Решение по делу № 8Г-17046/2023 [88-17894/2023] от 21.07.2023

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                           № 88-17894/2023

                                                                                           № 2-1143/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                                  6 сентября 2023 г.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе:

председательствующего Чуньковой Т.Ю.,

судей: Репринцевой Н.Ю., Ветровой Н.П.,

при участии прокурора Симоненко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0032-01-2022-003519-87 по иску Иркутского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Российские железные дороги» о возложении обязанности совершить действия по оформлению и оборудованию железнодорожного переезда,

по кассационному представлению Восточно-Сибирского транспортного прокурора на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 марта 2023 г.,

заслушав доклад судьи Чуньковой Т.Ю., выслушав пояснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Симоненко Е.В., поддержавшей доводы представления и пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью «Российские железные дороги» Волкова А.В., возражавшего против доводов представления, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

Иркутский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») об обязании совершить действия по оформлению и оборудованию железнодорожного переезда.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка по обращению главы Култукского муниципального образования о принятии мер к открытию железнодорожных переездов в р.п. Култук. Проверкой установлено, что через железнодорожный путь необщего пользования № 9 (от сигнала МЗ до упора в составе сооружения-комплекса (производственно-технологический № 27), принадлежащий на праве собственности ОАО «РЖД» имеется необорудованный железнодорожный переезд, который эксплуатируется жителями Култукского муниципального образования. При этом железнодорожный переезд не отвечает нормативным требованиям - выявлены нарушения Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Приказа № 46 Министра транспорта Российской Федерации от 26 марта 2009 г., которым утвержден Порядок открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами.

Железнодорожный переезд собственником путей надлежащим образом не оформлен и, соответственно, им не обслуживается. Дальнейшая эксплуатация указанного необорудованного железнодорожного переезда на участке пути влечет нарушение правил безопасности движения и вероятность причинения вреда здоровью граждан.

Учитывая, что железнодорожный путь пересекает автомобильную дорогу общего пользования, расположенную по адресу: ул. Октябрьская, р.п. Култук Слюдянского района Иркутской области, с кадастровым номером 38:25:000000:791, принадлежащую на праве собственности Култукскому муниципальному образованию и предназначенную для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, то ликвидация данного железнодорожного переезда в соответствии с нормативно-установленными требованиями является невозможной. Кроме того, данная дорога общего пользования является безальтернативной, то есть единственной дорогой для проезда транспортных средств, в том числе специальной техники экстренных служб к жилым домам, метеорологической станции, а также земельным участкам. Указанные нарушения в части непринятия мер по надлежащему оформлению и содержанию железнодорожного переезда являются недопустимыми, поскольку создают опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинение вреда жизни и здоровью людей, имущественного ущерба.

С учетом уточнения исковых требований истец просил обязать ОАО «РЖД» надлежащим образом оформить и оборудовать железнодорожный переезд через железнодорожные пути (расположенный на железнодорожных путях, пересекающих ул. Октябрьскую, р.п. Култук Слюдянского района Иркутской области) в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 января 2003 г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2015 года №237 «Об утверждении условий эксплуатации железнодорожных переездов», Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 26 марта 2009 года №46 «О порядке открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов) в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Решением Слюдянского районного суда Иркутской области от 21 ноября 2022 г. исковые требования Иркутского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» об обязании совершить действия по оформлению и оборудованию железнодорожного переезда удовлетворены.

На ОАО «РЖД» возложена обязанность надлежащим образом оформить и оборудовать железнодорожный переезд через железнодорожные пути (расположенный на железнодорожных путях, пересекающих ул. Октябрьскую р.п. Култук Слюдянского района Иркутской области) в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 января 2003 г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2015 г. №237 «Об утверждении условий эксплуатации железнодорожных переездов», Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 26 марта 2009 г. №46 «О порядке открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов) в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

С ОАО «РЖД» взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей в доход местного бюджета Слюдянского муниципального района.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 марта 2023 г. решение Слюдянского районного суда Иркутской области от 21 ноября 2022 г. отменено, принято по делу новое решение. В удовлетворении исковых требований Иркутского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «РЖД» об обязании совершить действия по оформлению и оборудованию железнодорожного переезда отказано.

