Дело № 11-12343/2024 Судья: Чумаченко А.Ю.
УИД 74RS0037-01-2024-000411-33 Дело № 2-715/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 октября 2024 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой В.Е.,
судей Кучина М.И., Тимонцева В.И.
при ведении протокола помощником судьи Ждановой А.З.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Южно-Уральская железная дорога» на решение Саткинского городского суда Челябинской области от 20 июня 2024 года по иску Златоустовского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», администрации Саткинского муниципального района о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кучина М.И. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения поддержавшего эту жалобу представителя ОАО «РЖД» Челогузова И.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Златоустовский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД»), администрации Саткинского муниципального района о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на мосту железобетонном пешеходном оба парка <адрес> протяженностью 242,2 м по адресу: <адрес> <данные изъяты> восстановить защитный слой по консолям пролетного строения №, устранить оголение конструктивной арматуры; устранить разрушение бетона края правой консоли пролетного строения № и устранить оголение арматуры; на прохожей части пролетных строений № восстановить асфальтобетонное покрытие; устранить разрушение бетона края правой консоли пролетных строений № и устранить оголение арматуры; выполнить мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе инвалидов-колясочников и иных маломобильных групп населения, а именно: оборудовать лестницы пандусами или подъемными устройствами.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» Рябова И.В. исковые требования не признала.
Дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных представителя ответчика администрации Саткинского муниципального района, представителей третьих лиц Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, МТУ Ространснадзора по УФО.
Решением Златоустовского городского суда Челябинской области от 20 июня 2024г. исковые требования Златоустовского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены частично, на ОАО «РЖД» возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на мосту железобетонном пешеходном оба парка <адрес> протяженностью <данные изъяты> м по адресу: <адрес> <данные изъяты> м: восстановить защитный слой по консолям пролетного строения №, устранить оголение конструктивной арматуры; устранить разрушение бетона края правой консоли пролетного строения №1 и устранить оголение арматуры; восстановить защитный слой по консолям пролетного строения № устранить оголение конструктивной арматуры; на прохожей части пролетных строений №№ восстановить асфальтобетонное покрытие; устранить разрушение бетона края правой консоли пролетных строений № устранить оголение арматуры; выполнить мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения, а именно: оборудовать лестницы пандусами или подъемными устройствами. В удовлетворении иска к администрации Саткинского муниципального района отказано.
В апелляционной жалобе ОАО «РЖД» просит решение изменить в части, отказать в возложении на него обязанности выполнить мероприятия на путепроводе пешеходном оба парка <адрес> протяженностью <данные изъяты> м по адресу: <адрес> <данные изъяты> м ЮУЖД по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения, а именно: оборудовать лестницы пандусами или подъемными устройствами. Полагает, что прокурором не доказано возникновение угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате при эксплуатации объекта. Угроза безопасности для пешеходов, железнодорожного транспорта отсутствует. ОАО «РЖД» приняты меры по обеспечению минимальных потребностей доступности инвалидов к объектам транспорта. ОАО «РЖД» распоряжением от 24.12.2014 г. №3102р разработало и утвердило «Услуги на железнодорожном транспорте, требования к обслуживанию маломобильных пассажиров», согласованные с Всероссийским обществом инвалидов. Распоряжением начальника Южно-Уральской региональной дирекции железнодорожных вокзалов утвержден Порядок обслуживания малобильных пассажиров на вокзальном комплексе <адрес>, который также согласован с Всероссийским обществом инвалидов. Кроме того, работает информационно-сервисный Центр содействия мобильности ОАО «РЖД», в котором операторы осуществляют прием заявок от маломобильных пассажиров и мониторинг их исполнения. ОАО «РЖД» разработан и на их основании реализуется комплекс мер по созданию условий инвалидам для беспрепятственного использования железнодорожного транспорта в соответствии с требованиями Закона №181-ФЗ. Пешеходный мост используется не только пассажирами, но и гражданами для перехода через железнодорожные пути, т.е. является объектом общего пользования и используется в целях решении вопросов местного значения. Проведение работ по оборудованию пешеходного моста специальным подъемным устройством, оборудовании места схода моста пандусами для маломобильных граждан невозможно без проведения капитальной реконструкции пешеходного моста, что требует получение необходимых разрешений и согласований. Прокурором не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии технической возможности произвести реконструкцию существующего объекта. Доказательств того, что после 1 июля 2016 г. в отношении моста проводилась реконструкция, модернизация или капитальный ремонт, в материалах дела не имеется. При проведении Златоустовской транспортной прокуратурой проверки не выяснялся вопрос о технической возможности оборудования в непосредственной близости у пешеходного моста кнопок вызова для инвалидов. Соответствующих доказательств суду не предоставлено. Техническая возможность установления пандусов для маломобильных граждан на спорном объекте отсутствует.
Прокурором Златоустовской транспортной прокуратуры поданы возражения на апелляционную жалобу.
Прокурор, представители ответчика Администрации Саткинского муниципального района, третьих лиц Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, МТУ Ространснадзора по УФО в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещены надлежаще, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) определила рассмотреть настоящее дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ находит решение суда в обжалуемой части подлежащим отмене в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права (пункты 2 и 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ).
В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» одним из принципов функционирования железнодорожного транспорта является доступность, безопасность и качество оказываемых услуг.
В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона под обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта понимается система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.
Владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (п.2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ).
