№ 12-407/2021
Р Е Ш Е Н И Е
22 декабря 2021 г. г. Магадан
Судья Магаданского городского суда Магаданской области Ефремов О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области жалобу директора ООО «ТОСМАР» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора по Магаданской области №19-41/2021 от 21 июня 2021 года по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ в отношении должностного лица:
директора ООО «ТОСМАР» Вологжанина Вадима Анатольевича, <данные изъяты>
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, Вологжанина Вадима Анатольевича, которому разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ,
защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу, Е., которому разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора по Магаданской области № 19-41/2021 от 21 июня 2021 года директора ООО «ТОСМАР» Вологжанина Вадима Анатольевича признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Вологжанин В.А. обратился в Магаданский городской суд Магаданской области с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене оспариваемого постановления и прекращении производства по делу. В обосновании жалобы указал, что в соответствии с Федеральным законом №128-ФЗ все лицензии выдавались на определенный срок, а введением в действие Федерального закона №99-ФЗ установлена бессрочность выдаваемых лицензий. В этой связи лицензия ООО «ТОСМАР» на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах, выданная Обществу в 2008 году была переоформлена в 2013 году, а не выдана иная лицензия как утверждает должностное лицо. Таким образом, поскольку положительное заключение государственной экологической экспертизы, составленное в 2010 году, является действующим и не требуется получение новой экспертизы. Просил постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании директор ООО «ТОСМАР» Вологжанин В.А. настаивал на доводах жалобы.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу, доводы жалобы поддержал, полагал, что постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению.
На основании ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Выслушав пояснения директора ООО «ТОСМАР» Вологжанина В.А., защитника, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ административная ответственность наступает за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.
В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Магаданским транспортным прокурором в ходе проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды, законодательства о внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации в деятельности ООО «ТОСМАР» установлены нарушения, выразившиеся в следующем.
В ходе проверки установлено, что в собственности ООО «ТОСМАР» находится гидротехническое сооружение - Мол-пирс, расположенный в акватории бухты Нагаева, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 24.12.2002 года серии 49-АА №025859.
Также, в собственности ООО «ТОСМАР» находится склад нефтепродуктов, расположенный в акватории бухты Нагаева, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности серии 49-АА №028623 от 11.03.2003 года.
Технологически данные сооружения связаны между собой, находятся на едином земельном участке с кадастровым номером 49:09:030621:9 и объединены в единый объект негативного воздействия на окружающую среду III категории «Промышленная площадка № 1. Нефтесклад» (свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду от 18.07.2019 года).
В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 года №155-ФЗ «О внутренних морских водах» акватория бухты Нагаева относится к внутренним морским водам.
ООО «ТОСМАР» имеет лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте и в морских портах от 19.07.2013 года серии МР №000927, предусматривающую право лицензиата проводить работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство одним из которых является судно) непосредственно и (или) через нефтебазу.
В 2019 году и в 2020 году с использованием гидротехнического сооружения на склад нефтепродуктов перегружено более 300 тыс.тонн нефтепродуктов.
В ООО «ТОСМАР» имеется заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов: обоснование лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах и эксплуатации взрывоопасных производственных объектов ООО «ТОСМАР», которое утверждено приказом Северо-Восточного управления Ростехнадзора от 08.10.2010 года №892. Срок действия данного экспертного заключения установлен – до получения лицензии на заявленные виды работ.
В ходе проверки прокурором установлено, что поскольку ООО «ТОСМАР» получена лицензия на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте и в морских портах 19 июля 2013 года, соответственно, срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы истек и в нарушение требований ч.1 ст. 33 Закона «Об охране окружающей среды», ст. 11 Закона «Об экологической экспертизе», ч.ч.1,2,3 ст. 34 Закона «О внутренних морских водах» ООО «ТОСМАР» осуществляется деятельность по эксплуатации гидротехнического сооружения и перегрузке опасных грузов в акватории бухты Нагаева без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом Управления Росприроднадзора постановления №19-40/2021 от 21 июня 2021 года о привлечении ООО «ТОСМАР» к административной ответственности по ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 33 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» направлен на реализацию права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Согласно статье 1 Закона №174-ФЗ, экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Согласно пункту 7 статьи 14 Закона № 174-ФЗ результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона.
Пунктом 5 статьи 18 названного Закона установлено, что положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.
Статья 30 Закона № 174-ФЗ определяет виды нарушений законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.
Так, в соответствии с пунктами 1, 6 указанной статьи нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе является, в том числе реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
В соответствии со статьей 11 Закона № 174-ФЗ объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17 декабря 1998 года № 191 -ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее - Закон № 155-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Закона № 155-ФЗ государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 34 указанного Закона все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрена категория объекта государственной экологической экспертизы: проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ общество осуществляет деятельность по обращению с опасными отходами (в частности розничная торговля моторным топливом, включая авиационный бензин, хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки, перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами), Общество также осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам во внутренних морских водах Российской Федерации.
В 2008 году Общество, на основании лицензии МТ 1008 №019445 от 23 июля 2008 года осуществляло погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам в морских портах (класс опасности 3). Срок действия лицензии установлен – до 22 июля 2013 года.
Постановлением должностного лица Управления Росприроднадзора по ДФО от 24 февраля 2010 года ООО «ТОСМАР» признано виновным и привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ в связи с осуществлением погрузочно-разгрузочной деятельности во внутренних морских водах – акватории бухты Нагаева Охотского моря в городе Магадане без положительного заключения государственной экологической экспертизы. 24 февраля 2010 Обществу выдано предписание о необходимости в срок до 24 мая 2010 года получить положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Во исполнение выданного предписания административного органа и соблюдения требований Закона №174-ФЗ ООО «ТОСМАР» в октябре 2010 года организовало проведение государственной экологической экспертизы.
Приказом Северо-Восточного управления Федеральной службы Ростехнадзора от 08 октября 2010 года было утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от 29 сентября 2010 года.
Из представленного экспертного заключения следует, что предметом экспертизы являлась проектная документация – «Обоснования лицензий на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах и эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов ООО «ТОСМАР». Из раздела 3 экспертного заключения видно, что комиссией проведен анализ погрузочно-разгрузочной деятельности Общества на гидротехническом сооружении – Мол-пирс и склад нефтепродуктов. В представленном экспертном заключении отсутствует указание на наличие у Общества лицензии МТ 1008 №019445 от 23 июля 2008 года. При этом государственная экспертиза проведена по основному уставному виду деятельности Общества в период осуществления данной деятельности на основании лицензии. Согласно заключению комиссия экспертов пришла к выводу, что представленная на экспертизу документация, сопровождающая реализацию проекта погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах и эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, является достаточной для получения лицензии на перечисленные виды работ, то есть на погрузочно-разгрузочные работы. Согласно п.4 заключения, срок действия данного заключения установлен – до получения лицензий на заявленные виды деятельности (то есть на погрузочно-разгрузочные). Исходя из правового смысла пункта 4 заключения, положительное экспертное заключение действует до получения Обществом лицензии на заявленные на экспертизу виды работ, если такой лицензии Общество ранее не получало.
Согласно ст. 11 Закона № 174-ФЗ, объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является, в частности объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае: истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Вместе с тем, из основных положений Закона № 174-ФЗ следует, что истечение срока положительного заключения государственной экологической экспертизы относится к объектам, которые не введены в эксплуатацию или намечаемая хозяйственная деятельность не ведется, и не может относиться к объектам экспертизы, которые введены в эксплуатацию или намечаемая деятельность ведется.
Однако, как установлено выше, в момент составления и утверждения указанного положительного заключения государственной экологической экспертизы Общество «ТОСМАР» осуществляло с 2008 года погрузочно-разгрузочную деятельность на основании выданной сроком на пять лет лицензии.
Таким образом, в данном случае указанное экспертное заключение является правоподтверждающим безопасную деятельность Общества по погрузке и разгрузке опасных грузов во внутренних морских водах.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона №128-ФЗ от 08.08.2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции, действовавшей на момент выдачи Обществу лицензии МТ 1008 №019445 от 23 июля 2008 года) Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.
В силу ст.9 Федерального закона №99-ФЗ от 04.05.2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции, действовавшей на момент истечения срока действия доверенности МТ 1008 №019445 от 23 июля 2008 года), лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. Лицензия действует бессрочно.
Таким образом, Федеральным законом №99-ФЗ отменены сроки действия лицензий.
Лицензия МТ 1008 №019445 от 23 июля 2008 года, первоначально выданная сроком на пять лет – до 22 июля 2013 года, в связи с отсутствием изменений в деятельности ООО «ТОСМАР» была переоформлена бессрочно на основании решения лицензирующего органа от 19 июля 2013 года.
Проанализировав указанное процессуальное действие ООО «ТОСМАР», судья приходит к выводу, что в данном случае доводы жалобы являются обоснованными, поскольку виды работ, осуществляемых Обществом на момент переоформления лицензии не изменились, то переоформление действующей лицензии от 2008 года и продлении ее срока 19.07.2013 года на «бессрочно» не является действием по получению новой лицензии.
Однако при вынесении оспариваемого постановления должностным лицом административного органа указанные обстоятельства не проверялись, им не дана надлежащая правовая оценка, что не позволило должностному лицу административного органа полно, всесторонне и объективно оценить все юридически значимые обстоятельства дела и вынести правильное решение.
На основании изложенного, судья приходит к выводу, что поскольку у Общества на момент проведения государственной экологической экспертизы имелась действующая лицензия на заявленные при проведении экспертизы виды работ, Общество в момент проведения государственной экологической экспертизы фактически осуществляло погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам, при этом Обществом с 2008 года виды лицензируемой деятельности в морских водах не изменились и действующая лицензия от 2008 года была переоформлена в установленный срок на «бессрочно», в данном конкретном случае проведение новой государственной экологической экспертизы не требуется.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, является отсутствие в действиях лица состава правонарушения.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу, что признаков состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, в действиях ООО «ТОСМАР» не усматривается, в связи с чем постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора по Магаданской области №19-40/2021 от 21 июня 2021 года по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ в отношении директора ООО «ТОСМАР» Вологжанина В.А. подлежит отмене, производство по делу прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора по Магаданской области №19-41/2021 от 21 июня 2021 года по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ в отношении директора ООО «ТОСМАР» Вологжанина Вадима Анатольевича отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд либо в Магаданский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5, ч. 5 ст. 30.9 КоАП РФ.
Судья Ефремов О.Б.