Дело № 5-257/22
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
22 марта 2022 года г.Хабаровск, ул.Серышева, 60
Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Сидоров Я.Ю., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении Каменщикова Николая Александровича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
Каменщиков Н.А. ДД.ММ.ГГГГ в период с 18 часов 05 минут до 18 часов 15 минут находился в общественном месте – на Комсомольской площади <адрес>, где без средства индивидуальной защиты (маски) в период отмены на территории Хабаровского края проведения публичных мероприятий с очным участием граждан принимал участие в публичном мероприятии в форме одиночного пикета против начала военных действий в Республике Украина, в руках держал плакат с надписью: «ПУТИН, ВОН ИЗ УКРАИНЫ», с целью привлечения внимания граждан в связи с проводимой военной операцией на территории государства Украина, создавая, таким образом, угрозу распространения новой коронавирусной инфекции, чем нарушил пп. «б» п.3, пп. «в», «г» п.4 Правил поведения, установленных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», п.п. 1 и 3 Постановления Правительства Хабаровского края от 02.07.2021 № 274-пр «Об отдельных ограничительных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Хабаровского края» в период режима повышенной готовности, введенного на территории Хабаровского края распоряжением Правительства Хабаровского края от 13.02.2020 № 120-рп «О введении режима повышенной готовности», тем самым, нарушил общественный порядок и общественную безопасность.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Каменщиков Н.А., описанных в протоколе событий не отрицал, но вину в совершении вмененного правонарушения не признал, так как, по его убеждению и гражданской позиции он должен был заявить об этом публично. При этом он руководствовался ст.31 Конституции РФ, предоставляющей ему такое право. Он действительно в интервью журналисту канала «RusNews» высказывал свое отношение к Путину и проводимой им политике, а также призывал к недопущению военный действий на Украине. Был без маски, так как вакцинирован, о чем имеется сертификат. В связи с чем, не считает необходимым ее носить.
Защитник Каменщикова Н.А. – адвокат Бубон К.В. полностью поддержал позицию своего доверителя, полагая, что его действия не образуют вмененного ему состава административного правонарушения, учитывая, что Комсомольская площадь в г.Хабаровске является, так называемым «гайд парком», то есть местом, специально отведенным для различного рода обсуждений, что не требует согласования с властями. Однако, если суд придет о наличии в его действиях состава вмененного правонарушения и вины, просил учесть, что он впервые привлекается к административной ответственности и отсутствие каких-либо общественно-опасных последствий его действий.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – инспектор отдела охраны общественного порядка УМВД России по <адрес> старший лейтенант полиции ФИО4 в полном объеме поддержала изложенные в протоколе обстоятельства, указав, что очевидцем указанных событий она не являлась. Все обстоятельства произошедшего ей стали известны от непосредственных очевидцев данных событий – сотрудников ее отдела – заместителя начальника ФИО6 и инспектора ФИО5, а также из видеозаписи событий, на которой отчетливо виден ФИО1, стоящий в одиночном пикете с плакатом на Комсомольской площади, которого снимают журналисты, и он дает им комментарии. При этом он был без маски.
Свидетель ФИО6, состоящий в должности заместителя начальника отдела охраны общественного порядка УМВД России по <адрес>, в полном объеме поддержал изложенные в протоколе обстоятельства, указав, что явился очевидцем изложенных в протоколе событий. Так, в период с 18 до 19 часов ДД.ММ.ГГГГ он с инспектором его отдела ФИО7 был задействован для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на Комсомольской площади, которая является специальным отведенным местом для проведения публичных мероприятий при отсутствии согласия властей. Около 18 часов на площадь вышел ранее известный Каменщиков Н.А., который уже неоднократно принимал участие в различных публичных протестных акциях. С собой у него был свернутый плакат. Развернув его он встал, и его сразу же обступили журналисты и блогеры, производя съемку. На плакате было написано: «ПУТИН, ВОН ИЗ УКРАИНЫ». Он стал давать комментарии, в том числе каналу «RusNews», высказывая недовольство политикой Президента РФ, в том числе по отношении к Украине. Пояснил, что данный пикет был вызван началом полномасштабных военных действий, ответственность за которые несет Президент РФ. При это Каменщиков находился без маски, а границах социальной дистанции стояли журналисты. После этого он был задержан и препровожден в отдел полиции для разбирательства.
Заслушав пояснения участвующих лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
Часть 1 ст.20.6.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Согласно ст.15 Конституции РФ, любое лицо должно соблюдать Конституцию РФ и законы, следовательно – установленные законом обязанности.
Вступая в правоотношения в сфере проведения публичных массовых мероприятий, а также общественной безопасности, лицо должно знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований закона.
В силу п.1 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417, граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны, в том числе, выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - уполномоченные должностные лица) (пп. «б» п.3 Правил).
На основании пп. «в», «г» п.4 Правил, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается: осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью; осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п.1 постановления Правительства Хабаровского края от 02.07.2021 № 274-пр «Об отдельных ограничительных мероприятиях по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Хабаровского края», на территории края сохранены ограничения по соблюдению обязательного масочного режима при нахождении во всех общественных местах, предприятиях, организациях, учреждениях всех форм собственности, в том числе: в медицинских организациях, аптеках и аптечных пунктах, помещениях (площадях) объектов розничной торговли, других организаций, связанных с обслуживанием (оказанием услуг) населения; в федеральных государственных органах и их территориальных органах, государственных органах Хабаровского края, органах местного самоуправления муниципальных образований края; в зданиях, строениях, сооружениях автовокзалов, железнодорожных вокзалов, речных (морских) вокзалов, речных (морских) портов, аэропортов, на парковках, на станциях и остановках всех видов транспорта общего пользования городского, пригородного и местного сообщения, а также во всех видах транспорта общего пользования городского, пригородного и местного сообщения, в том числе такси.
Пунктом 3 постановления Правительства Хабаровского края от 02.07.2021 № 274-пр на территории Хабаровского края отменено проведение досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, религиозных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных, публичных, экскурсионных и других мероприятий с очным участием граждан, за исключением особенностей, предусмотренных пунктами 3[1] – 3[4] настоящего постановления.
Как установлено пунктом 1 распоряжения Правительства Хабаровского края от 13.02.2020 № 120-рп «О введении режима повышенной готовности», для органов управления и сил Хабаровской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах Хабаровского края введен режим повышенной готовности.
Статьей 17 Конституции РФ признаются и гарантируются в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Как установлено статьей 31 Конституции РФ гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Однако права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст.55 Конституции РФ).
В соответствии с ч.3 ст.17 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», осуществление вышеназванного права не должно нарушать права и свободы других лиц.
Как определено п.2 ст.2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ, собранием признается совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19.06.2004 года № 54-ФЗ, которым в рамках организации публичного мероприятия предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности, на что указано в статье 4 данного Закона.
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п.1 ч.4 ст.5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ, организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч.1 ст.7), а также не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п.п.1 и 2 ст.5).
На основании п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ, уведомление о проведении публичного мероприятия – это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
В силу ч.5 ст.5 вышеназванного Федерального закона, организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Пикетирование – это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции (п.6 ст.2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1.1 ст.7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ, уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, в том числе участие нескольких лиц в таких актах пикетирования поочередно, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием.
Тем не менее, <адрес> в <адрес> на основании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отдельных вопросах правового регулирования публичных мероприятий в <адрес>» и Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пр, является специальным отведенным местом проведения публичных мероприятий, уведомление о проведении которых не требуется, если в мероприятии участвует сто человек.
Из протокола об административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составленного инспектором отдела охраны общественного порядка УМВД России по <адрес> старшим лейтенантом полиции ФИО4, следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в период с 18 часов 05 минут до 18 часов 15 минут находился в общественном месте – на Комсомольской площади <адрес>, где без средства индивидуальной защиты (маски) в период отмены на территории Хабаровского края проведения публичных мероприятий с очным участием граждан принимал участие в публичном мероприятии в форме одиночного пикета против начала военных действий в Республике Украина, в руках держал плакат с надписью: «ПУТИН, ВОН ИЗ УКРАИНЫ», пользуясь доступом к информационным ресурсам канала «RusNews», высказывал, что его пикет вызван ситуацией, связанной с началом полномасштабных военных действий на Украине, ответственность за которые несет Президент РФ, путем следующих высказываний: «Россия превратилась в фашистское государство», «Позор тем, кто поддерживает Путина и считает, что он прав…», привлекая внимание граждан, создавая, таким образом, угрозу распространения новой коронавирусной инфекции, чем нарушил пп. «б» п.3, пп. «в», «г» п.4 Правил поведения, установленных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», п.3 Постановления Правительства Хабаровского края от 02.07.2021 № 274-пр «Об отдельных ограничительных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Хабаровского края» в период режима повышенной готовности, введенного на территории Хабаровского края распоряжением Правительства Хабаровского края от 13.02.2020 № 120-рп «О введении режима повышенной готовности»
С изложенными в протоколе обстоятельствами Каменщиков Н.А. не согласился.