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) также предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела, что в собственности ОАО «РЖД» находится мост железобетонный пешеходный оба парка <адрес> протяженностью <данные изъяты> м по адресу: <адрес> <данные изъяты> м, переданный на баланс структурному подразделению Южно-Уральской дирекции инфраструктуры – структурному подразделению Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД».
05 августа 2022 года Златоустовской транспортной прокуратурой совместно со специалистами ОАО «РЖД» проведено обследование этого моста и установлено, что он расположен над железнодорожными путями и предназначен для прохода пешеходов. Подъем и спуск с моста оборудован лестничными маршами. Подход к железнодорожному вокзалу осуществляется с пешеходного моста либо через технологический переход путей <адрес>. Лестничные марши не имеют приспособлений для спуска / подъема маломобильных групп пассажиров. Мост содержится в ненадлежащем состоянии, имеет дефекты и неисправности. Указанные обстоятельства подтверждаются актом обследования от 05 августа 2022 года.
23 августа 2022 года транспортным прокурором начальнику Южно-Уральской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Удовлетворяя заявленные прокурором исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что не все нарушения, отраженные в акте обследования, в настоящий момент устранены, в частности, не выполнены мероприятия по восстановлению защитного слоя по консолям пролетного строения № устранению разрушения бетона края правой консоли пролетного строения №, по восстановлению асфальтобетонного покрытия на прохожей части пролетных строений №, по устранению разрушения бетона края правой консоли пролетных строений № № а также по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов. Данный факт подтверждается актом обследования от 29 мая 2024 года.
Решение суда первой инстанции в части возложения на ОАО «РЖД» обязанности на мосту железобетонном пешеходном оба парка <данные изъяты> протяженностью <данные изъяты> по адресу: <адрес> 506 км + 383 м: восстановить защитный слой по консолям пролетного строения №, устранить оголение конструктивной арматуры; устранить разрушение бетона края правой консоли пролетного строения № и устранить оголение арматуры; восстановить защитный слой по консолям пролетного строения №, устранить оголение конструктивной арматуры; на прохожей части пролетных строений №№ восстановить асфальтобетонное покрытие; устранить разрушение бетона края правой консоли пролетных строений №, устранить оголение арматуры, в апелляционном порядке не обжалуется, предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
При этом, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части о возложении на ОАО «РЖД» обязанности выполнить мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения, а именно: оборудовать лестницы пандусами или подъемными устройствами, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы ОАО «РЖД» о том, что согласно карточке формы ПУ-15а №3.04. вышеуказанный мост был построен в 1957 г., с указанной даты по настоящее время не реконструировался и не ремонтировался капитально. Доказательств, опровергающих указываемые обстоятельства, материалы дела не содержат.
Между тем, согласно части 3 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
«Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» введены в действие с 03 июня 2003 г., в связи с чем действие указанного нормативного акта распространяется на объекты, введенные в эксплуатацию только после 3 июня 2003 г.
Ссылка прокурора на положения ФЗ от 30.12.2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» необоснованна, поскольку включение указанного СНиПа в перечень национальных стандартов и сводов правил не может отменить положения о применении требований части первой статьи 15 Закона №181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств, которые применяются с 1 июля 2016 г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
В суд апелляционной инстанции стороной ответчика представлено техническое заключение специалиста ООО «Центр судебных строительных экспертиз» ФИО9 №725-С-24 от 07.10.2024 г., которым в результате проведенного строительно-технического исследования конструкции пешеходных мостов, расположенных на станции «Златоуст-товарный» и станции «<данные изъяты>» в челябинской области установлено, что:
- возможность обустройства пандусами без проведения работ по реконструкции пешеходных мостов отсутствует;
- возможность обустройства подъемными вертикальными платформами пешеходных мостов отсутствует;
- возможность обустройства платформами подъемными с наклонным перемещением, предназначенными для перемещения пользователя в кресле-коляске вдоль лестничных маршей с промежуточными площадками без проведения реконструкции отсутствует.
Допустимых и достоверных доказательств, опровергающих выводы этого технического заключения, наличия технической возможности произвести обустройство пешеходного моста пандусами без проведения работ по его реконструкции, обустройство моста подъемными вертикальными платформами либо платформами подъемными с наклонным перемещением, предназначенными для перемещения пользователя в кресле-коляске вдоль лестничных маршей с промежуточными площадками, прокурор в материалы дела не представил.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции в этой части не отвечает как требованиям действующего законодательства, так и исполнимости, в связи с чем подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований прокурора о возложении на ОАО «РЖД» обязанности выполнить мероприятия на путепроводе пешеходном оба парка <адрес> протяженностью <данные изъяты> м по адресу: <адрес> <данные изъяты> ЮУЖД по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения, а именно: оборудовать лестницы пандусами или подъемными устройствами с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении соответствующих исковых требований прокурора.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Саткинского городского суда Челябинской области от 20 июня 2024 года отменить в части удовлетворения иска Златоустовского транспортного прокурора к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности выполнить мероприятия на путепроводе пешеходном оба парка <адрес> протяженностью <данные изъяты> по адресу: <адрес> <данные изъяты> м ЮУЖД по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения, а именно: оборудовать лестницы пандусами или подъемными устройствами. Принять в отмененной части новое решение об отказе в удовлетворении соответствующих исковых требований Златоустовского транспортного прокурора к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги».
Это же решение суда в остальной части оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 октября 2024 года