В кассационном представлении Восточно-Сибирский транспортный прокурор Авдеев Д.Е. просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на положения статьи 16, части 2, 3 статьи 21 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», указывая, что владелец железнодорожных путей, которым является ОАО «РЖД», обязан принимать исчерпывающие меры для обеспечения безопасного движения железнодорожных составов, транспортных средств и других участников движения.

При этом несоблюдение порядка открытия переезда, на что ссылается суд апелляционной инстанции, не освобождает собственников железнодорожных путей от обязанности к оформлению и обустройству существующего переезда. Кроме того, суд апелляционной инстанции не учел, что железнодорожные пути (общего и необщего пользования) являются зоной повышенной опасности, железнодорожные переезды (пересечение железнодорожных путей с автомобильной дорогой) как наиболее уязвимые участки железнодорожных путей требуют особого внимания и оборудования специальными устройствами в целях соблюдения безопасности.

Кроме того, суд апелляционной инстанции, не обладая специальными познаниями в вопросах оборудования железнодорожного переезда и разработки технической документации, пришел к однозначному выводу об отсутствии технической возможности по оборудованию железнодорожного переезда, основываясь исключительно на заключении Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры, принятом в качестве дополнительного доказательства. При этом достоверность данного доказательства и наличие специальных познаний у лица, подписавшего указанное заключение, судом не проверены, причины, по которым данный документ не мог быть представлен в суд первой инстанции в нарушение требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлены.

Ссылается на необоснованность вывода суда о вмешательстве органов прокуратуры в хозяйственную деятельность ответчика, поскольку суд не учел большую социальную значимость рассматриваемого спора. Риск причинения ущерба носит масштабный характер, так как затрагивает интересы не только субъектов, участвующих в перевозочном процессе, но и безопасное пересечение железнодорожных путей жителями Кутулукского района и третьих лиц, что угрожает их жизни и здоровью, что в силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации явилось основанием для обращения с данными требованиями.

Относительно доводов кассационного представления ОАО «РЖД» принесены возражения.

Судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, выслушаны пояснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Симоненко Е.В., поддержавшей доводы представления и пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью «Российские железные дороги» Волкова А.В., возражавшего против доводов кассационного представления.

Третьим лицом – МТУ Ространснадзора по Сибирскому федеральному округу подано заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, их представители в судебное заседание Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не явились, об отложении судебного заседания не просили. В соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанций.

В соответствии с частью первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом не допущено.

Из материалов дела следует и судом установлено, что на балансе Слюдянской дистанции пути по станции Култук числится железнодорожный путь необщего пользования № 9 от сигнала МЗ до упора, протяженностью 696 м, год ввода в эксплуатацию 1982, в составе сооружения-комплекса (производственно-технологический комплекс № 27) Слюдянской дистанции пути Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», принадлежащий ответчику на праве собственности.

Данный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 38:25:0:0005 по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, пос. Култук, от 155 км (в 390 м северо-западнее километрового столба) до 160 км (северо-восточнее железнодорожного моста через реку Култучная), разрешенное использование - для полосы отвода железнодорожного транспорта, общей площадью 45,8868 га, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, переданном по договору аренды № 420 от 3 мая 2007 года ОАО «РЖД».

Согласно сведениям ЕГРН правообладателем сооружения дорожного транспорта – автомобильной дороги общего пользования местного значения, протяженностью 2 846 м, КН 38:25:000000:791, расположенного по адресу: Иркутская обл., Слюдянский район, р.п. Култук, ул. Октябрьская является Култукское муниципальное образование, за которым зарегистрировано право собственности за № 38-38/009-38/009/001/2015-3123/1 02.06.2015.

При проведении проверки Иркутским транспортным прокурором по обращению главы Култукского муниципального образования о принятии мер к открытию железнодорожных переездов в р.п. Култук установлено, что несанкционированный железнодорожный переезд, расположенный на пути необщего пользования 9 (от сигнала МЗ до упора), пересекающего автомобильную дорогу общего пользования по ул. Октябрьская, р.п. Култук, Слюдянского района, Иркутской области в нарушение Приказа Минтранса России «Об утверждении Условий эксплуатации железнодорожных переездов» от 31.07.2015 № 237 не оборудован направляющими (сигнальными) столбиками, горизонтальной площадкой, электроосвещением, а также необходимыми дорожными знаками.

Из письма администрации Култукского городского поселения на имя Восточно-Сибирского транспортного прокурора от 27 мая 2022 года следует, что администрация поселения оказалась в тупиковой ситуации, так как возникла проблема с ОАО «РЖД». Так, в январе 2022 года в адрес администрации Култукского ГП направлено письменное обращение от ОАО «РЖД» с указанием, что на территории населенного пункта р.п. Култук существуют несанкционированные переезды, с просьбой обязать администрацию поселения принять на баланс, оборудовать и содержать железнодорожные переезды в соответствии с действующим законодательством, в противном случае будут проведены демонтажные работы и ликвидация несанкционированного переезда. Из письма следовало, что сооружение железнодорожного транспорта пересекает дорогу общего пользования (автомобильные дороги пользования - автомобильные дороги, предназначенные для движения    транспортных средств неограниченного круга лиц) по ул. Октябрьская р.п. Култук Слюдянского района, с кадастровым № 38:25:000000:791, протяженностью 2 846 м, принадлежащую на праве собственности    Култукскому    муниципальному    образованию. Данная дорога общего пользования является единственной дорогой для    проезда транспортных средств (альтернативный объезд отсутствует), в том числе специальных средств экстренных служб (пожарной техники, скорой медицинской помощи и др.) к жилым домам, расположенным по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, р.п. Култук, 159 км, КБЖД, метеорологической станции, земельным участкам, расположенным вдоль данной автомобильной дороги, в том числе находящимся в собственности Иркутской области.

Согласно справке администрации Култукского ГП от 21 ноября 2022 года в жилых домах №№ 1 - 5, расположенных на 159 км р.п. Култук фактически проживает 51 человек.

Администрация поселения обращалась к руководству ОАО «РЖД» в лице начальника дирекции инфраструктуры ВСЖД с заявлением об открытии железнодорожного переезда по ул. Октябрьская р.п. Култук Слюдянского района, согласно ответу ОАО «РЖД», на балансе ответчика данный объект не числится, разрешительная документация для строительства ж/д переезда, технические условия на его устройство и иные документы, подтверждающие законность и безопасность функционирования данного ж/д переезда, отсутствуют.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 21 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьей 2, частью 1 статьи 16, статьей 21 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статьей 12 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", Порядком открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов)", утв. Приказом Минтранса России от 26.03.2009 N 46, Условиями эксплуатации железнодорожных переездов, утв. Приказом Минтранса России от 31.07.2015 N 237, с учетом установленных по делу обстоятельств пришел к выводу о том, что требования прокурора являются обоснованными, так как железнодорожный переезд общего пользования должен быть оборудован специальными техническими средствами в соответствии с установленными законодательными требованиями, и данная обязанность подлежит исполнению ответчиком как владельцем железнодорожных путей, при этом суд исходил из того, что дорога общего пользования является безальтернативной, единственной дорогой для проезда транспортных средств, в том числе специальной техники экстренных служб к жилым домам, метеорологической станции и земельным участкам, и дальнейшая эксплуатация указанного необорудованного железнодорожного переезда на участке пути влечет нарушение правил безопасности движения и вероятность причинения вреда здоровью граждан.

Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что согласно установленным нормативным требованиям процедура открытия железнодорожного переезда содержит ряд этапов и ограничений, и требования прокурора предъявлены без учета существующего Порядка открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов), утвержденного Приказом Минтранса России от 26.03.2009 N 46, при этом истцом не представлены доказательства наличия технической возможности открытия железнодорожного переезда, в то время, как согласно дополнительно представленному в суд апелляционной инстанции заключению Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры техническая возможность открытия железнодорожного переезда, пересекающего ул. Октябрьскую р.п. Култук Слюдянского района Иркутской области, отсутствует в силу того, что в соответствии с пунктом 17 раздела III Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утв. Приказом Минтранса России от 31.07.2015 N 237, пересечения железнодорожных путей автомобильными дорогами осуществляются преимущественно под прямым углом, а при невозможности выполнения этого условия острый угол между пересекающимися железнодорожными путями и автомобильными дорогами составляет не менее 60 градусов, действующие железнодорожные переезды, расположенные под более острым углом, переустраиваются при производстве реконструкции железнодорожных путей и (или) автомобильных дорог, при этом имеющийся несанкционированный железнодорожный переезд имеет угол пересечения автомобильной дороги менее 60 градусов.

Суд апелляционной инстанции, также ссылаясь на статью 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации”, содержащую положения о том, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, отметил, что, возлагая на собственника имущества по требованию прокурора в интересах неопределенного круга лиц обязанность надлежащим образом оборудовать и оформить железнодорожный переезд, суд не указал, чем именно нарушены права и охраняемые законом интересы этого неопределенного круг лиц, а также почему восстановление прав неопределенного круга лиц должно быть произведено путем возложения на собственника имущества обязанности по открытию железнодорожного переезда.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрев доводы кассационного представления приходит к следующему.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устройство пересечений автомобильных дорог железнодорожными путями на одном уровне (железнодорожные переезды) и на разных уровнях осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о железнодорожном транспорте, федеральным законом о безопасности дорожного движения, требованиями технических регламентов, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1).

Владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцы железнодорожных путей необщего пользования обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, а также транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования транспортного средства), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте (часть 2).

Владельцы автомобильных дорог вправе требовать от владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцев железнодорожных путей необщего пользования установки на железнодорожных переездах устройств, предназначенных для обеспечения безопасности дорожного движения, а также обязаны принимать по требованию владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцев железнодорожных путей необщего пользования меры в случаях, если дорожные сооружения угрожают безопасности движения железнодорожного транспорта (часть 3).

Пунктом 17 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утв. Приказом Минтранса России от 31.07.2015 N 237, предусмотрено, что железнодорожные переезды должны располагаться преимущественно на прямых участках железнодорожных путей и автомобильных дорог вне пределов выемок и мест, где не обеспечиваются условия видимости в соответствии с нормами, приведенными в таблице 3 настоящих Условий.

Пересечения железнодорожных путей автомобильными дорогами осуществляются преимущественно под прямым углом. При невозможности выполнения этого условия острый угол между пересекающимися железнодорожными путями и автомобильными дорогами составляет не менее 60 градусов. Действующие железнодорожные переезды, расположенные под более острым углом, переустраиваются при производстве реконструкции железнодорожных путей и (или) автомобильных дорог.

На нерегулируемых железнодорожных переездах для обеспечения безопасности движения железнодорожного подвижного состава и автотранспорта разрешается устанавливать горизонтально-поворотные шлагбаумы, перекрывающие полностью проезжую часть при производстве маневровых работ в зависимости от местных условий.

Пунктом 4 статьи 21 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что порядок открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и с учетом предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Порядка открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов), утв. Приказом Минтранса России от 26.03.2009 N 46 (далее – Порядок), инициатором открытия (закрытия) железнодорожных переездов на железнодорожных путях общего и (или) необщего пользования могут быть: 1) федеральные органы исполнительной власти; 2) органы государственной власти субъектов Российской Федерации; 3) органы местного самоуправления; 4) владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; 5) владельцы железнодорожных путей необщего пользования; 6) владельцы автомобильных дорог; 7) иные заинтересованные организации.

Согласно пункту 3 Порядка открытие (закрытие) железнодорожных переездов на железнодорожных путях общего и (или) необщего пользования осуществляется по решению владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельца железнодорожных путей необщего пользования.

Указанные в подпунктах 1-3, 6, 7 пункта 2 настоящего Порядка органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации направляют обращение об открытии (закрытии) железнодорожных переездов владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельцу железнодорожных путей необщего пользования.

К обращению прилагаются материалы, содержащие технико-экономическое обоснование необходимости открытия (закрытия) железнодорожного переезда со схемами организации дорожного движения транспортных средств, включающими ближайшие железнодорожные переезды.

Если инициаторами открытия или закрытия железнодорожных переездов являются владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельцы железнодорожных путей необщего пользования, то материалы, содержащие технико-экономическое обоснование необходимости открытия (закрытия) железнодорожного переезда со схемами организации дорожного движения транспортных средств, включающими ближайшие железнодорожные переезды, готовят владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельцы железнодорожных путей необщего пользования.

