Дело № 2а-2618/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
г. Махачкала 05.07.2018
Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе судьи Чоракаева Т.Э.
при секретаре Магомедовой Н.М.,
с участием административного истца Алиева А.Г. и его представителя Исмаилова М.М., председателя УИК № по <адрес> Гаджиевой И.Я., представителя УМВД РФ по г. Махачкале Абилова Д.М., председателя ТИК по <адрес> Магомедова Ш.К.,
рассмотрев административное дело по иску Алиева А.Г. к УИК № по <адрес> и УМВД РФ по <адрес> о признании незаконными действий по удалению наблюдателя от кандидата Явлинского Г.А. – Алиева А.Г. из помещения для голосования УИК № по <адрес> в день проведения выборов Президента Российской Федерации 18.03.2018
руководствуясь ст. ст. 175-189 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск Алиева Али Гаджимуратовича удовлетворить.
Признать незаконными действия УИК № по <адрес> и УМВД РФ по <адрес> по удалению наблюдателя от кандидата Явлинского Г.А. – Алиева Али Гаджимуратовича из помещения для голосования УИК № по <адрес> в день проведения выборов Президента Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Т.Э. Чоракаев
Дело №а-2618/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Махачкала 05.07.2018
Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе судьи Чоракаева Т.Э.
при секретаре Магомедовой Н.М.,
с участием административного истца Алиева А.Г. и его представителя Исмаилова М.М., председателя УИК № по Ленинскому району г. Махачкалы Гаджиевой И.Я., представителя УМВД РФ по г. Махачкале Абилова Д.М., председателя ТИК по Ленинскому району г. Махачкалы Магомедова Ш.К.,
рассмотрев административное дело по иску Алиева А.Г. к УИК № по <адрес> и УМВД РФ по г. Махачкале о признании незаконными действий по удалению наблюдателя от кандидата Явлинского Г.А. – Алиева А.Г. из помещения для голосования УИК № по <адрес> в день проведения выборов Президента Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Алиев А.Г. обратился в суд с административным иском к УИК № по <адрес> и УМВД РФ по г. Махачкале о признании незаконными действий по удалению наблюдателя от кандидата Явлинского Г.А. – Алиева А.Г. из помещения для голосования УИК № по <адрес> в день проведения выборов Президента Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указано на то, что административный истец Алиев А.Г. в день выборов Президента Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ был наделен статусом наблюдателя от кандидата Явлинского Г.А. и осуществлял наблюдение за ходом выборов на территории УИК № по Ленинскому району г. Махачкалы. Примерно в 20 часов 19 минут истец по требованию руководителя УИК № по <адрес> был против своей воли удален дежурившими на избирательном участке сотрудниками полиции. Указанные действия истец считает незаконными, поскольку в соответствии с ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» удаление наблюдателя с территории избирательного участка допускается только на основании решения суда.
В качестве заинтересованных лиц в административном иске указаны и к участию в деле привлечены ТИК по <адрес> и <адрес>.
На административный иск Алиева А.Г. поступили письменные возражения председателя УИК № по <адрес> Гаджиевой И.Я. В возражениях указывается на то, что данный спор подлежит решению в порядке рассмотрения дел об административных правонарушениях, производство по рассматриваемому иску подлежит прекращению. Также указывается на то, что на момент подачи иска истец утратил статус наблюдателя, принятие иска к производству было неправомерным.
Также на административный иск поступили возражения представителя УМВД РФ по г. Махачкале, в которых указывается на то, что предназначением полиции является охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, в том числе, и в помещениях для голосования и на территориях вокруг них. Сотрудники полиции обязаны оказывать содействие членам избирательных комиссий в осуществлении законной деятельности.
В судебном заседании административный истец Алиев А.Г. и его представителя Исмаилов М.М. поддержали заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Председателя административного ответчика УИК № по Ленинскому району г. Махачкалы Гаджиева И.Я. возражала против удовлетворения административного иска и указала на то, что Алиев А.Г. действительно присутствовал в качестве наблюдателя на территории участковой избирательной комиссии, однако нарушал порядок, препятствовал работе избирательной комиссии, осуществлял фото- и видеосъемку, в том числе, документов, данных избирателей в течение всего дня проведения выборов. В связи с неоднократными нарушениями было принято решение об удалении наблюдателя с территории УИК. Акт об удалении был составлен и подписан членами УИК, но представить в суд ответчик его не может. Истец был удален с территории УИК дежурившими сотрудниками полиции. В суд по поводу удаления наблюдателя ответчик не обращался.
Представитель ответчика УМВД РФ по г. Махачкале Абилов Д.М. возражал против удовлетворения административного иска и в суде пояснил, что ему неизвестно, производилось ли удаление Алиева А.Г. сотрудниками полиции в день выборов с территории УИК № по Ленинскому району г. Махачкалы, а даже если такое удаление производилось, то оно носило законный характер. Истец сам должен доказать незаконный характер действий сотрудников ответчика.
Председатель заинтересованного лица ТИК по Ленинскому району г. Махачкалы Магомедов Ш.К. также возражал в суде против удовлетворения административного иска и пояснил, что действия ответчиков носили законный характер.
Выслушав стороны и заинтересованное лицо, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 5 ст. 23 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (далее – ФЗ № 19-ФЗ) с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, указанные в пунктах 1 и 1.2 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.
Как следует из материалов административного дела, административный истец Алиев А.Г. был направлен доверенным лицом кандидата на должность Президента РФ Явлинского Г.А. – Эседовым А.А. в качестве наблюдателя на УИК №<адрес>.
Алиев А.Г. прибыл на территорию указанной УИК, допущен УИК в помещение для голосования и осуществлял наблюдение за выборами Президента РФ в течение ДД.ММ.ГГГГ.
Статус Алиева А.Г. в качестве наблюдателя на выборах и его присутствие на территории указанной УИК председателем УИК № по <адрес> Гаджиевой И.Я. не отрицалось и не опровергалось.
Административным истцом оспариваются действия председателя УИК и сотрудников полиции по удалению наблюдателя с территории УИК.
В своих возражениях на иск административный ответчик указывает на то, что данный спор не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке административного производства.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Также согласно ч. 3 ст. 239 КАС РФ наблюдатели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права наблюдателей, связанные с осуществлением ими своих полномочий.
Поскольку полномочия Алиева А.Г. в качестве наблюдателя на выборах, его нахождение на территории УИК основаны на законодательстве о выборах, а также в силу прямого указания закона (ст. 239 КАС РФ), рассматриваемый спор относится к спорам о защите избирательных прав и подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Оспаривание действий сотрудников полиции также производится в порядке административного судопроизводства.
Также административный ответчик указывает на то, что на момент обращения с иском истец утратил статус наблюдателя на выборах и не был вправе обращаться с соответствующим иском.
Данную позицию ответчика суд полагает несостоятельной в силу следующего.
На момент спорных правоотношений в день проведения выборов Президента РФ административный истец являлся наблюдателем на выборах Президента РФ, что не оспаривалось председателем УИК. Оспариваемые истцом действия УИК и сотрудников полиции произошли во время исполнения истцом своих полномочий в качестве наблюдателя. Прекращение в последующем статуса наблюдателя в связи с окончанием выборов не лишает истца права на оспаривание тех действий, которые производились, среди прочих, избирательной комиссией в ходе проведения выборов.
При этом суд при рассмотрении и разрешении данных споров проверяет соблюдение административным истцом сроков обращения в суд вне зависимости от того, заявлялось ли соответствующее ходатайство административным ответчиком.
Оспариваемые действия произошли и стали известны административному истцу непосредственно в день выборов Президента РФ ДД.ММ.ГГГГ. Рассматриваемый административный иск заявлен Алиевым А.Г. ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 1 ст. 240 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.
Рассматриваемый административный иск не относится к не подлежащим восстановлению специальным срокам, предусмотренным ч. 2-6 ст. 240 КАС РФ. Следовательно, к нему подлежит применению общий трехмесячный срок, указанный в. ч. 1 ст. 240 КАС РФ. Указанный срок истекал ДД.ММ.ГГГГ, административный иск Алиевым А.Г. подан в пределах сроков подачи такого рода административных исков.
Согласно ч. 7 ст. 23 ФЗ № 19-ФЗ всем членам избирательной комиссии, иным лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, и наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, который образован в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых или в другом месте временного пребывания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке и помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей.
Полномочия наблюдателя Алиева А.Г. были соответствующим образом удостоверены согласно ч. 9 ст. 23 ФЗ № 19-ФЗ, он был допущен в указанном статусе на территорию УИК. Ограничения, предусмотренные ч. 10 ст. 23 ФЗ № 19-ФЗ (одновременное осуществление наблюдение только одним наблюдателем от одного кандидата), истцом также было соблюдено, второе лицо от кандидата Явлинского Г.А. не являлось наблюдателем на выборах и входило в состав избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Одновременное наблюдение двумя наблюдателями ответчиком не заявлено.
При определении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, и распределении бремени доказывания судом учтено, что главой 24 КАС РФ не установлены специальные нормы по указанным вопросам, в связи с чем применению подлежит общее положение, установленное ст. 62 КАС РФ.
Так, согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Административным истцом Алиевым А.Г. утверждалось, что в 20 часов 19 минут он был против его воли удален с территории избирательной комиссии сотрудниками полиции по требованию председателя УИК.
В суде председатель УИК № по <адрес> Гаджиева И.Я. подтвердила, что действительно ею было принято решение об удалении наблюдателя Алиева А.Г., которое было исполнено дежурившими на территории УИК сотрудниками полиции.
Представитель административного ответчика УМВД РФ по <адрес> Абилов Д.М. указал на то, что ему неизвестно о том, производилось ли удаление Алиева А.Г. с территории УИК сотрудниками полиции.
Судом были вынесены определения об истребовании доказательств у ТИК по <адрес> РД (видеозапись камер наблюдения на УИК) и у УМВД РФ по <адрес> по повода сотрудников полиции, дежуривших на указанной УИК, а также документации сотрудников полиции, которая велась в связи с деятельностью сотрудников полиции на указанной УИК.
Данные определения суда исполнены ответчиками не были, указанные в определениях сведения суду для приобщения к материалам дела не предоставлены.
Административным истцом представлены видеозаписи камер наблюдения на территории УИК № по <адрес>.
Судом и участниками процесса в судебном заседании произведен просмотр данных видеозаписей в период времени удаление наблюдателя Алиева А.Г. – 20 часов 19 минут и непосредственные периоды времени до и после указанного времени.
На указанных видеозаписях видно, что Алиев А.Г. получил претензии со стороны председателя УИК, после чего в помещение подсчета голосов вошли двое лиц в форме сотрудников полиции (на видеозаписи опознается общая топология знаков отличия и надписи «полиция» на форменной одежды), которые под руки выпроводили Алиева А.Г. за пределы помещения, где производился подсчет голосов, и пределы области видеотрансляции.
В суде председатель УИК № по <адрес> подтвердила, что на просмотренных видеозаписях зафиксировано произошедшее на территории УИК.
Истец Алиев А.Г. на вопрос суда о происхождении записей пояснил, что во время выборов происходящее на территории УИК (в помещении для голосования и подсчета голосов) транслируется в сеть Интернет и является общедоступным. Любое лицо может произвести запись данных камер видеонаблюдения, что и было сделано для УИК, где находились наблюдатели от кандидата Явлинсокго Г.А.
Принимая во внимание, что происходящее на территории УИК в день выборов транслировалось в сеть Интернет и любое лицо имело возможность произвести запись данных трансляций, а также то, что председатель УИК подтвердила соответствие отраженных на видеозаписях фактов действительности, суд принимает указанные видеозаписи в качестве доказательств.
Таким образом, с учетом показаний председателя УИК № по <адрес> суд считает установленным, что истец Алиев А.Г., находившийся ДД.ММ.ГГГГ на территории УИК № по <адрес> в 20 часов 19 минут в качестве наблюдателя, был по требованию председателя избирательной комиссии удален в территории УИК присутствовавшими работниками полиции.
Полномочия наблюдателя установлены ч. 12 ст. 23 ФЗ № 19-ФЗ, согласно которой наблюдатель вправе:
1) знакомиться со списками избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в любое время в период, указанный в пункте 5 настоящей статьи;
3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
4) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 5 настоящей статьи;
6) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю соответствующей избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему;
7) знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую направлен наблюдатель, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, прилагаемыми к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;
8) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
9) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях;
10) производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.
Из приведенной нормы следует, что наблюдатель вправе присутствовать после закрытия избирательного участка при подсчете голосов.
Согласно п. 15 ст. 69 ФЗ № 19-ФЗ член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство о выборах Президента Российской Федерации. Решение об отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения участковой избирательной комиссии. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы. Правоохранительные органы также обеспечивают в соответствии с федеральными законами безопасность граждан и общественный порядок в помещении для голосования и на территории избирательного участка.
Административным ответчиком – председателем УИК № по <адрес> в суде утверждалось, что истец Алиев А.Г. в ходе выборов неоднократно нарушал законодательство о выборах Президента РФ, (производил фото- и видеосъемку списков избирателей и т. д.) в связи с чем было принято решение о его удалении из помещения для голосования.
Между тем, в силу положения п. 15 ст. 69 ФЗ № 19-ФЗ разрешение вопрос об удалении наблюдателя из помещения для голосования вне зависимости от обоснованности оснований удаления является прерогативой суда и не входит в компетенцию председателя УИК.
В материалах административного дела отсутствуют доказательства того, что ответчик обращался в суд по вопросу удаления наблюдателя. Из показаний самого председателя УИК следует, что такое обращение отсутствовало.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что удаление Алиева А.Г. из помещения для голосования было произведено с нарушением требований действующего избирательного законодательства.
Сотрудники полиции, выполнявшие указания председателя УИК, также должны были быть ознакомлены с нормами действующего законодательства и осуществлять деятельность по охране общественного порядка, исполнять поручения председателя УИК в соответствии с нормами действующего законодательства.
С учетом того, что удаление Алиева А.Г. из помещения для голосования произведено с существенным нарушением положений ФЗ № 19-ФЗ, суд приходит к выводу о том, то данное удаление носило незаконный характер, административный иск Алиева А.Г. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-189 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск Алиева ФИО13 удовлетворить.
Признать незаконными действия УИК № по Ленинскому району г. Махачкалы и УМВД РФ по г. Махачкале по удалению наблюдателя от кандидата Явлинского Г.А. – Алиева Али Гаджимуратовича из помещения для голосования УИК № по Ленинскому району г. Махачкалы в день проведения выборов Президента Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Резолютивная часть решения объявлена ДД.ММ.ГГГГ.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Т.Э. Чоракаев