Дело №2а-1941/2021
УИД 26RS0020-01-2021-003078-02
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 декабря 2021 года село Кочубеевское
Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего - судьи Кайшева А.Е.,
при секретаре судебного заседания Чесунас В.А.,
с участием:
помощника прокурора Кочубеевского района Ставропольского края Масленникова Д.Н.,
представителя административного истца ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ставропольскому краю – Семилетовой А.С., посредством видеоконференцсвязи,
административного ответчика Туркова А.Х., посредством видеоконференцсвязи,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний №5 помещения Кочубеевского районного суда административное дело по административному иску ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ставропольскому краю к Туркову А.Х. об установлении административного надзора,
У С Т А Н О В И Л:
ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ставропольскому краю обратилось в суд с административным иском к Туркову А.Х. об установлении в отношении него административного надзора на срок 3 года. В обоснование административного иска указано, что Турков А.Х. отбывает наказание по приговору Лескенского районного суда Кабардино-Балкарской республики от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст. 105 УК РФ в виде 11 лет лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Пятого Кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ приговор Лескенского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ изменен: наказание, назначенное по ч.1 ст.105 УК РФ с применением ч.1 ст.62 УК РФ снижено до 09 лет 06 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Постановлением начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. На основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», ст.270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации просит установить в отношении осужденного административный надзор на срок 3 года, и установить следующие ограничения: запретить посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в них; запретить пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом его жительства либо пребывания в ночное время с 22.00 часов до 06.00 часов утра следующего дня, за исключением случаев, когда такое отсутствие связано с характером его работы; обязать являться 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ ИК–1 УФСИН России по Ставропольскому краю Семилетова А.С., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Турков А.Х. не возражал против установления в отношении него административного надзора.
В судебном заседании помощник прокурора Масленников Д.Н. поддержал заявленные ФКУ ИК – 1 УФСИН России по СК требования и просил их удовлетворить.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, помощника прокурора, исследовав представленные материалы, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст.1 Федерального закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор – осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (далее также - административные дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы).
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона №64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», ч.1 ст.173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч.3 ст.3 Федерального закона №64 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» в отношении лица, указанного в ч. 1 настоящей статьи, административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.В соответствии со ст.4 указанного Федерального закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (в ред. Федерального закона от 28.05.2017 № 102-ФЗ).
Согласно ч.2 ст.4 указанного выше закона обязательным является установление судом административного ограничения в виде: 1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; 2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; 3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории (часть 2 в ред. Федерального закона от 28.05.2017 N 102-ФЗ).
Установлено, что Турков А.Х. отбывает наказание по приговору Лескенского районного суда Кабардино-Балкарской республики от 08 мая 2013 года (с учетом кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Пятого Кассационного суда общей юрисдикции от 23 июня 2021 года) по ч.1 ст.105 УК РФ в виде 9 лет 06 месяцев лишения свободы, судимость не погашена и не снята.
Постановлением начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ставропольскому краю от 14 декабря 2016 года Турков А.Х. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в данном случае в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», имеются все основания для удовлетворения административного искового заявления об установлении административного надзора в отношении административного ответчика.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», срок административного надзора в отношении административного ответчика может быть установлен только на срок от одного до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» от 06 апреля 2011 года, срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного п. 1 ч. 3 ст. 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в ч.ч. 2 и 2.1 ст. 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Таким образом, с учетом личности административного ответчика, учитывая тяжесть и категорию преступления, за которое он осужден, с целью необходимости введения системы последующего контроля за совершившим преступление, для предупреждения рецидива преступлений со стороны освобождаемого из мест лишения свободы, следует установить административный надзор за поведением осужденного для его исправления и безопасности других лиц сроком на 3 года.
При выборе конкретных административных ограничений, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, обстоятельства совершения, данные о личности.
Административные ограничения, указанные в административном исковом заявлении, суд признает обоснованными и заявленными с учетом характеристики личности осужденного. Вместе с тем, считает возможным обязать административного ответчика являться в орган внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания для регистрации 2 раза в месяц.
Такой порядок является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона от 06.04. 2011 года №64-ФЗ, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 этого же Федерального закона).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 273, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ставропольскому краю к Туркову А.Х. об установлении административного надзора, - удовлетворить.
Установить в отношении Туркова А.Х., 1991 года рождения, административный надзор на срок 3 года, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, возложив на него следующие административные ограничения:
1) запретить посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в них (кроме выборов и референдумов);
2) запретить пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом его жительства либо пребывания, в ночное время с 22.00 часов вечера до 06.00 часов утра следующего дня, за исключением случаев, когда такое отсутствие связано с характером его работы;
4) обязать являться 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В случае несоблюдения установленных судом административных ограничений или невыполнения указанных обязанностей, поднадзорный может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а за уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с Федеральным законом ограничений, к уголовной ответственности по ст. 314.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней со дня принятия его судом в окончательной форме 28 декабря 2021 года путем подачи апелляционной жалобы, представления через Кочубеевский районный суд Ставропольского края.
Председательствующий,
судья А.Е. Кайшев