При рассмотрении обращений органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, перечисленных в подпунктах 1 - 3, 6, 7 пункта 2 настоящего Порядка, по вопросу открытия (закрытия) железнодорожных переездов владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владелец железнодорожных путей необщего пользования устанавливает обоснованность и технические возможности открытия (закрытия) железнодорожных переездов с учетом условий обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 4 Порядка).

В соответствии с пунктом 5 Порядка в случае подтверждения обоснованности и технической возможности открытия (закрытия) железнодорожных переездов в целях формирования решения владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владелец железнодорожных путей необщего пользования в течение 10 дней с момента поступления обращения направляет запросы в Федеральное агентство железнодорожного транспорта либо соответствующие территориальные органы, на территории которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожных переездов; в Федеральное дорожное агентство либо соответствующие федеральные государственные учреждения и их филиалы, на участке автомобильных дорог которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожных переездов; в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта либо соответствующие территориальные органы, на территории которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожных переездов; в органы управления Госавтоинспекции субъектов Российской Федерации, на территории которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожных переездов; в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления, на территории которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожного переезда.

Пунктом 6 Порядка установлено, что решение об открытии (закрытии) железнодорожного переезда владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельцем железнодорожных путей необщего пользования принимается при наличии положительных заключений всех органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, перечисленных в пункте 5 настоящего Порядка.

Таким образом, Порядком открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов), утв. Приказом Минтранса России от 26.03.2009 N 46, предусмотрено, что решение об открытии железнодорожного переезда может быть принято при установлении технической возможности с соблюдением установленного порядка принятия решения, предусматривающего наличие технико-экономического обоснования, необходимость получения положительных заключений ряда органов государственной власти, местного самоуправления и организаций, при этом инициатором открытия железнодорожного переезда может являться не только исключительно владелец железнодорожных путей, но и иные заинтересованные лица, названные в пункте 2 Порядка.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает неверным указание суда апелляционной инстанции, что обращение прокурора в суд с требованиями, являвшимися предметом рассмотрения суда по настоящему делу, может расцениваться как подмена деятельности иных государственных органов, а также, что прокурор и суд не указали, чем именно нарушены права и охраняемые законом интересы неопределенного круг лиц, а также, почему восстановление прав неопределенного круга лиц должно осуществляться путем возложения на собственника имущества обязанности по открытию железнодорожного переезда, так как и в исковом заявлении, и в решении суда приведены обоснования того, что отсутствие оборудованного железнодорожного переезда свидетельствует о нарушении требований закона и влечет нарушение требований безопасности движения железнодорожного и автомобильного транспорта, нарушение прав и законных интересов участников дорожного движения и неопределенного круга лиц.

Также судебная коллегия считает, что вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии технической возможности открытия железнодорожного переезда в месте рассматриваемого пересечения железнодорожных путей и автомобильной дороги, ввиду того, что, согласно дополнительным доказательствам, представленным стороной ответчика, угол их пересечения составляет менее 60 градусов, постановлен без исследования необходимых доказательств, в отсутствие обоснованного заключения независимого компетентного органа.

В то же время, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводом суда апелляционной инстанций по существу спора, учитывая, что принятое судом первой инстанции решение, как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, не отвечает требованиям исполнимости с учетом того, что процедура открытия железнодорожного переезда требует необходимости проверки и установления технической возможности открытия железнодорожного переезда, получения положительных заключений органов государственной власти, местного самоуправления и организаций, в связи с чем установление решением суда обязанности ОАО «РЖД» надлежащим образом оформить и оборудовать железнодорожный переезд в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, что, в частности, зависит от действий не только ответчика, но и других органов и организаций, не может быть признано обоснованным.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены апелляционного определения.

Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

                                                       определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 марта 2023 г. оставить без изменения, кассационное представление Восточно-Сибирского транспортного прокурора — без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-17046/2023 [88-17894/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Иркутская транспортная прокуратура
Восточно-Сибирская транспортная прокуратура
Пятый отдел (апелляционно-кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Ответчики
ОАО "РЖД" в лице Восточно-Сибирской железной дороги
Другие
Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Сибирскому федеральному округу
УГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области
администрация Култукского городского поселения Слюдянского района
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
8kas.sudrf.ru
06.09.2023Судебное заседание
06.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее