Решение по делу № 2-1497/2024 от 12.02.2024

Дело № 2-1497/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 августа 2024 года.г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Власенко А.В.

при секретаре Богданове И.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1497/2024 по иску по иску Отделения Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Ростовской области к ФИО1, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области», третье лицо: ГБУ «Центральная городская больница в г. Гуково» о признании недействительной справки об установлении инвалидности и выписки из акта медицинского освидетельствования,

Установил:

Истец Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области, в иске ссылаясь на ст. 28 ФЗ РФ «О страховых пенсиях», указывая на отсутствие направления на освидетельствование на бумажном носителе, а также на отсутствие в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ЕАВИИАС), сведений о проведении МСЭ в отношении ответчицы, о чем также указано в письменных ответах ФКУ "Главное бюро МСЭ по Ростовской области", просит суд признать недействительными с момента выдачи ответчице справки о признании инвалидом третьей группы серии МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из акта освидетельствования серия МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ,

справки о признании инвалидом 2 группы серии МСЭ-2011 от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из акта освидетельствования серия МСЭ-2011 от ДД.ММ.ГГГГ,

справки о признании инвалидом 1 группы серии МСЭ-2011 от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из акта освидетельствования серия МСЭ-2011 от ДД.ММ.ГГГГ, выданные Бюро №30 ФКУ "Главное бюро МСЭ по Ростовской области".

Гуковским городским судом постановлен обвинительный приговор, установлено, что бывший начальник филиала № 30 ФКУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы Ростовской области» за взятки выдавал подложные справки об установлении лицам инвалидности, в период с 2010 года по 2017 год.

На основании справок об инвалидности пенсионный фонд назначил ответчице социальные выплаты.

Из ответа ФКУ "Главное бюро МСЭ по Ростовской области", который предоставлен в приложение к иску указано об отсутствии доказательств проведения в отношении ФИО1 МСЭ, на основании которых выданы оспариваемые справки.

Признание гражданина инвалидом осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" которым утверждены Правила признания лица инвалидом.

По изложенным основаниям истец и обратился с настоящим иском в суд.

Представитель истца ОСФР по Ростовской области ФИО5 в судебное заседание явился, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме, дал пояснения, согласно заявленным требованиям.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, заказной корреспонденцией. Дело рассмотрено в ее отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ с участием ее представителя.

Представитель ответчика ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, просил отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по РО» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, исследовав материалы, приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в территориальный орган ПФР с заявлением о назначении ЕДВ в соответствии Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (далее - Закон № 181-ФЗ). Затем, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1обратилась в территориальный орган ПФР с заявлением о назначении трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В числе рассмотренных территориальным органов ПФР документов находилась Справка об установлении инвалидности и Выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2009 ,выданные бюро № 30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», согласно которым ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ впервые установлена инвалидность 3 группы, вследствие общего заболевания.

Согласно письмам ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России от 13.04.2021 г. №04/11-6774.ГБ.61/2021, согласно которому, в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ЕАВИИАС), используемой при проведении МСЭ с 2014 года и на бумажном носителе не имеется данных по проведению МСЭ в отношении ФИО1

В ФГИС ЕАВИИАС МСЭ и в сохранившемся архиве бюро № 30 данных по проведению МСЭ ФИО1 в 2014 году на бумажных носителях нет.

В ответе МБУЗ «Центральная городская больница» г. Гуково от 11.03.2024 № 821 за подписью главного врача ФИО7 значится, что ФИО1медицинские карты не выдавались.

Согласно копии письма Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области от 27.02.2024 № 08/К/791, представлена информация об оказании обязательного медицинского страхования на территории Ростовской области период с 2004 по ДД.ММ.ГГГГ:

- МУЗ Городская БСМП с диагнозом: аутоиммунный тиреоидит, открытая рана головы, хронический фарингит, злокачественное новообразование ткани молочной железы,

- ГБУ РО «ЦГБ» г. Гуково с диагнозом: бронхит, острый бронхит неуточненный, остеохондроз позвоночника неуточненный, пресбиопия, гипертензивная энцефалопатия, болезнь надпочечников неуточненная,

- ГБ УРО «ЦГБ» в Милютинском районе с диагнозом: кариес дентина, пульпит, лабораторное обсл., синдром Рейно, доброкачественное новообразование жировой ткани кожи и подкожной клетчатки конечностей.

