Дело № 7-278/2021 Судья: Айрапетян Е.М.
Р Е Ш Е Н И Е
город Челябинск 14 апреля 2021 года
Судья Челябинского областного суда Жуков А.А., при секретаре Воронцовой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда жалобу защитника Акционерного общества «Специальное конструкторское бюро «Турбина» Филипцев В.М. на решение судьи Тракторозаводского районного суда Челябинской области от 02 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Специальное конструкторское бюро «Турбина»,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по г. Челябинску Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 № 1072-2020 от 12 ноября 2020 года Акционерное общество «Специальное конструкторское бюро «Турбина» (далее – АО «СКБ «Турбина») признано винновым в совершении административного правонарушения предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Тракторозаводского районного суда г. Челябинской области от 02 февраля 2021 года постановление государственного инспектора оставлено без изменения.
В жалобе в Челябинский областной суд защитник АО СКБ «Турбина» Филипцев В.М. просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что Общество согласно плану-графику осуществляет контроль за соблюдение нормативов выбросов в период НМУ совместно с аккредитованными лабораториями. В связи с введенным ограничениями по предотвращению распространения коронавирусной инфекции, внесены изменения в графики работы аккредитованных организаций, работа осуществляется в ограниченном доступе. АО СКБ «Турбина» относится к предприятиям, выполняющим государственный оборонный заказ, включено в перечень лиц, на которые распространяется действие моратория в соответствии со статьей 9.1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Отсутствуют доказательства нанесения ущерба в связи с невыполнение инструментальных измерений. Судом нарушено право Общества на судебную защиту, поскольку дело было рассмотрено без участия защитника Общества при наличии ходатайства об отложении слушания дела. Возможно применение статьи 2.9 КоАП РФ и признание деяния малозначительным.
Защитник АО СКБ «Турбина» Попов В.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
В судебном заседании должностное лицо ФИО1 прокурор Гурская О.Н. возражали против доводов жалобы.
Законный представитель АО СКБ «Турбина» будучи надлежаще извещенным, не явился, причины неявки не сообщил, ходатайств об отложении не представили. На основании пунктов 2, 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно статье 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона РФ «Об охране атмосферного воздуха» в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Согласно части 1 статьи 25 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
Как следует из материалов дела, АО «СКБ «Турбина» согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц осуществляет свою деятельность по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, д. 2 «б»; основной вид деятельности: производство оружия и боеприпасов (код по ОКВЭД 25.40).
В соответствии с планом работы Челябинской природоохранной прокуратуры на 2 полугодие 2020 года, разработанным в соответствии с планом мероприятий по усилению надзора в сфере исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха в г. Челябинске, утвержденным заместителем прокурора Челябинской области Вепревым П.В. 26 декабря 2019 года, на основании решения исполняющего обязанности Челябинского природоохранного прокурора Дримановой Н.Н. от 20 октября 2020 года в период с 20 октября 2020 года по 27 октября 2020 года в отношении АО «СКБ «Турбина» Челябинской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха.
По результатам проверки установлено, что деятельность АО «СКБ «Турбина» связана с выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: на производственной площадке АО «СКБ «Турбина» расположено 62 источника выброса вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется АО «СКБ «Турбина» на основании разрешения от 18 сентября 2015 года № 764. Согласно форме федерального статистического наблюдения №2-ТП (воздух) за 2019 год АО «СКБ «Турбина» в атмосферный воздух выброшено 20,406 тонн вредных (загрязняющих) веществ, в том числе: твёрдые - 4,053 тонн; газообразные и жидкие - 16, 353 тонн.
В 2018 году АО «СКБ «Турбина» разработаны «Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных условиях», согласованны с Министерством экологии Челябинской области 31 октября 2018 года.
В соответствии с план-графиком контроля за соблюдением нормативов выбросов в период НМУ по измерениям концентраций в атмосферном воздухе АО «СКБ «Турбина» должно осуществлять контроль с привлечением аккредитованной лаборатории один раз в период НМУ в трёх контрольных точках: на границе жилой зоны на улице Танкистов, дом 193-В, р.т № 3 - по натрий гидроксиду один раз в период НМУ; на границе жилой зоны по улице Летная, дом 44, р.т №4 - по никель оксиду один раз в период НМУ; на границе жилой зоны на улице Танкистов, дом 193-В, р.т №3 - по пыли древесной один раз в период НМУ.
В ходе проведения проверки выявлено, что мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в объявленные в соответствии с информацией Челябинского ЦГМС – филиала ФГБУ «Уральское УГМС» периоды НМУ не выполнялись, а именно: периоды НМУ с 19:00 часов 30.01.2020 до 19:00 часов 31.01.2020; с 22:00 часов 11.02.2020 до 19:00 часов 12.02.2020, с 19:00 часов 21.02.2020 до 14:00 часов 23.02.2020,с 19:00 часов 03.04.2020 до 11:00 часов 06.04.2020 не зафиксированы в журнале регистрации предупреждений (оповещений) о НМУ АО «СКБ «Турбина».
