Решение по делу № 2-455/2019 от 22.04.2019

Дело № 2-455/2019

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> 02 августа 2019 года

Звениговский районный суд Республики <адрес> в составе председательствующего судьи Александровой Е.П., при секретаре судебного заседания Романовской О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Белкиной А. Ю. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Марий Эл об установлении факта нахождения на иждивении, о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца,

установил:

Белкина А.Ю. обратилась в суд с иском к ГУ – УПФР в <адрес> об установлении юридического факта нахождения на иждивении своего отца Белкина А.Ю., умершего <дата>, о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца в связи с прохождением обучения, указав в обоснование своих требований, что она, <дата> года рождения, находилась на иждивении отца Белкина Ю.А., поскольку обучалась и продолжает обучаться на очной форме в частном образовательном учреждении высшего образования «<.....> инновационный университет имени В.Г.Тимирясова» (ЧОУ ВО). Своих трудовых доходов не имела, стипендию не получала и не получает. Отец работал не официально, вахтовым методом в <адрес>, имел трудовые доходы 25000-30000 рублей, из которых регулярно передавал ей для учебы и проживания деньги ежемесячно. Эта поддержка была регулярной, постоянной, являлась основным источником ее существования. Обучение проходит на платной основе. Белкина А.Ю. обратилась в ГУ УПФР в <адрес> за назначением пенсии по случаю потери кормильца, в чем было отказано, а потому предъявлен настоящий иск.

В судебном заседании истец Белкина А.Ю., иск полностью поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении и уточнения к нему. Объясняла, что после смерти отца лишилась возможности оплачивать расходы на проживание и обучение по очной форме в ЧОУ ВО «<адрес> инновационный университет им. В.Г.Тимирясова». Договоры на обучение при получении среднего профессионального образования в <дата> году, высшего образования в <дата> г.г., заключались матерью Белкиной Т.В. для получения налоговых вычетов, поскольку отец официально не был трудоустроен.

Ответчик ГУ УПФР в <адрес> в лице представителя Семеновой С.М. (доверенность от <дата>) возражал против удовлетворения иска по доводам, представленным в письменном возражении на иск, приобщенным в дело. Ответчик, ссылаясь на положения Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающего основания приобретения права на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца, указывал, что с <дата> года по день смерти Белкина Ю.А. нет сведений о наличии у него доходов, тогда как мать истца Белкина Т.В. имеет постоянный регулярный доход в виде пенсии по инвалидности и зарплаты, работает в ПАО СК «Росгосстрах». Все договоры купли-продажи, обучения, представленные истцом, заключены Белкиной Т.В., расходы отца Белкина Ю.А. на содержание истца ничем не подтверждены.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, показания свидетелей, оценив представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении иска Белкиной А.Ю., исходя из нижеследующего.

Положениями части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение, в том числе, в случае потери кормильца, для воспитания детей. А согласно части 2 указанной статьи условия и порядок реализации права на пенсию по случаю потери кормильца устанавливаются законом.

Также в Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на образование (ст.43).

Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).

В ч.2 ст.10 Федерального закона определен круг лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, в их числе названы дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет (п.1 ч.2 ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 3 данной статьи).

Исходя из содержания вышеприведенных законоположений пенсия по случаю потери кормильца, выплачиваемая детям умершего кормильца, обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, по своей правовой природе представляет собой особую меру государственной поддержки, целью которой является создание благоприятных условий для реализации указанной категорией лиц конституционного права на образование.

Статья 13 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусматривает, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона «О страховых пенсиях», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.

Требование доказать факт нахождения на иждивении умерших родителей распространяется на всех детей старше 18 лет. В данном случае, в связи с достижением истцом совершеннолетия, юридически значимым обстоятельством по делу является нахождение ее, Белкиной А.Ю. на иждивении умершего отца.

Для вывода о нахождении на иждивении необходимо установление одновременно наличия следующих условий: нетрудоспособности лица, постоянности источника средств к существованию и установления факта того, что такой источник является основным для существования лица.

Судом установлено, материалами дела подтверждается то, что Белкина А.Ю., <дата> года рождения, приходится дочерью Белкиной Т.В. и Белкина Ю.А. (актовая запись о рождении , свидетельство о рождении I-ЕС выдано администрацией <адрес> сельсовета <адрес> Республики <адрес>).

Белкин Ю.А. умер <дата>, что подтверждается свидетельством о смерти I-ЕС отдела ЗАГС администрации МО «Звениговский муниципальный район» Республики <адрес>. Место смерти: <адрес>.

Родители Белкиной А.Ю. состояли в зарегистрированном браке, проживали совместно, и были зарегистрированы в <адрес>.

Истец Белкина А.Ю. самостоятельного источника дохода не имеет, обучается в высшем учебном заведении по очной форме обучения.

Истцом утверждалось о том, что при нахождении на иждивении родителей, основным источником дохода семьи была заработная плата отца Белкина Ю.А., который с <дата> года ездил в <адрес>, работал вахтовым методом в частном охранном предприятии по 15 дней работы, 15 дней отдыха. Местом смерти является его место работы, однако в силу отсутствия данных об официальном трудоустройстве, доказательства дохода Белкина Ю.А. работодателем не предоставлены.

По обращению Белкиной А.Ю. в уполномоченный орган с заявлением о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца, решением от <дата> ГУ УПФР в <адрес> отказано в назначении такой пенсии по тому основанию, что документы, подтверждающие период нахождения дочери на содержании умершего Белкина Ю.А., о производимых расходах, связанных с исключительными жизненными обстоятельствами, в том числе о платежах в пользу дочери не представлены. По данным ИЛС сведения о работе умершего Белкина Ю.А. за <.....> год отсутствуют.