Несмотря на позицию лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изложенные в протоколе обстоятельства нашли свое объективное и достоверное подтверждение исследованными по делу доказательствами, отвечающими требованиям ст.26.2 КоАП РФ, к которым относятся: показания свидетеля ФИО6, данные в судебном заседании, его и инспектора ФИО5 рапорта о происходивших событиях, очевидцами которых они являлись, письменное объяснение ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, которому были разъяснены права и обязанности свидетеля, предусмотренные ст.25.6 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ, и положения ст.17.9 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за дачу заведомо ложных показаний, протокол изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ, которым у Каменщикова Н.А. был изъят плакат, а также видеозапись с места происшествия и фотография.
На видеозаписи с места происшествия, датированной ДД.ММ.ГГГГ, на Комсомольской площади у лавочки перед стеной собора запечатлен Каменщиков Н.А. со свертком в руках. Маска на нем отсутствует. Рядом с ним в границах социальной дистанции стоят несколько человек. Через некоторое время он подходит к лавочке и разворачивает плакат с надписью: «НЕТ ВОЙНЕ ПРОТИВ СВОБОДЫ». Его тут же обступают журналисты и блогеры. Он начинает что-то комментировать. Затем к нему подходят сотрудники полиции и уводят его. Далее кто-то из присутствующих оскорбляет Президента РФ.
Видеозапись получена из общедоступных источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Эти обстоятельства также подтверждаются имеющейся в деле фотографией.
Согласно ответу заместителя Мэра города Хабаровска ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ №.1 –57/430, в администрацию города по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ поступило 4 уведомления о проведении публичных мероприятий на территории <адрес> в период с 16 по ДД.ММ.ГГГГ, но организаторам направлены ответы о невозможности проведения таковых.
Таким образом, исследовав материалы дела, судья приходит к выводу о том, что своими действиями ФИО1 совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ – невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Несмотря на то, что должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, не указано, что Каменщиковым Н.А. нарушен пункт 1 постановления Правительства Хабаровского края от 02.07.2021 № 274-пр «Об отдельных ограничительных мероприятиях по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Хабаровского края», устанавливающий обязанность носить средства индивидуальной защиты в общественных местах, так как при описании события данное обстоятельство все же отражено и вменяется ему, судья считает необходимым указать нарушение им и данного пункта Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-пр.
Доводы Каменщикова Н.А. о том, что факт его вакцинирования от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) освобождает его от обязанности носить в общественном месте средство индивидуальной защиты (маску), противоречит п.1 Постановления Правительства Хабаровского края от 02.07.2021 № 274-пр «Об отдельных ограничительных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Хабаровского края» Постановления Правительства Хабаровского края от 02.07.2021 № 274-пр «Об отдельных ограничительных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Хабаровского края» есть основан на неверном толковании норм материального права.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
При определении вида и размера наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, личность правонарушителя, его имущественное положение и состояние здоровья, наличие инвалидности, отсутствие у него постоянного места работы и источника дохода за исключением пенсионных выплат, отсутствие сведений о его привлечении к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных главой 20 КоАП РФ, а также отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств и наличие смягчающих.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность Каменщикова Н.А., судья в соответствии с ч.2 ст.4.2 КоАП РФ, признает состояние его здоровья и наличие инвалидности.
В целях исправления правонарушителя и предупреждения совершения им новых правонарушений, руководствуясь общими правилами назначения наказания и принципами справедливости наказания, судья полагает возможным назначить Каменщикову Н.А. наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9 – ст.29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Каменщикова Николая Александровича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и на основании данной статьи назначить ему наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления правонарушителем через Центральный районный суд г.Хабаровска.
Судья Я.Ю.Сидоров
Резолютивная часть постановления объявлена 18.03.2022.