В целях проверки наличия или отсутствия оснований для признания ФИО1 инвалидом суд, установил наличие обстоятельств, предусмотренных ст. 79 ГПК РФ, назначил судебнуюмедико-социальную экспертизу, проведение которой поручено экспертам ФГУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю», с постановкой на разрешение экспертов следующих вопросов: имелись ли на 05.10.2010г, ДД.ММ.ГГГГ год, ДД.ММ.ГГГГ год у ФИО1 нарушение здоровья со стойкими нарушениями функций организма человека, включая ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, имелись ли основания для признания ФИО1 инвалидом.

Согласно комиссионному заключению специалистов экспертного состава № 5 ФКУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю» Министерства труда России на основании материалов в гражданском деле:

В представленных документах с 2002 года имеются факты обращения ФИО1 в медицинские организации и диагнозы заболеваний, имеются сведения о проведенных ей диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятиях, данные, подтверждающие стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеванием. Исходя из комплексной оценки состояния здоровья на основе анализа клинико-функциональных данных по представленным медицинским и медико-экспертным документам, у ФИО1 на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения здоровья с I (незначительной) степенью выраженности стойких нарушений функций организма вследствие заболевания, которые не приводят к ограничению основных категорий жизнедеятельности, что в соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерацииот ДД.ММ.ГГГГ № 95, (Правила № 95.Действовали на даты ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ № 1013н (Действовали на даты ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), не является основанием для установления инвалидности.

Проведена заочная судебная медико-социальная экспертиза на основании определения Ленинского районного суда г. Ростов-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с вопросами, поставленными в определение Ленинского районного суда г. Ростов-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ, основании материалов гражданского дела № 2-1497/2024, медицинских и медико-экспертных документов, медико-социальная экспертная комиссия сделала следующие выводы:

- по представленным документам на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 имелись нарушения здоровья со стойкими незначительными нарушениями функций организма.

- по представленным документам на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 ограничений основных категорий жизнедеятельности человека не имелось.

- по представленным документам на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 необходимости в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию не имелось.

- по представленным документам на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 оснований для признания ее инвалидом не имелось.

Частью 1 ст. 55 ГПК РФ предусмотрено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Заключение эксперта является лишь одним из доказательств, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Более того, заключение эксперта само по себе не служит основанием возникновения у сторон по делу каких-либо прав или обязанностей. Заключение эксперта не имеет для суда заранее установленной силы, для суда необязательно и оценивается судом по общим правилам, установленным в ст. 67 ГПК РФ.

Оснований сомневаться в правильности и достоверности сведений, указанных в исследовательской части заключения ФГУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда России, и в выводах экспертизы, у суда не имеется, поскольку исследование было назначено и проведено в соответствии с нормами действующего законодательства, подготовлено компетентными специалистами в соответствующей области, которым были разъяснены их права и обязанности, предусмотренные статьей 85 ГПК РФ. Эксперты в установленном законом порядке были предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ.

Принимая во внимание отсутствие каких-либо убедительных относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы проведенной по делу судебной экспертизы, оснований подвергать сомнению выводы экспертов суд не усматривает, а потому суд признает относимы и достоверным доказательством заключения судебной экспертизы, проведенной ФГУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю» Министерства труда России.

Исследовав и оценив, представленные в материалы дела документы, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, по следующим основаниям.

Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Пунктом 1 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2012 г. N 310н (далее - Порядок), предусмотрено, что к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.

Главное бюро медико-социальной экспертизы проводит при осуществлении контроля за решениями бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро (подпункт "б" пункта 6 Порядка).

В соответствии с абзацем вторым пункта 4 Порядка в состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 утверждены Правила признания лица инвалидом.