Кроме того, в периоды НМУ 1 степени: с 19:00 часов 21.02.2020 до 14:00 часов 23.02.2020, с 19:00 часов 03.04.2020 до 11:00 часов 06.04.2020, с 20:00 часов 23.05.2020 до 14:00 часов 24.05.2020, с 19:00 часов 21.07.2020 до 19:00 часов 22.07.2020, с 19:00 часов 01.09.2020 до 11:00 часов 02.09.2020 АО «СКБ «Турбина» не проведены инструментальные измерения по результатам контроля за соблюдением нормативов выбросов в периоды НМУ по измерениям концентраций в атмосферном воздухе в контрольных точках, определённых план-графиком контроля за соблюдением нормативов выбросов в периоды НМУ по измерениям концентраций в атмосферном воздухе.
По факту выявленных нарушений 27 октября 2020 года Челябинским природоохранным прокурором ФИО4 в отношении АО «СКБ «Турбина» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении с иными материалами дела направлено для рассмотрения по подведомственности в Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение данного дела – государственным инспектором Российской Федерации, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по г. Челябинску Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО1. 12 ноября 2020 года вынесено постановление № 1072-2020, которым АО СКБ «Турбина»признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются следующими доказательствами: постановленем о возбуждении дела об административном правонарушении от 27 октября 2020 года; решением о проведении проверки № 25 от 20 октября 2020 года; уведомлением о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 22 октября 2020 года; сведениями о представленных для проведения проверки документах; справками о принятых мерах по сокращению выбросов в период НМУ на источнике №0024 от 20 октября 2020 года; справкой–описанием производства предприятия; справкой о периоде объявленных для АО СКБ «Турбина» НМУ 2 степени от 21 октября 2020 года; информацией Челябинского ЦГМС-филиал ФГБУ «Уральское УГМС» о НМУ для источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ от 13 октября 2020 года, 03 апреля 2020 года, 12 февраля 2020 года, 31 января 2020 года, 23 февраля 2020 года; формой 2-ТП (воздух) за 2019 года с пояснительной запиской; заключением Министерства экологии Челябинской области о согласовании мероприятий в периоды НМУ от 31 октября 2020 года; мероприятиями по регулированию выбросов при НМУ АО СКБ «Турбина».
Также подтверждаются план-графиком контроля за соблюдением нормативов выбросов в период НМУ; отчетом АО СКБ «Турбина» об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2019 года; разрешением № 764 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; приказом № 547 от 14 августа 2015 года об утверждении нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных выбросов; перечнем и нормативами вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых предприятием в атмосферный воздух АО СКБ «Турбина»;приказом № 469 от 05 апреля 2019 года о выводе из эксплуатации бункера ЦН-15; актом вывода из эксплуатации пылегазоочистной установки (бункера ЦН-15 и вентилятора В-100) от 05 апреля 2019 года; приказами о переводе работника на другую работу от 24 сентября 2019 года (о назначении ФИО8 заместителем генерального директора по производству, от 01 февраля 2012 года (о назначении ФИО6 на должность заместителя генерального директора), от 22 июля 2019 года (о назначении ФИО7 на должность первого заместителя генерального директора), от 05 декабря 2019 года (о назначении ФИО9 на должность заместителя технического директора по инструментальному производству-директора опытного производства в отдел по подготовке производства № 17, от 20 июня 2017 года (о назначении ФИО5 заместителем генерального директора по безопасности и режимы); справкой о среднесписочной численности работников АО СКБ «Турбина» за 9 месяцев 2020 года; распоряжением № 2-р/1 от 02 апреля 2019 года о назначении ответственных лиц за эксплуатацию установок очистки газа; мероприятиями по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в период НМУ за 2019-2020 годы; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении АО СКБ «Турбина» по состоянию на 05 октября 2020 года; приказом № 2702 л/с от 08 августа 2019 года о вступлении ФИО10 в должность генерального директора АО СКБ «Турбина»; свидетельствами о государственной регистрации и постановки на налоговый учет; протоколом № 19 внеочередного общего собрания акционеров АО «СКБ «Турбина» от 08 августа 2019 года; свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и иными материалами дела.
Судьей районного суда при рассмотрении жалобы установлены все юридически значимые обстоятельства на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств.
Позиция заявителя, заключающаяся в том, что Обществом согласно плану-графику осуществляется контроль за соблюдением нормативов выбросов в период НМУ совместно с аккредитованными лабораториями, однако связи с введенным ограничениями внесены изменения в графики работы аккредитованных организаций, работа осуществляется в ограниченном доступе, не влечет отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи, поскольку не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с планом-графиком контроля за соблюдением нормативов выбросов а период НМУ по измерения концентрации в атмосферном воздухе АО «СКБ «Турбина» должно осуществлять контроль с привлечением аккредитованной лаборатории один аз в период НМУ в трех контрольных точках: на границе жилой зоны на улице Танкистов, дом 193-В, р.т № 3 - по натрий гидроксиду один раз в период НМУ; на границе жилой зоны по улице Летная, дом 44, р.т №4 - по никель оксиду один раз в период НМУ; на границе жилой зоны на улице Танкистов, дом 193-В, р.т №3 - по пыли древесной один раз в период НМУ.
Мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в объявленные в соответствии с информацией Челябинского ЦГМС – филиала ФГБУ «Уральское УГМС» периоды НМУ не выполнялись, а именно периоды НМУ: с 19:00 часов 30.01.2020 до 19:00 часов 31.01.2020; с 22:00 часов 11.02.2020 до 19:00 часов 12.02.2020, с 19:00 часов 21.02.2020 до 14:00 часов 23.02.2020,с 19:00 часов 03.04.2020 до 11:00 часов 06.04.2020 не зафиксированы в журнале регистрации предупреждений (оповещений) о НМУ АО «СКБ «Турбина».
В периоды НМУ 1 степени: с 19:00 часов 21.02.2020 до 14:00 часов 23.02.2020, с 19:00 часов 03.04.2020 до 11:00 часов 06.04.2020, с 20:00 часов 23.05.2020 до 14:00 часов 24.05.2020, с 19:00 часов 21.07.2020 до 19:00 часов 22.07.2020, с 19:00 часов 01.09.2020 до 11:00 часов 02.09.2020 АО «СКБ «Турбина» не проведены инструментальные измерения по результатам контроля за соблюдением нормативов выбросов в периоды НМУ по измерениям концентраций в атмосферном воздухе в контрольных точках, определённых план-графиком контроля за соблюдением нормативов выбросов в периоды НМУ по измерениям концентраций в атмосферном воздухе.
Исходя из изложенного, соответствии с часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У АО «СКБ «Турбина» него имелась возможность для соблюдения правил и норм, в частности, Общество не было лишено возможность обратиться в иную организацию, согласовать проведение контрольных мероприятий.
Не может быть принята как основание к отмене или изменению состоявшихся по делу актов ссылка заявителя на то, что АО СКБ «Турбина» относится к предприятиям, выполняющим государственный оборонный заказ, включено в перечень лиц, на которые распространяется действие моратория в соответствии со статьей 9.1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют о незаконности привлечения Общества к административной ответственности за совершенное деяние по статье 8.1 КоАП РФ.
С доводом жалобы о том, что судом нарушено право Общества на судебную защиту, поскольку дело было рассмотрено без участия защитника юридического лица при наличии ходатайства об отложении слушания дела, нельзя согласиться ввиду следующего.
Из материалов дела видно, что ходатайство защитника В.М. Филипцева об отложении судебного заседания (л.д. 171) разрешено судьей в соответствии с положениями, установленными статьей 24.4 КоАП РФ, протокольно отклонено (л.д. 184 об.), из которой следует, что судья вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства (в зависимости от конкретных обстоятельств дела).Приведенные судьей мотивы отклонения ходатайства являются убедительными и сомнений не вызывают. Оснований не согласиться с выводами судьи не имеется, так как нахождение защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в командировке, не свидетельствует об уважительности причины его неявки в судебное заседание и не является основанием для отложения рассмотрения дела. Кроме того, зная о нахождении в суде дела об административном правонарушении, Общество имело возможность направить в судебное заседание иное лицо, уполномоченное на представление его интересов, а также представить по делу письменные объяснения в дополнение к жалобе, но таким правом не воспользовался.
Содержащийся в жалобе довод о малозначительности совершенного правонарушения и отсутствуют доказательства нанесения ущерба в связи с невыполнение инструментальных измерений также является несостоятельным.
В соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в абзаце 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение положений статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу.
Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
При таких обстоятельствах с учетом характера противоправного деяния оснований для признания его малозначительным и освобождения АО СКБ «Турбина» от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
В случае невозможности уплаты административного штрафа АО СКБ «Турбина» с учетом финансового положения, не лишено возможности обратиться к судье, вынесшему постановление, с заявлением в порядке статьи 31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица - АО СКБ «Турбина» имелась возможность для соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды, за нарушение которого статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, доводы жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда, они не опровергают наличие в действиях АО «СКБ «Турбина» объективной стороны состава вменяемого ему административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований не допущено.
Постановление о привлечении АО «СКБ «Турбина» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При назначении АО «СКБ «Турбина» административного наказания судьей требования статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ соблюдены. Наказание назначено в пределах санкции статьи 8.1 КоАП РФ.
Исключающих производство по делу об административном правонарушении обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих в силу статьи 30.7 КоАП РФ отмену постановления судьи по делу об административном правонарушении, не допущено.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья областного суда
Р Е Ш И Л:
решение судьи Тракторозаводского районного суда Челябинской области от 02 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Специальное конструкторское бюро «Турбина», оставить без изменения, жалобу защитника Акционерного общества «Специальное конструкторское бюро «Турбина» Филипцева В.М. – без удовлетворения.
Судья: А.А. Жуков