УИД: RS0007-01-2020-005399-82
Дело №2-304/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 февраля 2021 года г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Мотошкиной О.В., при секретаре судебного заседания Дамбиевой Д.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Трунева Н.Ю. к Администрации г.Улан-Удэ, Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия о возложении обязанности предоставить жилое помещение
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, истец просил обязать ответчика предоставить ему в г.Улан-Удэ благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее предоставленной ранее, отвечающую санитарным и техническим нормам.
Требования мотивированы тем, что ранее предоставленное по договору социального найма жилье признано аварийным и подлежащим сносу.
Определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
Истец Трунев Н.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Шараева Ю.А. с иском не согласилась, просила отказать в его удовлетворении, поскольку истец не признан малоимущим, при таких обстоятельствах исковые требований о внеочередном предоставлении жилья по договору соц.найма из муниципального жилищного фонда не подлежат удовлетворению. Кроме того, истец состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении для предоставления жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде Республики Бурятия по категории граждане, жилые помещения которых независимо от формы собственности признаны непригодными для проживания. Учитывая, что истец состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении для предоставления жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде Республики Бурятия по категории граждане, жилые помещения которых независимо от формы собственности признаны в установленном порядке непригодными для проживания, считает, что исковые требования необоснованно предъявлены к Администрации г.Улан-Удэ и не подлежат удовлетворению.
Представитель Минстроя РБ И.В.Харакшинова просила отказать в удовлетворении требований к Минстрою в полном объеме, поскольку обязанность по обеспечению жильем малоимущих граждан и по предоставлению гражданам жилых помещений взамен аварийных возлагается на органы местного самоуправления.
Выслушав истца, ответчиков, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В силу ст.87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу части 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением жилое помещение по договору социального найма должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Установлено, что истец является нанимателем жилого помещения по адресу <адрес>, на основании заключенного *** между Администрацией Железнодорожного района г.Улан-Удэ и Труневым Н.Ю. договора социального найма. Заключение договора основано на наличии ордера от *** №...
Согласно Заключению Межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от *** выявлены основания для признания многоквартирного <адрес>, расположенного по адресу <адрес> аварийным и подлежащим сносу. Общий процент износа составил более 85%.Выявлены вредные факторы среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья проживающих в указанном доме гражданам вследствие ухудшения технического состояния дома в связи с физическим износом: фундамент имеет сквозные трещины, не армирован, в туалетных комнатах и комнатах для мойки состояние наружных стен и перегородок аварийное, имеется проседание фрагмента наружной стены. Потолки в квартирах имеют прогибы, выпучивание. Жилой дом не соответствует пожарной безопасности.
Согласно техническому заключению ООО «МП-Проект» от ***-ОБ следует жилой дом по адресу <адрес> построен в *** г. Капитальный ремонт жилого дома не проводился, физический износ отдельных элементов ограждающих конструкций: цоколь фундамента, наружные стены и перегородки, деревянное покрытие составил более 85%, существует реальная угроза жизни и здоровью проживающих в жилом здании людей.
Согласно Распоряжению от *** ...-р многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, жильцы аварийного дома должны быть расселены до конца 2023 г.
*** Прокуратурой Железнодорожного района г.Улан-Удэ в адрес руководителя Администрации г.Улан-Удэ вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, срок расселения жильцов в течение пяти лет признан чрезмерно длительным, не отвечающим требованиям разумности.
Распоряжением от *** ...-р внесены изменения в распоряжение Администрации г.Улан-Удэ от *** ...-р, срок расселения сокращен на два года, то есть до конца 2021 г.
Согласно извещению от *** Администрации Железнодорожного района г.Улан-Удэ истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в государственном жилом фонде по категории граждане, жилые помещения которых независимо от формы собственности признаны в установленном порядке непригодными для проживания.
Согласно Справке от *** ... за подписью и.о. руководителя Администрации Железнодорожного района А.С.Родионова Трунев Н.Ю. состоит в Администрации Железнодорожного района на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде по категории «граждане, жилые помещения которых независимо от формы собственности признаны в установленном порядке непригодными для проживания» с ***, номер очереди – 5011, с составом семьи – 1 человек. Данный документ представлен суду представителем ответчика Администрации г.Улан-Удэ.
Учитывая изложенное, с учетом положений ст.85, 87, 89 ЖК РФ, суд приходит к выводу о том, что истцу должно быть предоставлено по договору социального найма жилое помещение в г.Улан-Удэ, общей площадью не менее ранее предоставленного, отвечающее санитарным и техническим нормам взамен признанного аварийным и подлежащим сносу жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>
Доводы представителя Администрации г.Улан-Удэ суд признает несостоятельными, поскольку ни ст.ст. 57, 87 ЖК РФ, ни из каких-либо других положений ЖК РФ не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является признание истца малоимущим. Предоставление жилья в данном случае носит компенсационный характер и обусловлено необходимостью обеспечения безопасности жизни и здоровья людей. Кроме того, следует указать на то, что истец был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до ***, в 1999 г. на основании ордера, в силу действующего на тот момент ЖК РФ РСФСР признание граждан малоимущими не требовалось.
Доводы представителя Администрации г.Улан-Удэ о том, что требования заявлены к ненадлежащему ответчику суд также считает несостоятельными исходя из следующего. Согласно п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. №47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Распоряжениями Администрации г.Улан-Удэ от ***, *** было принято решение о сносе многоквартирного дома по <адрес>, и о расселении его жильцов.
В силу ст.86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Таким образом, в силу указанной нормы закона на орган местного самоуправления возложена обязанность предоставления жилых помещений по договору соц.найма в случае принятия им решения о сносе жилого дома.
Кроме того, согласно Справке от ***, представленной в материалы гражданского дела представителем ответчика Администрации г.Улан-Удэ, следует, что Трунев Н.Ю. все же состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде по категории «граждане, жилые помещения которых независимо от формы собственности признаны в установленном порядке непригодными для проживания».
Таким образом, именно Администрация г.Улан-Удэ является надлежащим ответчиком в данном споре.
Что касается второго ответчика Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, то согласно Положения, утв. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.04.2009 №131, Минстрой не наделен полномочиями по предоставлению жилых помещений кому бы то ни было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию г.Улан-Удэ предоставить Труневу Н.Ю. в г.Улан-Удэ благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее ранее предоставленного, отвечающее санитарным и техническим нормам.
В исковых требованиях к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 04.03.2021 г.
Судья О.В.Мотошкина