Дело №2-402/2020
(УИД 02RS0008-01-2020-000823-33)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Усть-Кокса 28 декабря 2020 года
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Вершининой А.В.,
при секретаре Иродовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Усть-Коксинский район» о возложении обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны на скотомогильник, получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Усть-Коксинского района Республики Алтай обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Усть-Коксинский район» о возложении обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны на скотомогильник с кадастровым номером № получить на него положительное санитарно-эпидемиологическое заключение.
В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено, что в оперативном управлении ответчика находится скотомогильник. Законом Республики Алтай от 19.12.2014 г. №92-РЗ ответчик наделен отдельными государственными полномочиями по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных в части обустройства и содержания мест утилизации биологических отходов. В нарушение требований законодательства, администрацией полномочия в сфере разработки проекта санитарно-защитной зоны и получению на него положительного заключения не исполнены. Нарушение требований законодательства ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и может привести к негативным последствиям для окружающей среды.
Старший помощник прокурора Усть-Коксинского района Казанцева М.И. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, просила установить срок для исполнения решения в течение двух лет с даты вступления решения в законную силу.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражал удовлетворению требований.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Выслушав старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В преамбуле Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Федеральный закон от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно положениям ч.1 ст.39 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Из п.2 ст.52 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ следует, что в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные.
В судебном заседании установлено, что в оперативном управлении администрации МО «Усть-Коксинский район» находится объект недвижимости – скотомогильник с кадастровым номером № расположенный на территории Горбуновского сельского поселения.
Положениями ст.11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. №52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно п.2.1 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года №74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.
Пунктом 3 подраздела 7.1.12 указанного СанПиН скотомогильники с захоронением в ямах отнесены к 1 классу объектов опасности. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (пункт 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Статьей 1 Закона Республики Алтай от 19.12.2014 г. №92-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по обустройству и содержанию мест утилизации биологических отходов (скотомогильников, биотермических ям) на территории Республики Алтай» предусмотрено, что органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Республики Алтай в области организации проведения на территории Республики Алтай мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части обустройства и содержания мест утилизации биологических отходов (скотомогильников, биотермических ям). Под обустройством мест утилизации биологических отходов (скотомогильников, биотермических ям) понимается проведение работ по приведению мест утилизации биологических отходов в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями, в том числе проведение капитального ремонта, реконструкции, возведение отсутствующих элементов. Под содержанием мест утилизации биологических отходов понимается комплекс мероприятий по обеспечению специалистов необходимым инвентарем и специализированной одеждой, мероприятия по дезинфекции, эксплуатация и обслуживание мест утилизации биологических отходов (текущий ремонт, уборка территории, расчистка подъездных путей).
Настоящим Законом государственными полномочиями наделяются органы местного самоуправления следующих муниципальных образований в Республике Алтай, в том числе муниципальное образование «Усть-Коксинский район» (ст.2 Закона Республики Алтай от 19.12.2014 г. №92-РЗ).
Согласно п.3 ст.20 Федерального закона 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
В нарушение требований законодательства на скотомогильник, расположенный на территории Горбуновского сельского поселения, проект санитарно-защитной зоны не разработан, положительное заключение на проект не получено.
07.10.2020 г. прокурором района на имя главы администрации МО «Усть-Коксинский район» внесено представление об устранении требований законодательства.
По результатам рассмотрения представления главой администрации МО «Усть-Коксинский район» на имя прокурора представлена информация о том, что для устранения нарушений необходимо провести гидрологические и лабораторные исследования аккредитованными организациями. Администрацией МО «Усть-Коксинский район» получены коммерческие предложения и соглашения о намерении по выполнению услуг, составлены проекты договоров, стоимость оказания услуг за один проект составила 91000 рублей, в связи с чем направлены письма в адрес главы региона с просьбой оказать содействие в выделении денежных средств.
Вместе с тем, неисполнение ответчиком своих обязанностей не отвечает экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, представляет экологическую опасность, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде, потому требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению.
Согласно ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Истцом предложен срок для исполнения решения суда – в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу. Суд соглашается с указанным сроком, полагая такой срок достаточным и разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Усть-Коксинский район» о возложении обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны на скотомогильник, получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект санитарно-защитной зоны на скотомогильник с кадастровым номером 04:08:000000:686 и получить на него положительное санитарно-эпидемиологическое заключение.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Алтай через Усть-Коксинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.В.Вершинина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