Исходя из Правил признания лица инвалидом медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя), которое подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья (пункт 24); гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения (пункт 15); медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала (пункт 3) и предполагает обследование гражданина, изучение представленных им документов, анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (пункт 25); решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы (пункт 28); гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации (пункт 36).

Согласно п.5. «Правил признания лица инвалидом» постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом (п.6 Правил).

В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок- инвалид" (п.7 Правил).

Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (п.25 Правил).

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Приказом Минтруда России от 29.01.2014 года № 59н (действовал на момент возникновения спорных отношений) утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы (далее - Административный регламент), который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги.

Административным регламентом установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (п. 11 Административного регламента).

Таким образом, признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в рамках регламентируемой нормативными предписаниями процедуры исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина.

Между тем, отсутствие медицинской документации на ФИО1 и сведений в отношении нее в федеральной государственной информационной системе «Единая автоматизированная вертикально - интегрированная информационно - аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы», используемой при проведении медико-социальной экспертизы с января 2014 года, не является достаточным основанием для признания недействительным решения учреждения медико-социальной экспертизы об установлении гражданину инвалидности и, как следствие, справки об установлении гражданину инвалидности, выданной этим учреждением.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

По данному делу юридически значимыми, подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований Отделения фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области, правовой позиции ответчика относительно иска, являлось установление наличия у ФИО1 заболеваний, позволяющих получить статус инвалида.

Вопреки доводам ответчика о добросовестности его действий, наличие у ФИО1 хронических заболеваний, в соответствии с которыми она проходила лечение само по себе не свидетельствуют о наличии у нее по состоянию на 2010, 2012, 2014 года стойких нарушений функций организма, достаточных для установления ей группы инвалидности бессрочно при первичном признании гражданина инвалидом, поскольку состояние здоровья оценивается федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений основных категорий жизнедеятельности организма человека с учетом строго определенных критериев и правил при проведении освидетельствования в ходе медико-социальной экспертизы.

Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из того, что отсутствие доказательств, подтверждающих наличие у ФИО1 нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, достаточных для установления ей группы инвалидности бессрочно при первичном признании гражданина инвалидом, позволяет суду сделать вывод о наличии оснований для удовлетворения требований, поскольку отсутствие документов подтверждающих нарушение здоровья ФИО1 со стойким расстройством функций организма, медицинских документов, подтверждающих ее состояние здоровья в 2010, 2012, 2014 годах, а также медицинского освидетельствования при выдаче справки МСЭ, позволяют суду сделать вывод о том, что ФИО1, не имея направления на медико-социальнуюэкспертизу, фактически не прошла освидетельствование, необоснованно получила справку об инвалидности.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации удовлетворить.

признать недействительными с момента выдачи ФИО1 справку о признании инвалидом третьей группы серии МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ, выписку из акта освидетельствования серия МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ, справку о признании инвалидом 2 группы серии МСЭ-2011 от ДД.ММ.ГГГГ, выписку из акта освидетельствования серия МСЭ-2011 от ДД.ММ.ГГГГ, справку о признании инвалидом 1 группы серии МСЭ-2011 от ДД.ММ.ГГГГ, выписку из акта освидетельствования серия МСЭ-2011 от ДД.ММ.ГГГГ, выданные Бюро №30 ФКУ "Главное бюро МСЭ по Ростовской области".

Взыскать с ФИО1 (СНИЛС 068-744-067 00) в доход местного бюджета госпошлину в размере 150 рублей.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Главного бюро медико - социальной экспертизы по Ростовской области» (ИНН 6163072309) в доход местного бюджета госпошлину в размере 150 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: А.В. Власенко

Мотивированный текст решения в окончательной форме изготовлен 30 августа 2024 года.

Дело № 2-1497/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 августа 2024 года.г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Власенко А.В.

при секретаре Богданове И.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1497/2024 по иску по иску Отделения Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Ростовской области к ФИО1, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области», третье лицо: ГБУ «Центральная городская больница в г. Гуково» о признании недействительной справки об установлении инвалидности и выписки из акта медицинского освидетельствования,

Установил:

Истец Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области, в иске ссылаясь на ст. 28 ФЗ РФ «О страховых пенсиях», указывая на отсутствие направления на освидетельствование на бумажном носителе, а также на отсутствие в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ЕАВИИАС), сведений о проведении МСЭ в отношении ответчицы, о чем также указано в письменных ответах ФКУ "Главное бюро МСЭ по Ростовской области", просит суд признать недействительными с момента выдачи ответчице справки о признании инвалидом третьей группы серии МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из акта освидетельствования серия МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ,

справки о признании инвалидом 2 группы серии МСЭ-2011 от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из акта освидетельствования серия МСЭ-2011 от ДД.ММ.ГГГГ,

справки о признании инвалидом 1 группы серии МСЭ-2011 от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из акта освидетельствования серия МСЭ-2011 от ДД.ММ.ГГГГ, выданные Бюро №30 ФКУ "Главное бюро МСЭ по Ростовской области".

Гуковским городским судом постановлен обвинительный приговор, установлено, что бывший начальник филиала № 30 ФКУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы Ростовской области» за взятки выдавал подложные справки об установлении лицам инвалидности, в период с 2010 года по 2017 год.

На основании справок об инвалидности пенсионный фонд назначил ответчице социальные выплаты.

Из ответа ФКУ "Главное бюро МСЭ по Ростовской области", который предоставлен в приложение к иску указано об отсутствии доказательств проведения в отношении ФИО1 МСЭ, на основании которых выданы оспариваемые справки.

Признание гражданина инвалидом осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" которым утверждены Правила признания лица инвалидом.

По изложенным основаниям истец и обратился с настоящим иском в суд.

Представитель истца ОСФР по Ростовской области ФИО5 в судебное заседание явился, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме, дал пояснения, согласно заявленным требованиям.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, заказной корреспонденцией. Дело рассмотрено в ее отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ с участием ее представителя.

Представитель ответчика ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, просил отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по РО» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, исследовав материалы, приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в территориальный орган ПФР с заявлением о назначении ЕДВ в соответствии Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (далее - Закон № 181-ФЗ). Затем, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1обратилась в территориальный орган ПФР с заявлением о назначении трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В числе рассмотренных территориальным органов ПФР документов находилась Справка об установлении инвалидности и Выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2009 ,выданные бюро № 30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», согласно которым ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ впервые установлена инвалидность 3 группы, вследствие общего заболевания.

Согласно письмам ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России от 13.04.2021 г. №04/11-6774.ГБ.61/2021, согласно которому, в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ЕАВИИАС), используемой при проведении МСЭ с 2014 года и на бумажном носителе не имеется данных по проведению МСЭ в отношении ФИО1

В ФГИС ЕАВИИАС МСЭ и в сохранившемся архиве бюро № 30 данных по проведению МСЭ ФИО1 в 2014 году на бумажных носителях нет.

В ответе МБУЗ «Центральная городская больница» г. Гуково от 11.03.2024 № 821 за подписью главного врача ФИО7 значится, что ФИО1медицинские карты не выдавались.

Согласно копии письма Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области от 27.02.2024 № 08/К/791, представлена информация об оказании обязательного медицинского страхования на территории Ростовской области период с 2004 по ДД.ММ.ГГГГ:

- МУЗ Городская БСМП с диагнозом: аутоиммунный тиреоидит, открытая рана головы, хронический фарингит, злокачественное новообразование ткани молочной железы,

- ГБУ РО «ЦГБ» г. Гуково с диагнозом: бронхит, острый бронхит неуточненный, остеохондроз позвоночника неуточненный, пресбиопия, гипертензивная энцефалопатия, болезнь надпочечников неуточненная,

- ГБ УРО «ЦГБ» в Милютинском районе с диагнозом: кариес дентина, пульпит, лабораторное обсл., синдром Рейно, доброкачественное новообразование жировой ткани кожи и подкожной клетчатки конечностей.

