водозабор у <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

13) Канализация (номер в реестре муниципального имущества );

14) Локальные очистные сооружения (номер в реестре муниципального имущества );

15) Магистральная тепловая сеть (номер в реестре муниципального имущества );

16) Мазутохранилище (номер в реестре муниципального имущества );

17) Тепловые сети <данные изъяты> (номер в реестре муниципального имущества );

18) Теплотрасса от <данные изъяты> (номер в реестре муниципального имущества );

19) <данные изъяты> (номер в реестре муниципального имущества );

20) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

21) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

22) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

23) Тепловая сеть <адрес>номер в реестре муниципального имущества );

24) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

25) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

26) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

27) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

28) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

29) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

30) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

31) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

32) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

33) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

34) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

35) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

36) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

37) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

38) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

39) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

40) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

41) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

42) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

43) Тепловая сеть <адрес> <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

44) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

45) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

46) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

47) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

48) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

49) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

50) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

51) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

52) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

53) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

54) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

55) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

56) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

57) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

58) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

59) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

60) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

61) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

62) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

63) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

64) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества <адрес>);

65) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

66) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

67) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

68) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

69) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

70) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

71) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

72) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

73) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

74) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

75) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества

76) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

77) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

78) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

79) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

80) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

81) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

82) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

83) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

84) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

85) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

86) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

87) Тепловая сеть <адрес>номер в реестре муниципального имущества );

88) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

89) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

90) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

91) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

92) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

93) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

94) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

95) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества

96) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

97) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

98) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

99) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

100) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

101) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

102) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

103) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

104) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

105) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

106) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

107) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

108) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

109) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

110) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

111) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

112) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

113) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

114) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества <адрес>);

115) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

116) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

117) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

118) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

119) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

120) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

121) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

122) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

123) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

124) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

125) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

126) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

127) Расположенный между жилыми домами <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

128) Котельная <данные изъяты> (номер в реестре муниципального имущества

129) Котельная <данные изъяты> (номер в реестре муниципального имущества );

130) Котельная <данные изъяты> (номер в реестре муниципального имущества );

131) Котельная <данные изъяты> (номер в реестре муниципального имущества );

132) Котельная <данные изъяты> (номер в реестре муниципального имущества );

133) Котельная <данные изъяты> (номер в реестре муниципального имущества );

134) Тепловая сеть по территории <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

135) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

136) Тепловая сеть <адрес> (номер в реестре муниципального имущества ): <адрес>;

137) Тепловая сеть <адрес>

138) Тепловая сеть <адрес>;

139) Тепловая сеть <адрес>;

140) Тепловая сеть <адрес>;

141) Тепловая сеть <адрес>;

142) Тепловая сеть <адрес>;

143) Тепловая сеть <адрес>;

144) Тепловая сеть <адрес>;

145) Тепловая сеть <адрес>;

146) Тепловая сеть <адрес>;

147) Тепловая сеть <адрес>;

148) Тепловая сеть <адрес>;

149) Тепловая сеть <адрес>;

150) Тепловая сеть <адрес>;

151) Тепловая сеть <адрес>;

152) Тепловая сеть <адрес>;

153) Тепловая сеть <адрес>;

154) Тепловая сеть <адрес>;

155) Тепловая сеть <адрес>;

156) Тепловая сеть <адрес>;

157) Магистральные сети теплоснабжения <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

158) Магистральные сети теплоснабжения <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

159) Магистральные сети теплоснабжения <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

160) Магистральные сети теплоснабжения <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

161) Магистральные сети теплоснабжения <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

162) Магистральные сети теплоснабжения <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

163) Магистральные сети теплоснабжения <адрес> (номер в реестре муниципального имущества );

164) Магистральные сети теплоснабжения <адрес> (номер в реестре муниципального имущества

165) Магистральные сети теплоснабжения <адрес> (номер в реестре муниципального имущества ).

Установив, что данные объекты по своим техническим характеристикам, назначению в обязательном порядке подлежат передаче в концессию для соблюдения целей и задач, предусмотренных законодательством о концессионных соглашениях, однако право муниципальной собственности на эти объекты в установленном порядке не зарегистрировано, в связи с чем передать их по концессионному соглашению не представляется возможным, прокурор обратился в суд с рассматриваемым иском.

Удовлетворяя заявленные требования и возлагая на муниципальное образование «Город Слободской Кировской области» в лице администрации города Слободского обязанность в срок до <дата> обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на недвижимое перечисленное в иске имущество, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частей 1 – 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», частей 1 – 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», статьи 1, части 1 статьи 3, пункта 11 части 1 статьи 4, пункта 1 части 2 статьи 8, части 10 статьи 39, пункт 6 части 1 статьи 42, частей 2, 5 статьи 51 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», пунктов 1-3 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», исходя из того, что передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами могла быть осуществлена исключительно по концессионным соглашениям, независимо от реконструкции, при этом с момента поступления имущества в собственность муниципального образования администрация муниципального образования «Город Слободской Кировской области» обязана была незамедлительно в предусмотренном законом порядке предпринять меры по организации конкурса на право заключения концессионного соглашения, тем самым выступив самостоятельно с инициативой о заключении концессионного соглашения и создав необходимые условия для заключения концессионного соглашения в наиболее ранние сроки, суд первой инстанции пришел к выводу о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него в силу закона обязанностей в рассматриваемой сфере.

Судебная коллегия суда апелляционной инстанции находит выводы суда соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.

В соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом отнесены к вопросам местного значения городского поселения.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и об обеспечении нормальных условий существования, уважения чести и достоинства человека как важнейших социально-правовых ценностей.

В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с положениями частей 1 – 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться по концессионным соглашениям.

Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется в числе прочего по концессионным соглашениям.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.

Аналогичные нормативные требования установлены в отношении объектов теплоснабжения и закреплены в положениях частей 1 – 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» целями данного Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

По смыслу части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем являются объектами концессионного соглашения являются.

На основании пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Факт существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, подтверждает кадастровый учет недвижимости.

Суд первой инстанции верно определил, что указанные в иске прокурора объекты по своим техническим характеристикам и назначению в обязательном порядке подлежат передаче в концессию для соблюдения целей и задач, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ.

Между тем, поскольку право муниципальной собственности на эти объекты в установленном порядке не зарегистрировано, передать их по концессионному соглашению не представляется возможным. В связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.

В реестре муниципального имущества содержится информация не о всех поименованных в иске прокурора объектов.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации города Слободского Кировской области не смогла пояснить, находятся ли поименованные под номерами 136-156 в иске объекты в реестре муниципального имущества.

Кроме того, судом первой инстанции обоснованно отмечено, что с течением времени конфигурация объектов могла измениться. Отсутствие учета текущего состояния таких объектов и технических паспортов объектов является непреодолимым препятствием для их надлежащей идентификации и передачи в концессию.

При таких обстоятельствах аргументы администрации города Слободского об осуществлении государственной регистрации объектив недвижимости по желанию собственника об ошибочности выводов не свидетельствует.

Доводы ответчика о том, что участки трубопроводов длиной от 2 до 100 метров не относятся к объектам недвижимого имущества, не основаны на законе. Как следует из объяснений суду апелляционной инстанции представителя администрации ни к моменту рассмотрения спора судом первой инстанции, ни к дате разрешения спора в апелляционном порядке ответчик не располагал сведениями об окончании процедуры объединения объектов малой протяженности.

В случае завершения такого объединения вопрос об исполнении оспариваемого решения возможно разрешить в установленном ГПК РФ порядке.

Ссылаясь в обоснование доводов апелляционной жалобы об отсутствии обязанности по регистрации поименованных в иске объектов на положения ст. 39 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», апеллянтом, тем не менее, не представлено доказательств, подтверждающих возможность применения положений данной статьи к сложившимся правоотношениям.

Положения вышеназванной статьи предусматривают условия, при которых возможно заключение концессионного соглашения в отношении объекта, не прошедшего в установленном законодательством порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, такие как: балансовая стоимость незарегистрированного недвижимого имущества не превышает пятидесяти процентов балансовой стоимости всего включаемого в объект концессионного соглашения имущества, определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской отчетности на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения; опубликование концедентом не менее чем за три месяца до заключения концессионного соглашения в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности перечня незарегистрированного недвижимого имущества в соответствии с частями 6 и 7 настоящей статьи.

Вместе с тем, как пояснил представитель администрации города Слободского Кировской области суду апелляционной инстанции, доказательства того, что балансовая стоимость незарегистрированного спорного недвижимого имущества не превышает 50 % балансовой стоимости всего включаемого в объект концессионного соглашения имущества, определенной в установленном законом порядке, представлены суду первой инстанции не были, равно как и не представлены суду апелляционной инстанции.

Аргументы апелляционной жалобы о признании ранее возникших прав и необязательности государственной регистрации со ссылкой на положения ч.1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» отклоняются судебной коллегией как основанные на ошибочном толковании норм права, не учитывающие следующее.

Указанная статья в части 3 предусматривает, что государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в настоящей части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в части 1 настоящей статьи, также является обязательной при внесении сведений о таких объектах недвижимости как о ранее учтенных в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если с заявлением о внесении сведений о соответствующем объекте недвижимости как о ранее учтенном обратился правообладатель объекта недвижимости. В указанном случае заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

Кроме того, обязанность по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на спорное имущество возложена на ответчика действующим законодательством, в том числе ст.ст. 15, 51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 1, 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при этом наличие при определенных условиях возможности передать указанные в иске объекты по концессионному соглашению без постановки данных объектов на кадастровый учет, а также без регистрации права собственности в установленном порядке, не освобождает ответчика от обязанности надлежащего оформления права собственности на спорные объекты недвижимости, обеспечивающие реализацию публичных интересов неопределенного круга лиц.

Поскольку до настоящего момента концессионные соглашения в отношении рассматриваемых объектов не заключены, ссылки в апелляционной жалобе на возможность возложения обязанности по государственной регистрации объектов недвижимости на концессионера подлежат отклонению как не исключающие на момент рассмотрения дела обязанности ответчика осуществлять прав по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом.

На основании положений частей 1, 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В названной статье процессуального закона отсутствуют указания на то, какой именно срок должен установить суд для совершения ответчиком определенных действий. Между тем суду надлежит учитывать возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе требования разумности.

Действующее законодательства, регулирующее порядок заключения концессионных соглашений, и взаимосвязанные с ним положения иных нормативных правовых актов, устанавливающих особенности процедуры кадастрового учета и государственной регистрации муниципального имущества, не устанавливают конкретных сроков реализации органами местного самоуправления соответствующих мероприятий.

Учитывая характер и содержание организационных процедур исполнения решения суда с учетом возможностей ответчика, необходимость подготовки технических планов в отношении спорных объектов, а также особенности процесса бюджетного планирования, установленный судом первой инстанции срок исполнения решения суда, по мнению судебной коллегии, является обоснованным, учитывающим интересы как ответчика, так и неопределенного круга лиц, в интересах которых заявлен иск в рамках рассматриваемого дела.

Понуждение к совершению конкретных действий в определенные (менее продолжительные) сроки, по мнению суда апелляционной инстанции, может явиться вмешательством в деятельность органов местного самоуправления, что в данном случае, исходя из предмета иска и характера подлежащих проведению мероприятий, представляется недопустимым.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Слободского районного суда Кировской области от 25 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционное представление и апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.03.2023.

33-955/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Слободская межрайонная прокуратура в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МО «г. Слободской» в лице администрации г. Слободского Кировской области
Другие
Управление Росреестра по Кировской области
МУП Благоустройство
АО Красный Якорь
ООО Тепло Снабжающая Компания
МУП Теплосервис
Суд
Кировский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.kir.sudrf.ru
27.01.2023Передача дела судье
28.02.2023Судебное заседание
09.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.03.2023Передано в экспедицию
28.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее