Судья Михайлов О.В. Дело № 33-570/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 2 апреля 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Клюкиной О.В. и Гринюк М.А.,
при секретаре Харченко Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Смоленковой Е. А. на решение Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 14 января 2019 года, которым постановлено исковые требования Смоленковой Е. А. удовлетворить частично, обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Звениговском районе Республики Марий Эл включить в стаж работы Смоленковой Е. А., 16 июля 1969 года рождения, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, в календарном исчислении, период ее работы с 20 сентября 2004 года по 2 октября 2004 года – курсы повышения квалификации; взыскать с Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Звениговском районе Республики Марий Эл в пользу Смоленковой Е. А., <дата> рождения, судебные расходы в размере 100 руб.; в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Гринюк М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Смоленкова Е.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Звениговском районе Республики Марий Эл (далее УПФР в Звениговском районе Республики Марий Эл), в котором с учетом уточнения исковых требований просила признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением 25-летней педагогической деятельности; обязать ГУ – УПФ РФ в Звениговском районе РМЭ включить в специальный стаж ее работы периоды: с 20 сентября 2004 года по 2 октября 2004 года - курсы повышения квалификации; 15 февраля 2008 года, 28 февраля 2008 года, 10 октября 2009 года, с 14 марта 2011 года по 18 марта 2011 года, 10 ноября 2011 года, 23 декабря 2011 года, 27 мая 2013 года, 30 мая 2013 год – командировки; с 28 августа 2003 года по 1 сентября 2004 года – работу учителем музыки в МОУ «<...>» и с 1 сентября 2005 года по 31 августа 2016 года – в должности учителя музыки в МОУ «<...>»; назначить ей досрочно страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности со дня обращения, то есть с 22 марта 2017 года; взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины, в размере 300 руб.
В обоснование исковых требований указано, что 22 марта 2017 года Смоленкова Е.А. обратилась с заявлением в УПФР в Звениговском районе Республики Марий Эл о назначении досрочно страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, осуществляемой свыше 25 лет. Однако решением УПФР в Звениговском районе Республики Марий Эл в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности. При этом из специального стажа исключены указанные спорные периоды. Смоленкова Е.А. полагает, что она, работая учителем музыки, выполняла нормы рабочего времени. Будучи принятой на работу в школе в должности учителя и хормейстера, каких-либо разделений на должностные обязанности не наблюдалось. Работая учителем музыки, она неоднократно проходила аттестацию, по итогам которой ей присваивались квалификационные категории учитель музыки и хормейстер, учитель музыки, концертмейстер. Вместе с тем, как указывает истец, должность хормейстер не относится к педагогическим должностям, в связи с чем Смоленкова Е.А. не могла выполнять должностные обязанности по должности хормейстера. Вины истца в том, что ее заработная плата делилась на две части и выплачивалась за фактически отработанное количество часов за полную ставку заработной платы, отсутствует. Кроме того, Смоленкова Е.А. указывает о необоснованном исключении из специального стажа времени нахождения в командировках на курсах повышения квалификации, поскольку, по ее мнению, данные периоды являлись периодами работы с сохранением средней заработной платы.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Смоленкова Е.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что ее работу в школах учителем по предмету «Музыка» дополняли до полной ставки работой концертмейстера, хормейстера, которая не является самостоятельным видом педагогической деятельности. Общий объем ее работы составлял более 1 ставки заработной платы в неделю. В школьный курс предмета «Музыка» входит, помимо часов по расписанию, внеурочная деятельность (хор, музицирование, участие в коллективной музыкальной деятельности), при осуществлении которой должность и называлась как концертмейстер-хормейстер. Таким образом, как указывает Смоленкова Е.А., ее пенсионные права как работника, фактически занятого полный рабочий день по предмету «Музыка», не могут быть нарушены вследствие действий работодателя, ненадлежащим образом исполнившим обязанности по оформлению документов истицы.
В возражениях на апелляционную жалобу УПФР в Звениговском районе Республики Марий Эл просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, приводя доводы в пользу решения суда.
Выслушав объяснения Смоленковой Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленным законом. Никто не вправе лишить гражданина таких гарантий.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила).
В силу пункта 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном этими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке.
При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.
Соответствующие разъяснения даны в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
Занимаемая истицей должность «учитель» указана в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка.
Согласно пункту 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка к учреждениям, работа учителем в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, отнесены школы всех наименований.
Пунктом 4 Правил установлено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими Правилами.
Судом первой инстанции установлено, что решением УПФР в Звениговском районе Республики Марий Эл № 80607 от 25 апреля 2017 года Смоленковой Е.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в связи с отсутствием требуемого льготного стажа работы не менее 25 лет. На дату обращения специальный стаж истца составлял 12 лет 11 месяцев 1 день. В специальный стаж Смоленковой Е.А. не включены в том числе спорные периоды трудовой деятельности: с 20 сентября 2004 года по 2 октября 2004 года - курсы повышения квалификации; с 15 февраля 2008 года, 28 февраля 2008 года, 10 октября 2009 года, с 14 марта 2011 года по 18 марта 2011 года, 10 ноября 2011 года, 23 декабря 2011 года, 27 мая 2013 года, 30 мая 2013 года – командировки не связанные с образовательным процессом; с 28 августа 2003 года по 1 сентября 2004 года – работа в должности учителя музыки МОУ «<...>» и с 1 сентября 2005 года по 21 марта 2017 года – работа в должности учителя музыки МОУ «<...>» - работа на неполную ставку.
Суд первой инстанции, оценив доводы и доказательства, представленные сторонами, частично удовлетворил требования истца и включил в специальный страховой стаж Смоленковой Е.А. период ее работы с 20 сентября 2004 года по 2 октября 2004 года – курсы повышения квалификации, в удовлетворении остальной части исковых требований отказал. При отказе в удовлетворении исковых требований суд пришел к выводу, что норма рабочего времени, установленного за ставку заработной платы, истцом не исполнялась. Также суд первой инстанции указал, что действующее законодательство не предусматривает право лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж периодов работы в должности хормейстера и концертмейстера.
С данной позицией суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Все спорные периоды трудовой деятельности Смоленковой Е.А. имели место после 1 сентября 2000 года, т.е. на них распространялось требование Правил о выполнении (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Вышеуказанные Правила не содержат ограничений на суммирование рабочего времени работы по разным должностям и разным местам работы, однако исходя из содержания указанных правовых норм следует, что такое суммирование может иметь место лишь в тех случаях, когда наименования должностей, равно как и наименования учреждений предусмотрены Списками.
Должности хормейстера и концертмейстера указанным Списком не предусмотрены, в связи с чем суммирование нагрузки по данным должностям с должностью учитель музыки противоречит указанным нормам права.
Неодинаковый подход к вопросу об исчислении периодов работы отдельных категорий педагогических работников обусловлен именно различным характером деятельности работников, связанной именно с функциональными обязанностями, психоэмоциональной нагрузкой, которые различны.
Согласно справке отдела образования администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» от 24 апреля 2017 года, а также карточкам – справкам, в спорные периоды истец не работала на полную ставку.
Следовательно, истцом не была выработана педагогическая или преподавательская (учебная) нагрузка, так как работа в должности учителя музыки составляла неполную ставку.
Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии правовых оснований для включения указанных спорных периодов работы в специальный стаж истца, дающий право на льготное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
На основании изложенного, решение суда является законным и обоснованным, принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 14 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Смоленковой Е. А. – без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи О.В. Клюкина
М.А. Гринюк