В целях проверки наличия или отсутствия оснований для признания ФИО1 инвалидом суд, установил наличие обстоятельств, предусмотренных ст. 79 ГПК РФ, назначил судебнуюмедико-социальную экспертизу, проведение которой поручено экспертам ФГУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю», с постановкой на разрешение экспертов следующих вопросов: имелись ли на 05.10.2010г, ДД.ММ.ГГГГ год, ДД.ММ.ГГГГ год у ФИО1 нарушение здоровья со стойкими нарушениями функций организма человека, включая ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, имелись ли основания для признания ФИО1 инвалидом.

Согласно комиссионному заключению специалистов экспертного состава № 5 ФКУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю» Министерства труда России на основании материалов в гражданском деле:

В представленных документах с 2002 года имеются факты обращения ФИО1 в медицинские организации и диагнозы заболеваний, имеются сведения о проведенных ей диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятиях, данные, подтверждающие стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеванием. Исходя из комплексной оценки состояния здоровья на основе анализа клинико-функциональных данных по представленным медицинским и медико-экспертным документам, у ФИО1 на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения здоровья с I (незначительной) степенью выраженности стойких нарушений функций организма вследствие заболевания, которые не приводят к ограничению основных категорий жизнедеятельности, что в соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерацииот ДД.ММ.ГГГГ № 95, (Правила № 95.Действовали на даты ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ № 1013н (Действовали на даты ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), не является основанием для установления инвалидности.

Проведена заочная судебная медико-социальная экспертиза на основании определения Ленинского районного суда г. Ростов-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с вопросами, поставленными в определение Ленинского районного суда г. Ростов-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ, основании материалов гражданского дела № 2-1497/2024, медицинских и медико-экспертных документов, медико-социальная экспертная комиссия сделала следующие выводы:

- по представленным документам на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 имелись нарушения здоровья со стойкими незначительными нарушениями функций организма.

- по представленным документам на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 ограничений основных категорий жизнедеятельности человека не имелось.

- по представленным документам на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 необходимости в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию не имелось.

- по представленным документам на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 оснований для признания ее инвалидом не имелось.

Частью 1 ст. 55 ГПК РФ предусмотрено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Заключение эксперта является лишь одним из доказательств, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Более того, заключение эксперта само по себе не служит основанием возникновения у сторон по делу каких-либо прав или обязанностей. Заключение эксперта не имеет для суда заранее установленной силы, для суда необязательно и оценивается судом по общим правилам, установленным в ст. 67 ГПК РФ.

Оснований сомневаться в правильности и достоверности сведений, указанных в исследовательской части заключения ФГУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда России, и в выводах экспертизы, у суда не имеется, поскольку исследование было назначено и проведено в соответствии с нормами действующего законодательства, подготовлено компетентными специалистами в соответствующей области, которым были разъяснены их права и обязанности, предусмотренные статьей 85 ГПК РФ. Эксперты в установленном законом порядке были предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ.

Принимая во внимание отсутствие каких-либо убедительных относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы проведенной по делу судебной экспертизы, оснований подвергать сомнению выводы экспертов суд не усматривает, а потому суд признает относимы и достоверным доказательством заключения судебной экспертизы, проведенной ФГУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю» Министерства труда России.

Исследовав и оценив, представленные в материалы дела документы, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, по следующим основаниям.

Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Пунктом 1 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2012 г. N 310н (далее - Порядок), предусмотрено, что к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.

Главное бюро медико-социальной экспертизы проводит при осуществлении контроля за решениями бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро (подпункт "б" пункта 6 Порядка).

В соответствии с абзацем вторым пункта 4 Порядка в состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 утверждены Правила признания лица инвалидом.

Исходя из Правил признания лица инвалидом медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя), которое подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья (пункт 24); гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения (пункт 15); медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала (пункт 3) и предполагает обследование гражданина, изучение представленных им документов, анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (пункт 25); решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы (пункт 28); гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации (пункт 36).

Согласно п.5. «Правил признания лица инвалидом» постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом (п.6 Правил).

В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок- инвалид" (п.7 Правил).

Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (п.25 Правил).

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Приказом Минтруда России от 29.01.2014 года № 59н (действовал на момент возникновения спорных отношений) утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы (далее - Административный регламент), который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги.

Административным регламентом установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (п. 11 Административного регламента).

Таким образом, признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в рамках регламентируемой нормативными предписаниями процедуры исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина.

Между тем, отсутствие медицинской документации на ФИО1 и сведений в отношении нее в федеральной государственной информационной системе «Единая автоматизированная вертикально - интегрированная информационно - аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы», используемой при проведении медико-социальной экспертизы с января 2014 года, не является достаточным основанием для признания недействительным решения учреждения медико-социальной экспертизы об установлении гражданину инвалидности и, как следствие, справки об установлении гражданину инвалидности, выданной этим учреждением.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

По данному делу юридически значимыми, подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований Отделения фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области, правовой позиции ответчика относительно иска, являлось установление наличия у ФИО1 заболеваний, позволяющих получить статус инвалида.

Вопреки доводам ответчика о добросовестности его действий, наличие у ФИО1 хронических заболеваний, в соответствии с которыми она проходила лечение само по себе не свидетельствуют о наличии у нее по состоянию на 2010, 2012, 2014 года стойких нарушений функций организма, достаточных для установления ей группы инвалидности бессрочно при первичном признании гражданина инвалидом, поскольку состояние здоровья оценивается федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений основных категорий жизнедеятельности организма человека с учетом строго определенных критериев и правил при проведении освидетельствования в ходе медико-социальной экспертизы.

Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из того, что отсутствие доказательств, подтверждающих наличие у ФИО1 нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, достаточных для установления ей группы инвалидности бессрочно при первичном признании гражданина инвалидом, позволяет суду сделать вывод о наличии оснований для удовлетворения требований, поскольку отсутствие документов подтверждающих нарушение здоровья ФИО1 со стойким расстройством функций организма, медицинских документов, подтверждающих ее состояние здоровья в 2010, 2012, 2014 годах, а также медицинского освидетельствования при выдаче справки МСЭ, позволяют суду сделать вывод о том, что ФИО1, не имея направления на медико-социальнуюэкспертизу, фактически не прошла освидетельствование, необоснованно получила справку об инвалидности.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации удовлетворить.

признать недействительными с момента выдачи ФИО1 справку о признании инвалидом третьей группы серии МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ, выписку из акта освидетельствования серия МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ, справку о признании инвалидом 2 группы серии МСЭ-2011 от ДД.ММ.ГГГГ, выписку из акта освидетельствования серия МСЭ-2011 от ДД.ММ.ГГГГ, справку о признании инвалидом 1 группы серии МСЭ-2011 от ДД.ММ.ГГГГ, выписку из акта освидетельствования серия МСЭ-2011 от ДД.ММ.ГГГГ, выданные Бюро №30 ФКУ "Главное бюро МСЭ по Ростовской области".

Взыскать с ФИО1 (СНИЛС 068-744-067 00) в доход местного бюджета госпошлину в размере 150 рублей.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Главного бюро медико - социальной экспертизы по Ростовской области» (ИНН 6163072309) в доход местного бюджета госпошлину в размере 150 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: А.В. Власенко

Мотивированный текст решения в окончательной форме изготовлен 30 августа 2024 года.

2-1497/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ростовской области
Ответчики
ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области" Министертсва труда и социальной защиты РФ
Мищенко Татьяна Анатольевна
Другие
ГБУ РО ЦГБ в г. Гуково
Суд
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Власенко Анжелика Викторовна
Дело на странице суда
leninsky.ros.sudrf.ru
12.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2024Передача материалов судье
14.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.02.2024Подготовка дела (собеседование)
29.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2024Судебное заседание
08.08.2024Производство по делу возобновлено
23.08.2024Судебное заседание
30.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее