Решение по делу № 5-1911/2023 от 11.10.2023

14RS0035-01-2023-014148-85

Дело № 5-1911/2023

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г.Якутск                                                             13 ноября 2023 года

Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Цыкунова В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя Кувватова Шухратулло Суннатулоевича, ____ года рождения, уроженца ____, гражданина ____, вид на жительство от ____, проживающего по адресу: ____, ____, ____,

УСТАНОВИЛ:

04.10.2023 года инспектором ОИК ОВМ МУ МВД России «Якутское» в отношении индивидуального предпринимателя Кувватова Ш.С. (далее - ИП Кувватов Ш.С.) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Представитель ОВМ МУ МВД России «Якутское» о времени и месте судебного заседания извещен, не явился, причину неявки суду не сообщил, судебное заседание проведено в отсутствие данного лица.

ИП Кувватов Ш.С. и его представитель по доверенности Шоназаров Х.Ф. в судебном заседании просили производство по делу прекратить, ссылаясь на процессуальные нарушения при производстве по делу, проведение мероприятий по истечении установленного контролирующим органом срока, неправильное указание нормы, по которой в протоколе об административном правонарушении привлечено лицо к административной ответственности.

Выслушав пояснения Кувватова Ш.С. и его представителя Шоназарова Х.Ф., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В силу пункта 4 статьи 13 названного Федерального закона работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.

В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 13.3 Федерального закона о правовом положении иностранных граждан работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с названным Федеральным законом.

В статье 2 Федерального закона о правовом положении иностранных граждан определено, что разрешением на работу признается документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности; патент - это документ, подтверждающий в соответствии с названным Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.

Согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению по делу об административном правонарушении следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Статья 1.2 КоАП РФ устанавливает, что задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Из материалов дела следует, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении Кувватова Ш.С. послужили результаты внеплановой документарной проверки, проведенной на основании распоряжения ОВМ МВД по Республике Саха (Якутия) от 29.08.2023 № 18, предметом которой являлась проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем обязательных требований в сфере миграционного законодательства, что следует из п.7 распоряжения. Срок проведения проверки был установлен с 29.08.2023 по 25.09.2023 года.

Согласно протоколу об административном правонарушении, 04.10.2023 года в 15 час. 00 мин. в ОИК ОВМ МУ МВД России «Якутское» по адресу: г. Якутск, ул. Окружное шоссе 4 км., д. 10, корп. 1, каб. 308, по результатам документарной проверки в отношении ИП Кувватова Ш.С. (акт проверки № 18 от 29.08.2023), выявлены нарушения обязательных требований миграционного законодательства Российской Федерации, выразившееся в том, что ИП Кувватов Ш.С. нарушил пункт 16 статьи 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 г. ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а именно 17.06.2023 года в 10 час. 40 мин. ИП Кувватов Ш.С. привлек иностранного гражданина Республики Узбекистан Бегимкулова Кахрамона Кохоровича, 27.04.1979 г.р., к трудовой деятельности в качестве арматурщика. На момент проверки 17.06.2023 года данный иностранный гражданин не имел патента (разрешения на работу).

В силу части 3.1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (введена в действие с 25 июля 2022 года Федеральный закон от 14 июля 2022 года № 290-ФЗ) дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 этой статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.4 указанной статьи и статьей 28.6 КоАП РФ.

В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что проверяя полномочия должностного лица на составление протокола, следует учитывать положения, содержащиеся в статье 28.3 КоАП РФ, а также нормативные акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти (часть 4 статьи 28.3 КоАП РФ).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» объектами государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие).

Под обязательными требованиями понимаются содержащиеся в нормативных правовых актах требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»).

При этом, в 2022 году введены ограничения, согласно которым все внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, предусматривающие взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся исключительно по основаниям, установленным пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», а именно - в случаях непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (при условии их согласования с органами прокуратуры), либо по поручению Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства, согласованному с руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации, а также по требованию прокурора.

Принимая во внимание, что вышеуказанных оснований для проведения внепланового надзорного мероприятия минуя установленные ограничения на их проведение и без согласования с органом прокуратуры из материалов дела не усматривается, действующие ограничения на проведение контрольных (надзорных) мероприятий в отношении соблюдения индивидуальным предпринимателем обязательных требований являлись препятствием для всесторонней, полной и объективной оценки достаточности данных, указывающих на наличие события и состава рассматриваемого административного правонарушения, а также последующего возбуждения дела об административном правонарушении в силу требований части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ.

Кроме того, фактически вся документарная проверка осуществлялась за пределами сроков ее проведения, установленными распоряжением о проведении проверки, после 25 сентября 2023 года.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что дело об административном правонарушении возбуждено, а доказательства по делу получены с нарушением требований закона, что влечет их недопустимость и недоказанность вины Кувватова Ш.С. в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ.

Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, ____ года рождения, уроженца ____, гражданина ____, вид на жительство 82 от ____, проживающего по адресу: ____, ____, ____.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

___

___:

Судья                                     В.П. Цыкунова

5-1911/2023

Категория:
Административные
Ответчики
Кувватов Шухратулло Суннатулоевич
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Дело на сайте суда
jakutsky.jak.sudrf.ru
12.10.2023Передача дела судье
18.10.2023Подготовка дела к рассмотрению
13.11.2023Рассмотрение дела по существу
16.11.2023Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
08.12.2023Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
13.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее