УИД 32RS0017-01-2022-000118-80
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Комаричи Брянской области Дело № 2-177/2022
20 апреля 2022 года
Комаричский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи- Кадыковой Е.С.,
при секретаре судебного заседания – Вдовенковой Т.В.,
с участием истца- прокурора Комаричского района Прудникова Н.Н.,
представителя ответчика – Мишаковой Л.Е., действующей на основании доверенности №-и от 10.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Комаричского района Брянской области к администрации Комаричского муниципального района Брянской области об обязании создать маневренный жилищный фонд на территории Комаричского района Брянской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Комаричского района Брянской области, в порядке ст.45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к администрации Комаричского муниципального района Брянской области об обязании создать маневренный жилищный фонд на территории Комаричского района Брянской области.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Комаричского района района проведена проверка соблюдения администрацией Комаричского района жилищного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии на территории Комаричского муниципального района Брянской области маневренного жилищного фонда. В связи с выявленными нарушениями 26.10.2021 прокуратурой района главе администрации Комаричского муниципального района вынесено представление об устранении выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которого администрацией маневренный фонд не создан, то есть нарушение, указанное в представлении, фактически не устранено. Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории Комаричского муниципального района Брянской области создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в этом населенном пункте и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным ст. 95 Жилищного кодекса РФ.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец - прокурор Комаричского района Брянской области просит суд обязать администрацию Комаричского муниципального района создать маневренный жилищный фонд на территории Комаричского района в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Комаричского района Брянской области исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Комаричского муниципального района Брянской области Мишакова Л.Е. в судебном заседании исковые требования не признала, сославшись на отсутствие у администрации обязанности по созданию маневренного жилищного фонда, поскольку имеются альтернативные варианты предоставления жилья по договорам социального найма.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (далее - ФЗ № 131-ФЗ) вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и рассматриваемым Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно его преамбуле, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. В рамках этих общих принципов им закрепляются и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение содержания и состава вопросов местного значения, их дифференциацию по типам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
К числу вопросов местного значения сельского поселения названный Федеральный закон относит, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (п. 3, 6 ст. 14 ФЗ №131-ФЗ).
Данная норма носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения органами местного самоуправления, это положение не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности.
Указанные полномочия орган местного самоуправления осуществляет на основании Жилищного Кодекса РФ, а также иных нормативно-правовых актов регулирующих жилищные правоотношения.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Комаричского района жилищного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер к созданию маневренного фонда на территории Комаричского муниципального района, которой было установлено, что маневренный жилищный фонд на территории Комаричского муниципального района отсутствует.
26.10.2021 в адрес главы администрации Комаричского района прокуратурой Комаричского района вынесено представление об устранении нарушений закона, а именно администрацией Комаричского района не принималось решение по созданию маневренного жилого фонда, что противоречит требованиям ст. 95 Жилищного кодекса РФ.
В ответе на представление от 26.10.2021 администрация указала, что отсутствие маневренного жилого фонда объясняется отсутствием денежных средств для приобретения данного жилфонда и бюджет Комаричского городского поселения находится в трудном финансовом состоянии.
Вместе с тем, выполнение администрацией Комаричского муниципального района обязанности по созданию маневренного жилищного фонда прямо предусмотрено законом, и не ставится в зависимость от каких-либо условий.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса РФ, муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В силу ч.ч. 1, 9 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся также жилые помещения маневренного фонда.
В силу ст. 95 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения маневренного фонда предназначались для временного проживания:
1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Из совокупного толкования приведенных выше требований закона следует, что вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда относятся к компетенции исполнительного органа местного самоуправления и применительно к рассматриваемому спору - к компетенции администрации Комаричского муниципального района.
Анализ приведенных норм, а также материалы дела, указывают на вывод о том, что отсутствие одного из видов жилищного фонда в муниципальном образовании, в данном случае маневренного, свидетельствует о невыполнении требований жилищного законодательства.
Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории муниципальных образований создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в поселках и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения.
Довод ответчика об отсутствии у администрации обязанности по созданию маневренного жилищного фонда, поскольку имеются альтернативные варианты предоставления жилья по договорам социального найма, судом отклоняется, поскольку обязанность по созданию маневренного жилищного фонда законом не поставлена под условие реальной нуждаемости и необходимости создания в каждом муниципальном образовании маневренного фонда, а отсутствие надлежащего финансирования не освобождает администрацию от исполнения возложенной на нее Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанности по созданию маневренного жилищного фонда и не может служить основанием для отказа гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Вопреки доводам ответчика о том, что истцом не указаны конкретные нормы права, которые содержали бы обязанность органа местного самоуправления по созданию маневренного жилищного фонда, статья 14 ФЗ №131-ФЗ в совокупности с иными приведенными в решении суда нормами, обосновывает вывод суда о необходимости возложения обязанности по созданию маневренного жилищного фонда на Администрацию Комаричского района, как на собственника муниципального жилья в районе.
При таких обстоятельствах суд полагает, что заявленные требования прокурора Комаричского района подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о сроке устранения нарушений, суд приходит к выводу об установлении ответчику срока для создания маневренного жилищного фонда на территории Комаричского района не позднее 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу, который является разумным, обоснованным и достаточным для исполнения судебного акта.
В силу ст.204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 204 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 20.04.2022.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 26.04.2022.