Согласно ст.55 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Такие сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств.

По договору найма на период с <дата> по <дата> истец Белкина А.Ю. снимает место в комнате хостела в <адрес>, за плату 3500 рублей ежемесячно. В <дата> году на основании договора от <дата> , заключенного от имени матери Белкиной Т.В. с Частным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Институт экономики, управлении и права (<адрес>)» на обучение по образовательной программе среднего профессионального образования, Белкина А.Ю. проходила соответствующее обучение по специальности «экономика и бухгалтерский учет», срок обучения 2 года 10 месяцев, на платной основе, составившей 104400 рублей, что подтверждается названным договором и платежными документами, отражающими внесение платежей за обучение от имени Белкиной Т.В. По договору на обучение по основной образовательной программе высшего образования от <дата> , заключенного Белкиной Т.В. в интересах обучающейся Белкиной А.Ю. с Частным образовательным учреждением высшего образования «<адрес> инновационный университет имени В.Г.Тимирясова (ИЭУП)» Белкина А.Ю. проходит обучение по специальности «экономика» на втором курсе по очной форме обучения, срок обучения четыре года, с оплатой стоимости обучения на условиях изложенных в названном договоре, платежи осуществляются регулярно, что подтверждается соответствующими чеками- квитанциями от имени Белкиной Т.В.

В материалы дела истцом также представлены иные доказательства финансовых затрат родителей на Белкину А.Ю. на обучение в автошколе «<адрес>» за плату в <дата> года, с оплатой 21000 рублей, кредитные обязательства по договору от <дата> на сумму 24652 рубля, заключенному матерью Белкиной Т.В., приобретения бытовых товаров на различные суммы, в рассрочку, ежемесячными платежами по 2253 руб.

Как видно из представленных документов мать истца Белкина Т.В. является получателем пенсии по инвалидности 6746,61 руб., имела статус ИП, с <дата> работает страховым консультантом в ПАО «СК Росгосстрах», ее ежемесячный доход, не превышающий 18000 рублей, шел на совместное ведение хозяйства с мужем Белкиным Ю.А.

По сведениям Сбербанка России, представленным из истории операций по дебетовой карте на имя Белкиной Т.В. за период <дата> г.г. следует о перечислениях с карты на имя Белкина Ю.А. трижды в <дата> году на общую сумму 5000рублей; в <дата> году - многократно, на общую сумму более 40000 рублей. Допрошенная по правилам допроса свидетелей, мать истца <.....> Т.В. подтвердила, что семья жила в основном за счет дохода супруга, который, работая в <адрес> с <дата> года, привозил деньги наличными, передавал, в основном, дочери, а она оплачивала за счет этих денег свое проживание и обучение в <адрес>. Документы оформлялись на Белкину Т.В. для получения налоговых вычетов.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В подтверждение обстоятельств о полном содержании умершим истца Белкину А.Ю., являющуюся членом семьи Белкина Ю.А., и не имеющую самостоятельного дохода, судом исследованы и принимаются во внимание показания свидетелей <.....> Д.Ю., <.....> Б.Б. и ставить под сомнение показания данных свидетелей у суда не имеется оснований. Эти свидетели подтвердили, что действительно, начиная с <дата> года по день смерти Белкин Ю.А., работал в <адрес>, вахтовым методом, был старший наряда, за работу получал заработную плату, которую в значительном объеме, необходимом для проживания и обучения в <адрес>, регулярно передавал своей дочери Белкиной А.Ю., говорил, что работает, потому что надо доучить дочку. Эти же обстоятельства подтверждены сыном умершего <.....> А.Ю., также допрошенным в ходе судебного разбирательства в качестве свидетеля.

Суд, оценивая доказательства в совокупности, касающиеся, в том числе, характер, объем финансового обеспечения истца, полагает, что для утверждения о том, что Белкина А.Ю. не была иждивенцем и не содержалась за счет своего умершего отца Белкина Ю.А., у суда нет оснований, матерью истца данное содержание не могло быть представлено из ее дохода в размере не более 15 000 руб., документы о данном обстоятельстве стороной истца также были представлены.

Иных доказательств, опровергающих вышеприведенные доводы истца, пенсионным органом суду не представлено, доказательств того, что Белкина А.Ю. находилась на иждивении иного лица, либо не находилась на иждивении вовсе, суду также не представлено. Иск Белкиной А.Ю. подлежит удовлетворению.

Судебные расходы истца по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления в суд, подлежат взысканию в пользу истца с ответчика по правилам ст.98 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Признать установленным факт нахождения Белкиной А. Ю. на иждивении отца Белкина Ю. А. на момент его смерти.

Признать за Белкиной А. Ю., <дата> года рождения, право на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца, возложить обязанность на Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики <адрес> назначить Белкиной А. Ю. пенсию по случаю потери кормильца, с выплатой в соответствии с действующим законодательством.

Взыскать в пользу Белкиной А. Ю. с Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Марий Эл судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики <адрес> в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Звениговский районный суд.

Председательствующий судья Е.П. Александрова

Мотивированное решение изготовлено 07 августа 2019 года.

2-455/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Белкина А.Ю.
Ответчики
ГУ УПФР в Звениговском районе
Суд
Звениговский районный суд Республики Марий Эл
Дело на странице суда
zvenigocsky.mari.sudrf.ru
22.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.04.2019Передача материалов судье
24.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.05.2019Предварительное судебное заседание
18.06.2019Предварительное судебное заседание
02.07.2019Предварительное судебное заседание
02.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.07.2019Судебное заседание
02.08.2019Судебное заседание
25.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2020Передача материалов судье
25.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.03.2020Предварительное судебное заседание
25.03.2020Предварительное судебное заседание
25.03.2020Предварительное судебное заседание
25.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
12.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее